Вечером 5 июня стало известно, что три балканские страны отказались пропускать самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который следовал в Сербию с запланированным визитом. В Белграде ситуацию посчитали «исключительно сложной». Сербский лидер Александр Вучич готовит обращение к согражданам в связи со случившимся.
На минувшей неделе глава МИД России Сергей Лавров анонсировал визит в Сербию – одну из немногих стран, которая все еще поддерживает с Россией дружеские отношения, несмотря на сложнейшую ситуацию на международной арене. 6-7 июня министр намеревался встретиться с президентом Сербии Александром Вучичем, а также со своим коллегой Николой Селаковичем, председателем парламента Ивицей Дачичем и патриархом Сербским Порфирием. В планы Лаврова входило обсудить с представителями руководства Сербии актуальную международную повестку, ситуацию в балканском регионе, а также вопросы взаимодействия Москвы и Белграда по ряду пунктов. По всей видимости, одной из главных целей было прояснить позицию Белграда относительно ситуации на Украине – в том числе, в контексте договоренности о поставках российского газа по ценам ниже европейских. Однако за несколько дней до назначенного визита Вучич заявил, что с ним могут возникнуть проблемы.
Александр Вучич: «Усложняется ситуация вокруг приезда Лаврова во всех смыслах, но я еще не готов об этом говорить. Есть вопрос, как Лавров приедет».
Сербский лидер также указал, что подготовка к приезду Лаврова осложняется еще и предстоящим визитом в Белград канцлера ФРГ Олафа Шольца, запланированного на 10 июня. Вучич допустил, что Шольц может отказаться ехать в Сербию после Лаврова, и это, по его словам, «было бы трагедией».
Перекрыли пути
А в минувшее воскресенье затруднения, о которых говорил президент Сербии, перестали быть опасениями и стали реальностью: Болгария, Черногория и Северная Македония отказались пропустить самолет Лаврова через свое воздушное пространство, и он не смог попасть в Белград.
Первые сообщения о том, что авиалайнер, на борту которого находился Лавров, вынужден был развернуться, не добравшись до Белграда, появились в сербской прессе вечером в воскресенье. Газета «Вечерне новости» обнародовала документ, подписанный официальным лицом, на основании которого пролет воздушного судна над территорией Черногории был запрещен – там присутствовала формулировка «not granted» (разрешение не предоставлено). В публикации отмечалось, что визит Лаврова в Белград «оказался под большим вопросом», но сербские власти не имеют к сложившейся ситуации никакого отношения, и их вины в этом нет.
Через некоторое время стало известно, что самолет главы российской дипломатии не пропустила и Болгария. Об этом сообщила посол РФ в Софии Элеонора Митрофанова. По ее словам, болгарские власти отказались предоставлять авиалайнеру Лаврова воздушный коридор через свое пространство.
Не удалось получить и разрешение на пролет у властей Северной Македонии. В результате борт Лаврова вынужден был развернуться и отправиться обратно в Москву.
Способностью к телепортации не овладели
Информацию о запрете балканских стран на пролет борта Лаврова через некоторое время подтвердили в МИД России. По поводу того, состоится ли в итоге визит министра в Белград, в ведомстве заявили: «Способностью к телепортации наша дипломатия еще не овладела».
Позднее в ток-шоу «Не арена» на итальянском телеканале La7 выступила офпред МИД России Мария Захарова.
Мария Захарова: «Час назад страны, окружающие Сербию, закрыли канал связи, не разрешив пролет рейсу Сергея Лаврова, который направлялся в Сербию. Российская делегация должна была прибыть в Белград для проведения переговоров. Страны-участницы ЕС и НАТО закрыли воздушное пространство, закрыли очередной канал связи».
Дипломат подчеркнула, что Запад во главе с США уже давно подошел к разрыву отношений с Россией, и ситуация с самолетом Лаврова – еще одно тому доказательство. По ее словам, с политической точки зрения ЕС не существует без США, руководствуясь указаниями Вашингтона, а сейчас выстраивает вокруг России железный занавес в интересах, прежде всего, американской стороны. Москва же, как указала Захарова, в отличие от ЕС не планирует устанавливать железный занавес. Действия стран Европы, направленные на изоляцию России, она объяснила их эгоизмом.
Без пространства для диалога
В Сербии ситуацию с визитом Лаврова назвали «исключительно сложной». По словам премьер-министра страны Аны Брнабич, урегулированием возникших затруднений пришлось заниматься лично президенту Вучичу. Она назвала создавшееся положение дел невероятным.
Ана Брнабич: «Когда у вас визит на таком высоком уровне, как визит главы МИД России, вы бы могли подумать, что люди в кризисные времена, когда мир находится на грани Третьей мировой войны, заинтересованы в том, чтобы услышать его позицию, насколько бы ни были с ней не согласны».
Премьер-министр подчеркнула, что должно существовать «хоть какое-то пространство для диалога», и есть вещи, которые должны быть услышаны.
Александр Вучич в связи с произошедшим готовит обращение к нации, с которым, предположительно, выступит вечером 6 июня.
При этом, как обращает внимание издание «Коммерсантъ», Сербия находится не в самом простом положении – с одной стороны на нее давит Запад, который настаивает на присоединении к санкциям, с другой – партнерство с Россией. И в таком контексте срыв визита Лаврова может быть не самым худшим раскладом для Белграда – по крайней мере, это отсрочит возможное обострение отношений с другими европейскими странами и с США. К тому же, как указывает издание со ссылкой на экспертов, в сложившихся обстоятельствах Россия заинтересована в этом визите больше, чем Сербия.
Занимательная география
Добраться до Сербии можно только через воздушное пространство одной из стран Европы – выхода к морю государство не имеет, поэтому маршрут можно проложить через воздушное пространство Болгарии, Румынии, Северной Македонии, Хорватии, Боснии и Герцоговины или Черногории. Раньше российские самолеты выстраивали свои маршруты именно так, но после начала спецоперации на Украине все изменилось. Западные санкции запрещают российским самолетам входить в воздушное пространство стран ЕС, к которым, в частности, относится Болгария. Черногория и Северная Македония являются кандидатами на вступление в европейское объединение, поэтому с их стороны имеет место дублирование антироссийских ограничений, которые вводит Брюссель. И в сложившейся ситуации неясно, каким образом российский министр может попасть в Сербию.
Возможно, решением стал бы полет на обычном рейсовом самолете Москва – Белград, поскольку Сербия сохранила авиасообщение с Россией, в отличие от большинства европейских государств, но неизвестно, рассматривается ли такой вариант.