24 подписчика

История и судьба Сергей Юльевича Витте

Сергей Юльевич, граф Витте(родился 29 июня [17 июня по старому стилю] 1849, Тифлис, Грузия, Российская империя - умер 13 марта [28 февраля по старому стилю] 1915, Петроград), российский министр финансов (1892-1903) и первый конституционный премьер-министр Российской империи(1905-06), который стремился сочетать твердое авторитарное правление с модернизацией по западному образцу.

Жизнь

Сергей Юльевич, граф Витте(родился 29 июня [17 июня по старому стилю] 1849, Тифлис, Грузия, Российская империя - умер 13 марта [28 февраля по старому стилю] 1915, Петроград), российский министр...

Отец Витте, голландского происхождения, руководил сельскохозяйственным отделом в канцелярии генерал-губернатора Кавказа. Его мать происходила из высокопоставленной семьи русского дворянства, занимавшейся государственной службой. Детство Витте на Кавказе было счастливым.

После успешной карьеры в качестве студента математики в Новороссийском университете (ныне Одесский государственный университет) в Одессе Витте думал о начале академической карьеры. Но он последовал совету друга семьи, министра путей сообщения, и поступил на железную дорогу администрация. Это было начало карьеры, которая привела Витте в самое сердце имперской политики и финансов. После периода в канцелярии генерал-губернатора Одессы и Бессарабии (1871-74), Витте изучал железнодорожное управление в Одесской железной дороге в Одесской канцелярии Министерства путей сообщения.

В 1889 году Витте было предложено создать железнодорожный департамент в Министерстве финансов. Он быстро продвигался вперед и быстро стал министром путей сообщения (февраль 1892) и министром финансов (август 1892).

Используя всю мощь государства, Витте развернул широкую деятельность: реконструированный Государственный банк предоставил готовый капитал в распоряжение промышленности; были созданы русские пароходные компании, морские и инженерные школы; поощрялись сберегательные кассы; было реформировано корпоративное право; рубль стал конвертируемым. Витте также сыграл важную роль в привлечении крупных кредитов от инвесторов во Франции, Великобритании, Бельгии и Германии для финансирования российской индустриализации.

Сергей Юльевич, граф Витте(родился 29 июня [17 июня по старому стилю] 1849, Тифлис, Грузия, Российская империя - умер 13 марта [28 февраля по старому стилю] 1915, Петроград), российский министр...-2

Он направил свою наибольшую энергию на стимулирование строительства железных дорог, особенно Транссибирской линии (фактически начатой в 1891 году). Он видел в ней не только средство принести городской прогресс в деревню, но и сам по себе экономический стимул, связующее звено между европейской и азиатской Россией, способ сделать Россию главным посредником между Западной Европой и Дальним Востоком. В августе 1903 года Витте был отстранен от Министерства финансов и назначен на во многом декоративную должность председателя Комитета министров.

Он должен был в бессилии смотреть, как правительство ввязывается в войну с Японией. Но он должен был оказать очень важные услуги империи в 1905 и 1906 годах. В июле 1905 года он был назначен главным российским полномочным представителем для ведения мирных переговоров с Японией. Он получил неожиданно выгодные для России условия, но его достижение не сделало его более популярным.

Витте также сыграл важную роль в заключении соглашений в 1906 году с группой европейских банкиров о серии займов, которые восстановили российские финансы, которые были в состоянии фактического краха из-за последствий поражения на Дальнем Востоке и широко распространенных восстаний 1905 года.

Это была последняя возможность Витте служить государству. В апреле 1906 года он был вынужден уйти с поста премьер-министра, утратив то немногое доверие, которое питал к нему царь. Витте так и не вернулся на свой пост, и его попытки повлиять на политику оказались безрезультатными. Таким образом, летом и зимой 1914-15 годов он тщетно выступал против вступления России в Первую мировую.

Он умер озлобленным и удрученным, предвидя катастрофу для царской империи.

Наследие Витте

Репутация Витте была сначала затмена крахом царизма, но теперь его ценят как преемника Петра I Великого в стремлении модернизировать отсталую империю и как предтечу коммунистов в политике осуществления промышленной революции сверху. “Виттовский период” 1892-1903 годов вполне можно сравнить с периодом Первой пятилетки. Но Витте работал в несимпатичном политическом контексте, который, возможно, был несовместим с индустриализацией и которым он в конечном счете потерпел поражение.