9,6K подписчиков

Советские персонажи кино в современных реалиях. Где бы увидели расизм, сексизм и харассмент

336 прочитали

Современное общество странное: в нем искажаются правильные вещи, навязываются поразительно пугающие взгляды и вводятся абсурдные правила. На что еще несколько лет назад не обращали внимание, теперь обсуждается на самом высоком уровне: не так посмотрел, не так дотронулся, не так выразился, черное стало белым, а добро подменили злом.

Ввиду новых «правил» люди все больше находят в старых фильмах неправильные, по их мнению, вещи. Но пока находят в основном в западных работах. Но что если кто-то начнет разбирать советское кино? Сколько же там можно найти сексизма, расизма, харассмента и еще черт знает чего?! Предлагаю взглянуть на примеры таких фильмов, где, кстати, есть за что порицать их героев, но, впрочем, что думаете об этом вы?

"Операция «Ы» и другие приключения Шурика"

Казалось бы, к чему можно придраться во всеми любимой народной комедии? Говоря об актуальных вопросах общества, поднимаемых в мире, в этом гайдайевском фильме можно найти лишь один момент – «блэкфейс».

Мы, люди из стран бывшего Советского Союза, к эпизоду из новеллы "Напарник" относимся нормально и еще несколько лет назад даже бы не задумывались о каком-то там «черном лице». Но для Запада, где вопрос угнетения чернокожих очень актуален, момент из этого фильма стал бы больной темой. В их понятии это расизм, не иначе.

"Служебный роман"

В наше время, когда женщина сосредоточена на карьере, это считается нормальным и даже популяризируется. Но раньше были другие убеждения: семья для женщины должна быть на первом месте, и если она в свои «30»/«40» лет не успела ее создать, значит что-то с ней не так.

Именно так думали сотрудники о «мымре» Людмиле Прокофьевне, которая неярко одевалась, была сухой и вовремя не построила семью. Такое поведение со стороны подчиненных можно приравнять к сексизму (набор предрассудков и предвзятое отношение к людям или дискриминация людей по признаку пола или гендера).

Кстати, в "Служебном романе" присутствует и харассмент, т.е. нарушение личных границ и субординации, приставания. А под эту «статью» попадает, конечно же, Ольга Рыжова, которая не давала проходу Юрию Самохвалову.

"Служебный роман"
"Служебный роман"

"Белые росы"

Фильм 1983 года, в котором переплелись драма и комедия. В нем мы наблюдаем сразу за несколькими героями: ветераном труда и трех войн, Федором Ходасом, и его тремя сыновьями. Наиболее интересная и важная сюжетная линия складывается вокруг младшего – Васька, чья жена собирается вот-вот от него уйти к своей бывшей любви.

Отец Васька, Федос Филимонович Ходас, человек старой закалки и других взглядов, по этому поводу (удержать жену) даем ему совет: «Бить не пробовал? Попробуй, только без злости». Такое наставление дико и для того времени, для нашего и подавно.

Переводя на современный язык, отец дает своему сыну совет по выстраиванию абьюзивных отношений, т. е. отношений, в которых партнёр нарушает личные границы другого человека, унижает, допускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли жертвы.

"Баллада о солдате"

Под один момент домогательства можно было бы притянуть фрагмент из культового фильма Григория Чухрая. Что именно возмутило бы современного толерантного человека? Эпизод в поезде.

Как это выглядит: девушка случайно натыкается в вагоне на незнакомого, наверняка соскучившегося по женскому полу солдата, а он явно намекает ей на близость. Она ему врет, что у нее есть жених и тем самым спасает себя от поцелуя. Но мы-то знаем, что позже она проявит ответную симпатию.

"Баллада о солдате"
"Баллада о солдате"

  • А вам на ум приходят примеры советских фильмов, где могли бы найти не «те» вещи?