Поначалу бывает трудно понять абстрактную живопись.
Абстракции заявляют о своем присутствии через цвета и формы, но без определенного символизма, к которому можно было бы привязаться, такие картины могут быть крайне сложны для интерпретации.
Картины Джорджии О'Кифф добавляют еще больше запутанности, потому что в их формах часто есть что-то очень-очень знакомое. Отголоски реальных объектов, не описанных в явном виде, могут занимать ее картины, как вытесненные воспоминания.
И я уже какое-то время пытаюсь понять, как именно картина "Сине-зеленая музыка", оказывает свое магнетическое воздействие.
Что происходит на этой картине? Особенно там, за кадром, в правом нижнем углу, откуда, кажется, исходит все движение и поток?
Изображение витает где-то между иллюзией и реальностью. Есть определенное ощущение движения вверх, и трудно не думать о небе над головой и земле внизу.
Я вижу лучи света, устремленные в вечернее небо, клубы дыма от костра, мерцающую реку, журчащую неподалеку, тонкий темно-синий осколок полуночного часа, воспоминания о море или сосне, прижатой к летнему небу, первые порывы океанского бриза, темные ночи, наполненные звездами.
О'Кифф наиболее известна своими увеличенными крупными планами цветов. Эти детальные наблюдения придают самым хрупким природным формам монументальное присутствие. Используя технику крупного плана, О'Кифф драматизирует маленькую часть мира как колоссальную драму.
Происходит ли то же самое в "Синей и зеленой музыке"? Возможно. Но я не уверен, что это правильный способ смотреть на нее. Большая часть ее ощущения возникает благодаря использованию О'Кифф живописных эффектов: общее ощущение движения, переходы между светом и темнотой, пульсация зеленого, блики белого, синие блики, которые дрожат, покачиваются и колеблются.
Однако интересно учесть, что во время создания картины О'Кифф жила в городском лесу Нью-Йорка. Год был примерно 1921, и по всему городу возвышались небоскребы.
В последующие годы, начиная примерно с 1925 года, О'Кифф будет изображать небоскребы на своих картинах в более явном виде. В "Голубой и зеленой музыке", я думаю, форма небоскреба тоже присутствует, но только в самых смутных ощущениях: головокружительный угол взгляда вверх, ощущение нависания.
Поздний стиль О'Кифф определил ее как часть движения прецизионистов: одного из первых современных направлений в США, которое использовало дробные формы кубизма и футуризма, чтобы воспеть современный американский пейзаж мостов, заводов и городских небоскребов.
Однако на 1921 год, О'Кифф интересовала абстракция. Она заимствовала теории художника Василия Кандинского и его книгу 1912 года "О духовном в искусстве". В этой книге Кандинский изложил свои идеи о "вибрациях" цвета и о том, как цветовые сочетания, подобно музыкальным партитурам, могут вызывать резонанс у зрителя. Связь музыки и живописи стала привлекательной для О'Кифф, которая позже вспоминала: "Я обнаружила, что могу сказать цветом и формами то, что не могла сказать никаким другим способом - то, для чего у меня не было слов".
В Нью-Йорке О'Кифф жила с Альфредом Штайглицем, известным фотографом и галеристом, который со временем стал мужем О'Кифф. Первые годы их отношений были напряженными. Они жили вместе почти сразу после знакомства и поженились в 1924 году. Вот две фотографии, которые Штейглиц сделал с О'Кифф примерно в то время, когда была написана картина.
Пылкая нью-йоркская арт-сцена была далека от жизни О'Кифф на ферме. Но именно в городах она получила свое образование, обучаясь сначала в Чикагском институте искусств, а затем в Лиге студентов искусств в Нью-Йорке, где она познакомилась со Штейглицем.
«Сине-зеленая музыка» появилась в важный момент развития О'Кифф. Эта картина послужила зародышем ее будущего направления, когда она оставила чистую абстракцию и стала более целенаправленно использовать цветочные и архитектурные мотивы, часто с нотками сюрреализма. Вскоре она была признана одним из самых выдающихся и успешных художников Америки.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь и ставьте лайк. Поддержите канал, используя форму ниже:
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство