Запорная арматура – вид трубопроводной арматуры для перекрытия потока среды. Она используется довольно широко и составляет около 80% от всего количества произведённых изделий. К запорной арматуре относит пробно-спускную и контрольно-спускную арматуру, используемую для проверки уровня жидкой среды в ёмкостях, дренажа, выпуска воздуха из верхней полости, отбора проб.
По признаку запирающего элемента к запорной арматуре относят краны, клапаны, задвижки, заслонки.
Трубопроводный кран – тип арматуры, у которого регулирующий или запирающий элемент в форме тела вращения или его части. Поворачивается вокруг собственной оси, расположенной по отношению к направлению потока рабочей среды.
Краны по типу запорного элемента разделяются на шаровые и пробковые. Основная часть крана – это корпус, а также затвор в виде шара, цилиндра или конуса. Для прохода среды в затворе предусмотрено сквозное отверстие. Управлять краном возможно, поворачивая пробку. При повороте на 90° происходит полное перекрытие хода среды, частичное – при повороте на меньший угол. В промежутках среда может направляться как в оба направления, так и полностью прекратиться.
Запорный клапан – регулирующая и запорная арматура, выполненная в виде клапана: её запирающий элемент движется параллельно оси потока рабочей среды. Иногда термин «клапан» меняют на «вентиль». Это неправильно, в серьёзной технической литературе такая замена не допускается.
Клапаны обладают также:
· возможностью использования в условиях высокой температуры, вакуума, давления, коррозии, агрессивной среды;
· простота технического обслуживания и ремонта в условиях работы.
Устройство клапанов схоже с конструкцией задвижек, однако принципиальное отличие – перемещение золотника совпадает с осью перемещения потока среды, а не перпендикулярно – клапанам даётся ряд преимуществ при задвижке.