Найти в Дзене

Черная дыра из черного ящика

Харуки Мураками, опрашивая в книге «Край обетованный» последователей секты «Аум Синрикё», выписал обвинительный приговор современности.

Книгу Харуки Мураками «Край обетованный» уже успели обозвать «сиквелом». Доля правды в этом есть, не случайно второе название книги - «Подземка-2». Вышедшая у нас в 2006-м «Подземка», как известно, стоит в творчестве самого известного японского писателя особняком - это не художественный роман, а документальный. Сборник интервью с людьми, пережившими атаки террористов в токийском метро 20 марта 1995 г., когда члены секты «Аум Синрикё» распылили на трех линиях столичной подземки отравляющий газ зарин.

«Край обетованный» принадлежит к этому же жанру, а о причинах повторного обращения Мураками вполне понятно рассказывает в предисловии:

«По правде сказать, работая над «Подземкой», я твердо решил не заниматься сбором информации об «Аум Синрикё». Хотелось, насколько возможно, поставить себя на место тех, кто пострадал в тот день - 20 марта 1995 года. В положение людей, которые, ни о чем не подозревая, получили смертельный удар непонятно от кого.

Поэтому я намеренно не включил в «Подземку» точку зрения «Аум Синрикё».

Но работа была закончена, книга вышла, волнение улеглось, все успокоилось, и меня самого постепенно стал все больше волновать вопрос: «Что же такое «Аум Синрикё»? В «Подземке» секта «Аум Синрикё» предстает как неопределенная угроза - некий «черный ящик», - жестоко и внезапно вторгающаяся в повседневную жизнь. И я решил попытаться и приоткрыть этот «черный ящик», посчитав, что, сопоставив его содержимое с перспективой, предложенной в «Подземке», или, иными словами, проанализировав их разнородность и однородность, может быть, удастся достичь большей глубины в понимании того, что произошло».

-2

В поисках глубины писатель оправился разыскивать членов «Аум Синрикё», бывших и нынешних, и беседовать с ними.

И в ходе этих бесед проявилось первое отличие, не позволяющее считать «Край обетованный» простым продолжением «Подземки». В «Подземке» Харуки Мураками практически не было - он появился лишь в начале и в конце, и там, и там - на насколько страниц. Все остальное - монологи пострадавших. В «Крае обетованном» же - не монологи, а диалоги. Писатель там - полноправный участник бесед, не только спрашивающий и уточняющий, но и активно полемизирующий со своими визави: высказывающий свое несовпадающее мнение, апеллирующий к собственному жизненному опыту и т.п.

Однако различие между книгами отнюдь не исчерпываются рекламным слоганом «больше Мураками».

В «Подземке», как я уже писал, показания пострадавших в итоге обернулись уникальным портретом сегодняшней японской нации. В «Крае обетованном» пазл сложился еще причудливее, эта книга от первоначального замысла отбежала на совсем уж марафонскую дистанцию.

-3

Мураками попытался понять - что же было в том «черном ящике», откуда там взялись люди, как они туда попали. И начал с напрашивающегося - с анкетных данных, биографических справок, семейного положения и сведений об образовании.

Ничего интересного.

Обычные биографии обычных людей. Но вот когда все эти уроженцы префектуры Фукуи, выпускники колледжей на Хоккайдо, школьники, рисовальщики манга и школьные учителя заговорили… Из откровений всех этих типичных японцев, тривиальнейших отпрысков ничем не примечательных «сарариманов» (искаженное англ. «salaryman» - человек, живущий на зарплату) начинает складываться странная мозаика:

- Хотелось поделиться с кем-нибудь своими мыслями - но с кем? Все или заболели зубрежкой перед экзаменами, или, кроме машин и бейсбола, ни о чем больше не могли говорить.

-4

- Последние три года я проучилась в муниципальной школе в Канагаве. Там были совсем другие разговоры - кто в кого влюблен, о моде, где лучше караокэ. Только о развлечениях. Для меня эта болтовня не имела никакой ценности, и я всегда оставалась в стороне.

- Иногда я пробовал заговорить об этом с приятелями, но разговора не получалось. Подойдешь к кому-нибудь потолковее и слышишь восторженный ответ: «Ну ты даешь! Надо же до чего додумался! Это круто!» И все. Людей, с которыми можно вволю наговориться о самом интересном, мне что-то не попадалось.

Случайно или нет, но практически все персонажи книги Мураками - белые вороны. Странные существа, которым чего-то не хватало в жизни. Которые не то не могли, не то просто не хотели жить так, как положено - с ежедневными поездками на службу, ежемесячными выплатами по кредитам, еженедельными расслаблениями в караоке-баре и т.п.

У каждого из них была какая-то сосущая пустота внутри, и именно стремление чем-то заполнить эту пустоту и выдернуло их нормальной жизни. Эта не то ущербность, не то выщербленность и вывела их на дорогу, упершуюся в итоге в вывеску «Аум Синрикё»

Их показания вызывают не ожидаемый гнев на пусть невольных, но пособников убийства. И не даже не сожаление по обманутым и запутавшимся людям. В том-то и дело, что опрошенные писателем сектанты не выглядят ни злодеями, ни наивными дурачками. Как ни странно, больше всего эти люди напоминают живые иллюстрации к древней истине «Не хлебом единым…».

-5

И автор, понимая, что у него получается изобличение, но никак не последователей Асахары, с горечью резюмирует: «В Японии отсутствует нормальная и эффективная страховочная подсистема, которая в состоянии принимать людей (особенно молодежь), оторвавшихся от главной системы - японского общества, и после трагедии в токийской подземке в этом отношении ничего не изменилось. Организация «Аум Синрикё» сокрушена, но до тех пор пока в нашем обществе существует такой серьезный системный недостаток - своего рода «черная дыра», - похожая, засасывающая в себя людей, структура - подобие «Аум Синрикё» - может когда-нибудь возникнуть вновь».

Мураками Х. Край обетованный. М.: ЭКСМО, 2007.

___________________

Подписывайтесь на мой канал "Читать книги", и спасибо, что дочитали. ____________

Если вы любите читать, рискну предложить вам познакомиться с моей книгой "В бой идут..." - https://author.today/reader/32004/239836.

Это добрая и смешная фантастика о поколении "последних советских людей", в свое время вошедшая в лонг-лист премии "Электронная буква-2019".

-6

Близкое будущее. По государственной программе «Вторая молодость» заведующая домом престарелых, желая освоить выделенную квоту, с грехом пополам набирает четырех старичков, еще не впавших в маразм и не высыпавших весь песок, для участия в игре «Альтернативная реальность». Вот только старички оказались тем еще подарком! Бунты и побеги, друзья и враги, стихи и проза, прокачка, данжи и туповатый скелет Цитамол.