Найти тему

Начало блокады Калининградской области?

Важные новости пришли 17 июня 2022 г. от властей соседней с Калининградом Литвы. С 18 июня Литовские железные дороги прекращают транзит санкционных товаров из России в Калининградскую область и обратно. Обсудим различные аспекты этого решения.

1)Аспект географический. Для понимания важности транзитного грузооборота и его влияния на экономику Калининградской области нужно взглянуть на карту.

Калининградская область граничит с 2 государствами: Польшей и Литвой. Непосредственной границы с "большой" Россией у Калининградской области нет. Не только с Россией, но и с дружественной Белоруссией, которую от Калининграда отделяет узкий 100-километровый Сувалкский коридор, проходящий между границами Польши и Литвы. Коридор назван по расположенному здесь польскому городу Сувалки. О геополитическом и военном значении этого коридора поговорим в статье "Сувалкский коридор - мостик в Калининградскую область из большой России?".

Оба государства - и Литва, и Польша являются членами ЕС и НАТО. Основной грузооборот из России в Калининград и в обратном направлении проходит именно по территории Белоруссии и Литвы.

2)Аспект политический. После начала всем известных событий, о которых не принято говорить в негативном ключе, Европейский союз вводит пятый пакет санкций против Российской Федерации. Одним из пунктов введенных санкций является запрет на перемещение подсанкционных товаров по территории ЕС. Но в этом же пакете санкций присутствует важная оговорка: из ограничений исключается транзит между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации.

Как ранее неоднократно заявляли власти Литвы, введение запрета на транзит подсанкционных товаров не может приниматься Литвой в одностороннем порядке, без согласования с властями Евросоюза. И вот это согласование было получено. ЕС дал добро?

3)Аспект экономический. Калининградская область на 90% процентов обеспечивает свои потребности в сельскохозяйственной продукции, но критически зависит от поставок непродовольственных товаров из "Большой" России. Также крайне зависимы от поставок в "большую" Россию производители Калининградской области - в основном это местные поставщики продовольственных товаров.

4)Аспект транспортный. Объем грузооборота Калининградской области с основной Россией - около 20 млн тонн в год. После исключения железнодорожных дорог из логистической цепочки остается 3 способа доставки: 1)грузовой автотранспорт (пока не закрытый Евросоюзом), 2)авиасообщение - крайне дорогое и не обеспечивающее полностью нужды региона и 3)паромная переправа - между Балтийском и Усть-Лугой в Ленинградской области.

На данный момент доставка паромами может обеспечить около 1 млн тонн грузооборота в год. Чтобы полностью закрыть все транспортные потребности области и компенсировать потерю железнодорожного сообщения необходимо, как сообщал ранее губернатор Алиханов, введение на линию дополнительных 10 паромов (помимо 4 действующих).

Как заявляет губернатор, все возможные варианты решения проблемы прорабатываются с федеральными властями. Хочется надеяться, что крайний вариант разрешения этой ситуации пока еще не рассматривается.

P.S. 21 июня стало известно, что Литва перекрывает транзит подсанкционных товаров, перевозимых по территории республики грузовым автотранспортом. С полным списком товаров, попавших под санкции ЕС, можно ознакомиться в этой статье.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь, если хотите получать уведомления о новых публикациях. Поставьте лайк, если статья понравилась. Высказывайте свое мнение в комментариях. Адекватные комментарии приветствуются. Неадекватные комментарии, вместе с авторами, отправляются в бан.