737 подписчиков

Золотое божество (обзор аниме)

261 прочитал

Погоня за золотом самых разных людей, интересных и не очень. Много юмора, абсурда, экшна, мускулов и культуры народов Дальнего Востока.

И немало зимы. Источник: kg-portal.ru.
И немало зимы. Источник: kg-portal.ru.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня хотелось бы поговорить о вышедших трёх сезонах и двух овах аниме-адаптации манги, что вещает нам о приключениях самых разных людей, ищущих легендарное сокровище айнов, их жизнях, мотивах и судьбах. О том, что удалось показать, а что не очень, с чем переборщили, а с чем выдержали меру, забавном и не очень, клюкве и прочей кухне и пойдёт речь в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: Geno Studio. Годы выхода: 2018 (первый и второй сезоны), 2020 (третий сезон). Средняя оценка за три сезона: 8,1 (взят сайт MAl; всего голосов 93927); личная оценка: трёх сезонов – 7,4; овы ко второму сезону – 5,0.

Постер к третьему сезону аниме. Сзади слева направо: Саити Сугимото, Гэндзиро Танигаки, Хадзимэ Цукисима, Отоносин Който. Спереди слева направо: Хякуноске Огата, Ёситаки Сираиси, Кироранке, Асирпа. Источник: zerochan.net.
Постер к третьему сезону аниме. Сзади слева направо: Саити Сугимото, Гэндзиро Танигаки, Хадзимэ Цукисима, Отоносин Който. Спереди слева направо: Хякуноске Огата, Ёситаки Сираиси, Кироранке, Асирпа. Источник: zerochan.net.

Ветеран русско-японской войны Саити Сугимото, за свою выживаемость в страшнейших мясорубках под Порт-Артуром прозванный Бессмертным, не может найти своего места в мирной жизни, пока случайно не узнаёт о карте с кладом сокровищ айнов, вытатуированной на спинах заключённых, сбежавших в своё время из одной из самых охраняемых японских тюрем – тюрьмы Абасири. В своих поисках он натыкается на айнскую девочку Асирпу, что за возвращение айнам их же золота (то есть за % от клада) соглашается помогать Саити, а впоследствии к ним присоединятся один из зеков, король поносов побегов Ёситаки Сираиси. Однако не бывает клада, получить который не хотели бы все ушлые, так что и тут находятся другие предприимчивые проходимцы: тут и лейтенант Цуруми, лелеющий мечты военного переворота, и Тосидзо Хидзиката (не убитый в 1869 году, ведь тут не история по секретным документам и в принципе не история), желающий переворота хотя бы на Хоккайдо, и предатель из отряда Цуруми Огата, и простой солдат родом из племени матаги, Танигака, желающий просто вернуть Асирпу домой, к бабушке. Эти и другие люди, каждый движимый своими целями, кто независимо друг от друга, а кто объединив силы, начинают искать потерянное золото.

1.2 Несколько о неуместности, гнили и клюкве.

По традиции, начну с нареканий. К коим относится и то, что порой сериал бросает из одной крайности в другую – вот рассказывают о национальном блюде айнов и что они говорят заместо приятного аппетита перед едой, и в той же сцене начинаются шутки про говно, ведь мисо так на него похоже. Когда такой юмор к месту, выходит нормально и забавно: ведь когда зимой вы примёрзли друг к дружке, и золотой дождь слаще мёда покажется (утрированно). Но совсем другое дело, когда это не к месту, как в паре сцен с обедом, либо же на этом строится вообще всё. Основательно спятивших зеков в ЗБ весьма много, но когда всё раскрытие сводится к эрекции во время охоты на медведя либо же эрекции от мыслей об убийстве, подобное не вызывает ни смеха, ни сочувствия: лишь раздражение, что подобные чокнутые создания поедают хронометраж, который лучше бы пустили на интриги, экшн и приключения – то, чем франшиза запомнилась в хорошем ключе. Впрочем, после просмотра овашек ко второму сезону, в одной из которых вообще весь юмор и сюжет построили на зоофиле и показе того, как он несчастных зверушек любит (особо нездоровая тяга у авторов почему-то к медведям), эти претензии померкли, ибо в лицо ткнули совсем ужасный пример, как шутка не просто становится пошлостью, а как эта пошлость жуётся чуть меньше получаса. Очень смешно!

Но и забывая перегибы в комедийной части, неуместности остаются. Даже в рамках того, что вселенная вымышленная: в каком вообще мире какому-то лейтенанту (и в принципе, кому-то) позволено брать под начало эсминец и разносить им государственную тюрьму, оправдывая то, отчего даже на Авроре выкатили бы глаза, фразами типа: «скажем властям, что там был бунт. Они нам поверят.» В отличие от могучего волка, помогающего Асирпе даже спустя годы, подобные условности я принять не могу. Как и часть прогнивших внутри и снаружи персонажей, охотящихся за сим кладом. Хотя у многих тут есть своя, вполне оригинальная мотивация искать золото (и ищут они его из-за разных целей, что также довольно интересно), лично я не могу симпатизировать ни жестокому Цуруми, как бы он не был умел в вербовке лояльных подопечных, ни совершенно утопичному, из прошлого века, Хидзикате, как бы его Дзёдзи Наката своей харизмой не тянул, ни уж тем более предателю Огате, как бы умело он не выходил сухим из воды, делая то, что душеньке его угодно. Бесспорно, в святые тут никто и не подавался, но и желания того, чтобы именно кому-то из них достался в конечном итоге клад, нет ни малейшего.

И, уже понемногу переходя к понравившемуся, всё же скажу о клюкве. Хотя в целом после просмотра аниме впечатление о России на основе увиденного положительные, есть и то, что добавлено, либо же переделано не пойми зачем и ради чего. И если превращение русской народной забавы «стенка на стенку» в небольшой бой «четыре на четыре» на боксёрском ринге можно списать на желание сделать побольше референсов к Jojo (хотя чем было бы хуже выгнать полуголых накаченных мужчин биться на морозе, дабы всё традиции соответствовало?), то вот почему именно Соньку Золотую Ручку взяли для создания образа идейной революционерки, ради убийства царя и построения счастливого будущего народов Российской империи (а не ту же реально существовавшую Софью Перовскую) не гнушавшейся ничем, неясно. Однако поскольку ни эта фентезийная клюква, ни уже более реальные аспекты, не формируют заведомого негативного отношения к русским, айнам или матаги, считать это серьёзным недостатком не стоит.

1.3 О культурном коде, мотивах и атмосферности.

Традиционное русское гостеприимство: несколько японских солдат и айнский мальчик угощаются борщом. Источник: там же.
Традиционное русское гостеприимство: несколько японских солдат и айнский мальчик угощаются борщом. Источник: там же.

Ибо в остальном культура как Японской и Российской империй, так и населяющих её дальневосточных народов в частности, показана интересно, причём на самом обыденном уровне. Так, можно услышать говор айнов, узнать об их традициях, привычках и поверьях, дабы повторять за вкусной трапезой «хина, хина!» и не забывать, что приходится делать с пойманными медвежатами, когда те подрастают... Что любопытно, показаны и небольшие отличия в поведении и быте айнов японских от айнов с острова Сахалин (которых нынче уже почти не осталось): другая еда, другой разводимый олень (кабарги), хотя язык вроде один. Показаны и российская глубинная культура и сельский быт дальневосточных поселенцев: и если здешние «стенки» смотрелись неестественно, то простая русская изба с простой крестьянской историей о беглянке с солдатом в поисках лучшей жизни и парой новомодных фотографий на стене смотрится весьма аутентично. Как и самовар с сушками, похвала блюду «вкусно» и сама русская речь, по которой понимаешь, насколько оная порой тяжела для японцев (если у сейю Цукисимы получалось действительно похоже на японца, осилившего русский, то слушая Соньку, иногда нужны были русские субтитры внизу – настолько не понимал слов). Присутствует и пост Александровский (на тот момент место каторги; Золотая ручка, к слову, там действительно сидела, хотя и умерла ещё до русско-японской войны), и даже Владивосток.

Помимо сего хорошего фона с безобидной клюквой, большую часть персонажей успевают раскрывать. И если с некоторыми не получилось ни в комедию, ни в драму, ни во что, то центральные герои (Сугимото, Асирпа, Ёситаке) и их ключевые соперники в погоне за айнским золотом показаны, во-первых, личностями с разными характерами, поведением и вытекающими из них разными же поступками. Во-вторых, у многих из них оказывается своя мотивация искать это золото; более того, далеко не для всех она тут ограничивается неким абстрактом «лучшей жизни». Деньги, ежели не о «Скупом рыцаре» говорим, вообще-то не самоцель, а лишь средство. Либо банальное желание жить богато и красиво, либо для свершения глобальных целей: организовать ли военный мятеж (Цуруми), организовать мятеж и реставрацию сёгуната хотя бы на Хоккайдо (Хидзиката), либо же вернуть принадлежащее коренному народу по праву (Асирпа), использовать деньги для поднятия народов Дальнего Востока на борьбу с русско-японским империализмом (Юлбарс; хотя такая борьба априори безнадёжна, стоит напомнить, что культура коренных народов постепенно утрачивается в ходе интеграции с более сильными титульными нациями), или для помощи жене погибшего на войне товарища (Сугимото). Что любопытно, некоторые из участвующих в погоне за кладом делают это даже и не особо из-за золота, как тот же Огата, для коего борьба и предательства стали неотъемлемыми атрибутами собственного существования. Кто-то как Танигаки, напротив, участвует во всём этом, чтобы оградить другого человека (в его случае, Асирпу) от разрушающей привычные моральные нормы беспринципности, сопутствующей делам золотоискательным.

Однако и общее у многих перечисленных, да и не только их, охотников за сокровищами, можно найти. Так, участвующие здесь ветераны войн (русско-японской, Реставрации Мейдзи) и бывшие узники тюрьмы Абасири оказываются неприкаянными: они не могут нормально ужиться на Хоккайдо и в целом в мирной Японии. Ни бежавшим заключённым, ни ветеранам войны в мирной жизни сладко не живётся. Ведь что на войне, что в тюрьме, помимо идей взаимопомощи, частенько довлеет и другая идея: «выжить должен я». И чтобы выживать в десятках схваток/бежать из десятков тюрем, есть разные способы. Можно проявлять нечеловеческое упорство и выдержку, закаляя сталь, можно полагаться на удачу, а можно раз за разом отбрасывать привычные моральные каноны, которые слишком уж часто твердят о важности «других». Не лучше ли этих «других» держать при себе, умело манипулируя ими в своих интересах? Таким образом, разные мотивы, обусловленные разными историями, будут влиять и на разные подходы героев к поиску клада и борьбу с конкурентами.

А посему смотреть аниме оказывается действительно интересно, ведь планирование как минимум следующего хода у каждой из сторон здесь есть, а значит, наблюдать мы будем за результатом интриг или открытых действий сразу нескольких участников, что гарантированно закрутит сюжет, позволяя петлять на довольно неожиданные повороты. Притом добавляя новых персонажей, иных также удаётся настолько удачно вплести в историю, добавив изначально кажущиеся неожиданными, но на деле органичными обстоятельствами (по какой-то причине многие из них ведут либо к Уилку, либо к Цуруми), что остаётся только воскликнуть от удивления. Сама атмосфера колоритного истерна (вестерна по-восточному) здесь передана не хуже духа эпохи: засады с размахиванием мечами и одновременно уже перестрелками, погони и преследования пешком, на лошадях, кораблях, собачьих упряжках, новые и новые планы, неожиданные союзники и предательства – всё это есть в «Золотом божестве». Что удивительно, в это всё порой действительно хорошо вплетены элементы комедии, причём порой шутки сильно ниже пояса, наполнены полуголыми мужчинами, бегающим в костюме медведя человеком, а порой вообще дурно пахнут. Проскальзывают и довольно жестокие моменты, где натуралистично покажут разделку мяса оленя – айны ведь его не с деревьев собирают. Помимо этого, имеется как завершение части сюжетных перепитий в третьем сезоне, в отличие от оборвавшегося на самом интересном месте сезона второго, так и весьма неплохие эпизодические истории про того же Цукисиму или напряжённую снайперскую дуэль между русским погранцом Василием и Огатой (и это редкость, чтобы эпизодический по сути герой настолько мешал планам центрального), в которой не будет больше двух выстрелов. Здесь такие штрихи сильно украшают общее впечатление от аниме.

2. Персонажи.

Саити Сугимото – главный герой аниме и манги, отставной солдат Японской Императорской, прошедший самые тяжёлые битвы под Порт-Артуром и выживший в них (правда, шрамы остались), за что и получил прозвище бессмертного. Дабы помогать жене товарища, которому не так повезло на войне, решил стать золотоискателем. Впоследствии сдружился с Асирпой ставшей для него ещё одной причиной найти клад. По натуре человек незлобный, однако чтобы спасти себя и близких, способен на всё; также желательно не выводить его из себя, ибо последствия непредсказуемы.

Асирпа – молодая девушка-айн, спасшая Сугимото от ужасной 3D-анимации медведя. Живёт в деревне с бабушкой; отец из семьи ушёл довольно давно, и по ходу сюжета выясняется, почему (забегая вперёд: дочь он всё также любил). Весьма самостоятельна: может охотится на дичь и разделывать её же, готовить еду и умеет стрелять из лука. Поскольку юнак, то весьма наивна и порой оказывается обманута. По ходу сюжета привязывается к Сугимото. Когда-то отец дал ей подсказки как найти золото. Её сейю озвучила Фумино Фурухаси в «Мы не можем учиться!».

Ёситаке Сираиси – бежавший из Абасири заключённый. Поскольку сбегал из тюрем неоднократно, то именуется королём побегов (уважительно) или королем поносов (от Асирпы; неуважительно). Способность же к побегам у него от необычайной гибкости тела, позволяющей сворачивать суставы почти как угодно. Порой мнителен и может свернуть не туда, опасаясь за свою шкуру: умеет лгать и обманывать даже тех, кто ему поверил. Благо, в конечном итоге это вскрывается и последствия оказались некритичными, чтобы он и дальше мог продолжать путешествие с Асирпой и Сугимото.

Гэндзиро Танигаки – охотник из племени матаги, также ветеран войны. По сложившимся обстоятельствам оказался в долгу перед бабушкой Асирпы и пообещал ей вернуть внучку, для чего и путешествует с группой Сугимото; само же золото его не интересует. Также с ним путешествовал мальчонка Чикапаси, чьё имя по-японски значит «эрекция» (ох уж эта традиция давать маленьким детям нарочито отталкивающие имена, чтобы их не постиг сглаз) и, некоторое время, гадалка-плутовка Инкармат, интересная в основном тем, что её озвучила Мамико Ното.

Токусиро Цуруми – лейтенант японской армии, также ветеран войны, получивший не просто контузию, а самую настоящую травму головы, отчего иногда впадает в подлинное безумие. Также планирует использовать золото для личного возвышения, хотя уже сейчас многие старшие по званию фактически следуют его приказам (и даже корабли для артобстрелов тюрем дают). Прирождённый манипулятор, которому многие солдаты действительно преданы. Обладатель действительно интересной по своей закручености предыстории.

Хяконуске Огата – бывший подчинённый Цуруми, затем Хиджикаты, затем – член отряда Сугимото. Отличный снайпер, не лишённый выдержки и хладнокровия, но за свою жизнь успел предать практически всех: от родных и близких, до товарищей по команде, отчего его в конечном итоге не прочь убить все остальные охотники за сокровищами.

Хадзиме Цукисима – ещё один подопечный Цуруми, которого тот приставил к Сугимото и его спутникам в третьем сезоне, когда следы золота айнов привели на Сахалин, разделённый меж Россией и Японией. Отлично говорит по-русски.

Тосидзо Хиджиката (CV Дзёдзи Наката) – один из последних синсегуми, коему повезло не умереть в 1869 году и даже сбежать из тюрьмы. В свои преклонные годы отлично обращается с мечом (да так, что пулями не убить), не лишён и понятий самурайской чести. Планирует восстать и взять под контроль Хоккайдо.

Кироранке – друг отца Асирпы, точно знающий о планах последнего по подготовке восстания айнов на Дальнем Востоке и в общем-то разделявший его взгляды. При этом фактически он также использует Асирпу в третьем сезоне, дабы подобраться к тайне золота айнского.

Уилк – один из революционеров, что совместно с Сонькой и Юлбарсом убили царя Александра II во вселенной «Золотого божества». Остальное ещё больший спойлер.

3. Анимация, саундтрек.

Здесь стоит различать фоны, чардиз и 3D. Так, первое вышло действительно красивым: заснеженные леса Хоккайдо и Карафуто, летние пейзажи этих же мест и даже Владивостока (немножко, но всё же), холодный лёд и маленькие русские деревеньки северного Сахалина, небольшие японские города, селения айнов... всё это позволяет погрузиться в атмосферу того времени. Дизайн персонажей выполнен в нарочито простой мере, плюс порой не в меру много гротескных рожиц и настоящих накаченных мужчин, но здесь также вышло по-своему хорошо. Ложкой дёгтя тут стали не пойми зачем сделанные в 3D медведи и волки, сильно бившие по восприятию всякий раз, как показывались. Благо, их по ходу сюжета показывали меньше.

Саундтрек же вышел весьма в тему аниме, но в отличие от него, совершенно не запомнился. Равно как и опенинги с эндингами, за исключением неплохого визуального ряда в опенинге, кажется, второго сезона.

4. По итогу.

Франшиза «Golden Kamuy» представляет собой неисторический истерн с изрядной долей экшна, интриг и приключений, приправленных шутками на темы, в том числе ниже пояса. Параллельно с этим аниме не просто зацепляет фон, но и раскрывает его, погружая зрителя в свой мир, который во многом похож на наш.

Безусловно, не обошлось без недостатков. Не везде переходы от довольно серьёзных тем к скабрезным шуткам и абсолютно абсурдные ситуации и события можно принять. Равно как и многих персонажей, чей внутренний мир прогнил и остались лишь движущие их вперёд эгоистичные желания, не хотелось бы видеть победителями гонки за кладом.

Однако за счёт своей особой атмосферы и по большей части всё же удачного сочетания экшна в дальневосточном сеттинге начала XX века, погружения в те события, лихих сюжетных поворотов и наличия хотя бы нескольких персонажей, коим сопереживать можно, аниме «Золотое божество» оказывается сильно выше среднего. Смотреть его можно почти на одном дыхании, ибо и интерес к происходящему не угасает на протяжении всех трёх сезонов.

В заключении скажу, что франшиза в целом оправдала ожидания, оказавшись весьма добротной историей, пусть и не с самыми светлыми участниками. Впрочем, другие бы и не пошли за золотом.
Посмотреть это аниме я рекомендую. Сделав довольно важную оговорку: вам стоит быть готовым к шуткам на любые темы, порой откровенным психам и абсурду, который не всегда можно принять. Если первый сезон вам понравится, то можно смело следовать дальше: остальные в том же ключе.
Напоследок можно сказать следующее: в любой истории важно уметь не просто создать интерес, но и поддерживать его. Лихим ли сюжетом, интересными ли героями, своей особой атмосферой, непохожестью на других, сочетанием серьёзного и абсурдного – и хорошо, если такая солянка получается. Ведь подобных самобытных историй, ещё и позволяющих хотя бы чуточку проникнуться другими культурными реалиями, не так уж и много в мире аниме.
И да, Асирпа тут единственная, кто не пьёт. Источник: gelbooru.com.
И да, Асирпа тут единственная, кто не пьёт. Источник: gelbooru.com.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#аниме #манга #аниме обзор #обзор аниме #япония #хоккайдо #сахалин #экшен #приключения