Найти в Дзене
Ясно Понятно

«Жигули» — едет, и уже хорошо. Как российский автопром будет жить в мире санкций

Оглавление

8 июня после почти сорокадневного простоя с конвейера завода АвтоВАЗ в Тольятти сойдут новые Lada Granta. Однако они будут заметно отличаться от «докризисной» версии. Какими будут новые российские автомобили? И что ждет отечественный автопром дальше?

Твоя вишневая «девятка»

Санкции и разрушение логистических цепочек серьезно ударили по российским автопроизводителям. Из-за нехватки компонентов практически все российские автозаводы в течение весны работали с перебоями или вовсе приостановили производство.

Из-за «продолжающегося кризиса в поставках электронных компонентов» с конца апреля в корпоративный отпуск ушел АвтоВАЗ. Возобновление производства неоднократно переносилось и, по последним данным, запланировано на 8 июня.

Однако новые Lada будут заметно отличаться от старых версий. АвтоВАЗ собирается возобновить выпуск «Гранты» в двух версиях: первой не достанется никакого оборудования повышенного комфорта, а вторая получит электроусилитель руля и электростеклоподъемники.

Обе Granta лишатся системы антиблокировки ABS, кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС» и подушек безопасности, а класс двигателя снизят с Евро-5 до Евро-2. Силовой агрегат — безальтернативный восьмиклапанный ВАЗ-11182 объемом 1,6 литра и мощностью 90 л.с.

Цены на упрощенные Lada Granta, согласно дилерской информации, будут лежать в диапазоне от 640 до 840 тысяч рублей. В настоящее время прайс-лист на обычную «Гранту» в кузове типа седан начинается от 728 000 рублей.

Чипы решают все

Правительство РФ разрешило автопроизводителям до 1 августа выпускать автомобили всех экологических классов, а также не оснащать систему вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» функцией автоматического срабатывания. Кроме того, допускается отказ от установки некоторых систем, например, ABS и ESP. Послабления также коснулись подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности.

Причина такого смягчения ГОСТов для производителей — нехватка электронных компонентов для производства. Даже механизмы ремня безопасности имеют чипы, которые определяют степень резкости торможения. Система активной безопасности вообще оснащена своим блоком управления. Причем эти детали и узлы были в значительной степени импортными и фактически исчезли с российского рынка.

Заводов много, машин мало

На протяжении последних 20 лет российские власти делали все возможное, чтобы привлечь в нашу страну автопроизводителей. Это было правильное решение, которое позволило наладить в России выпуск современных моделей, рассуждают опрошенные «Известиями» эксперты. Однако международная ситуация изменилась, и отлаженная схема начала давать сбои.

Автопром — одна из самых кооперированных отраслей мировой экономики, отмечают аналитики. В настоящее время ни одна страна не может выпускать автомобили независимо от других государств. Поставщики тех или иных комплектующих находятся по всему миру, все автопроизводители закупают необходимые детали в разных странах. И Россия буквально за несколько месяцев оказалась от этого глобального рынка фактически отрезанной.

Власти упустили из виду локализацию выпуска комплектующих для сборки машин, считают эксперты. Автозаводов в стране много, но почти все они простаивают из-за проблем с логистикой комплектующих. Производители автокомпонентов, которые открыли в России собственное производство, осуществляют лишь финальную сборку необходимых деталей.

Многие комплектующие для производства тех или иных автомобильных узлов и агрегатов все равно поставляются из-за рубежа. И сейчас их отсутствие жестко бьет по всей отрасли.

Деградация и китайцы

Постановление правительства, разрешающее выпуск упрощенных автомобилей, наглядно демонстрирует уровень развития базы автокомпонентов в нашей стране, говорят эксперты. Реальность такова, что Россия своими силами может выпускать только такие автомобили.

При этом современный автопром построен на понятии «платформа», рассуждают аналитики. Это мощная технологическая база, на основе которой выпускается целая гамма автомобилей. Но это очень дорогая конструкция. К примеру, разработка платформы MQB стоила «Фольксвагену» 8 миллиардов долларов. Она существует с 2013 года и с тех пор дважды подвергалась модернизации, каждая из которых стоила по полтора миллиарда.

АвтоВАЗу принадлежит старая французская платформа Nissan B0. «Рено» внес ее в качестве инвестиции в СП «Рено-Ростех». Проблема этой платформы в том, что она создана в 2002 году и крайне устарела. А полноценная ее модернизация может потребовать огромных инвестиций, что резко увеличит стоимость конечной продукции и повлияет на спрос.

При этом российский авторынок сравнительно мал как в объемах, так и в деньгах. И продавать на нем много дорогих машин просто не получится. Как следствие, масштабная модернизация производства является экономически бессмысленной.

В итоге, скорее всего, российский автопром пойдет по пути упрощения или деградации, говорят аналитики. А ниши уходящих европейских автоконцернов займут китайцы, которые также вряд ли будут стремиться к глубокой локализации производства.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал