Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

327 прочитали

Все мы помним, что Ренессанс - это время появления многосторонних, универсальных личностей, не ограничивающих себя какой-либо отдельной областью деятельности. Обычно в качестве примера такого гения называют Леонардо да Винчи. А что же другие, так называемые, титаны Возрождения? Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти? Их круг увлечений был, конечно, более скромным, чем у гениального коллеги, однако и они были одарены многими талантами.

Обычно, говоря о Рафаэле Санти, мы вспоминаем о нём как о выдающимся художнике, на живописное наследие которого равнялись последующие поколения мастеров. (Рафаэль Санти - "певец Мадонн", Рафаэль в Риме)

Однако этот великий представитель своей эпохи был также архитектором, интересовался скульптурой и писал стихи.

Рафаэль Санти. Автопортрет
Рафаэль Санти. Автопортрет

Рассказ про Рафаэля-архитектора, мы начнём с того, что в 1508 году Рафаэль был приглашён ко двору папы римского Юлия II по рекомендации своего родственника и земляка Донато Браманте. Когда Браманте умер (в 1514 г.), именно молодой Санти сменил почившего наставника на посту главы строительных работ собора Святого Петра, строящегося в Ватикане.

Круг задач, который Рафаэль взял на себя, получив эту должность, оказался гораздо шире. Следуя за общими идеями эпохи, мастер с азартом и рвением начал изучать архитектуру древности, оставшуюся в Риме со времён античности, а также трактаты знаменитого древнеримского зодчего Витрувия.

Пришедший на смену Юлию II новый глава Ватикана Лев X, будучи представителем рода Медичи (которые прославились увлеченностью культурой и искусством), вполне разделил интересы своего придворного мастера и назначил его первым археологом античного Рима, а затем и "комиссаром по древностям".

Рафаэль Санти. Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси

В обязанности Рафаэля входило проведение раскопок, анализ и учёт найденного, зарисовки и и обмеры памятников старины, а также формирование коллекции произведений искусства Ватикана. Рафаэль подошёл к делу с тщательностью учёного, и на основе проводимых археологических работ даже составил план античного Рима.

Но только изучением археологических памятников, деятельность гения эпохи, конечно, не ограничивалась. Общепризнанным фактом является то, что именно Рафаэль, после смерти Браманте и до собственной кончины (1514 - 1520), был самым востребованным и успешным зодчим. Считается, что его работы стали переходными от высокой классики к палладианству.

Рим. Церковь Сант Элиджо дельи Орефичи, начата в 1509 г. Рафаэль. Чертеж С. Перуцци.
Рим. Церковь Сант Элиджо дельи Орефичи, начата в 1509 г. Рафаэль. Чертеж С. Перуцци.

Планы его построек всегда стремятся к идеальным формам. Они симметричны, композиционно строги и лаконичны. Рафаэль предпочитает центрично-купольные сооружения, чьи фасады украшены пилястрами, а интерьеры и дворики - аркадами и лоджиями.

Мастер пробовал себя, как в создании культовых сооружений (церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи и капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме), так и светских дворцовых и жилых построек (палаццо Видони-Каффарелли, Бранконио дель Аквила, Палаццо Пандольфини во Флоренции, палаццо врача папы Джакопо да Бреша, «Вилла Мадама» в Риме).

Капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо построена по проекту Рафаэля
Капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо построена по проекту Рафаэля

Каждый раз, проектируя здание, Рафаэль старался учитывать не только пожелания заказчиков, а также местность и окружение, в котором оно будет находиться, придавая облику постройки индивидуальный, классический, но нарядный вид.

Палаццо дель Аквила. Рафаэль. По реконструкции Геймюллера
Палаццо дель Аквила. Рафаэль. По реконструкции Геймюллера

К сожалению, ни одна из архитектурных работ Рафаэля не сохранилась до наших дней в первоначальном состоянии.

Вилла Мадама. По проекту Рафаэля Санти
Вилла Мадама. По проекту Рафаэля Санти

А вот достоверных сведений о том, что Рафаэль Санти был ваятелем не сохранилось. Однако интерес к этому виду творчества у него определённо был. Так, известно, что мастер делал эскизы будущих изваяний, и по его рисункам, и под его непосредственным руководством и наблюдением эти скульптуры изготавливал один из талантливых учеников мастера - Лоренцо Лотти, более известный по прозванию Лоренцетто (1490 - 1541).

Самая известная из таких работ украшает Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. "Мёртвый мальчик на дельфине".

"Мёртвый мальчик на дельфине". Скульптор - Лоренцо Лоренцетто, по рисунку Рафаэля Санти
"Мёртвый мальчик на дельфине". Скульптор - Лоренцо Лоренцетто, по рисунку Рафаэля Санти

Как и многие современники, Рафаэль знал и любил поэзию. Один из хороших друзей художника - писатель и мыслитель Бальтассаре Кастильоне (1478 - 1529), написал трактат "Придворный", где описывал идеальные качества, которыми должен обладать человек определённого (изысканного) круга. Нужно сказать, что этот образ практически был списан с современников автора, по крайней мере, он был достижим и к нему стремились многие.

Рафаэль Санти. Портрет писателя Бальтассаре Кастильоне
Рафаэль Санти. Портрет писателя Бальтассаре Кастильоне

Так вот, в числе прочего Кастильоне в своём труде пишет следующее: "Я хочу, чтобы наш придворный был более чем посредственно знаком с литературою, по крайней мере с той, которая называется изящной, и чтобы он знал не только латинский язык, но еще и греческий... чтобы он хорошо знал поэтов, а равно ораторов и историков, и, что важнее всего, умел бы сам хорошо писать стихами и прозой..."

Рафаэль Санти вполне разделял взгляды своего друга и, более того, по утверждению биографов, во многом соответствовал описанному Кастильоне идеалу. Поэтому неудивительно, что он пробовал себя и в поэтическом жанре. Сохранились стихи "божественного" Рафаэля, написанные в уголках и на полях эскизов. Всего шесть сонетов (достоверное авторство подтверждено у четырех из них), но мастерство слога, которые они нам демонстрируют, достойны гения Ренессанса. В основном - это любовная лирика. Кому великий художник посвящал поэтические строки? Для нас это остаётся тайной.

Вот один из сонетов великого Рафаэля Санти, в переводе А.Махова:

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться — равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.

Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса

Боттичеллевское настроение

Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?

Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Опять Джоконда?!

Рафаэль Санти - "певец Мадонн"

Рафаэль в Риме

Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость

Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал

Микеланджело - поэт

Венеция принимает эстафету

Загадки Джорджоне