Это интересный тип городов, который характерен для стран-экспортеров энергетических ресурсов. Но в России по части образования таких городов все развивается по-своему.
Исторически город – это центр ремесла и торговли, а позднее фабричного производства. Существование городов является выражением базового разделения труда, когда одни кормят, а другие снабжают промышленными изделиями.
Все меняется, когда страна обнаруживает у себя богатые месторождения полезных ископаемых и начинает их экспортировать. Валютная выручка позволяет ей теперь купить за границей все то, что раньше она производила у себя сама: это, с одной стороны, дешевле, а с другой стороны, зачем тратить силы на, скажем, разведение овец, если, затратив их на добычу нефти, ты получишь больше и в единицах тех же овец? (Это как раз принцип сравнительных преимуществ в действии.)
Однако не все блага можно купить за границей. К ним относятся недвижимость или услуги массажиста. Поэтому такие экономики обычно лишь добывают нефть и развлекают нефтяников. Последнее и является специализацией городов в таких странах, почему их, в отличие от традиционных промышленных городов, называют "consumption cities".
В чем до сих пор обнаруживался "особый путь" России – это в интересном взаимоотношении добывающих и обрабатывающих отраслей. В мире рост первых обычно идет рука об руку с упадком вторых. У нас же в период бурного роста нулевых, судя по региональным данным Росстата, добывающие отрасли не только не вытесняли, но и стимулировали отрасли обрабатывающие.
Некоторые, правда, полагают, что появление этого неприятного эффекта является вопросом времени. Однако в условиях нынешнего санкционного режима ждать, похоже, придется долго.