Недооцененные фильмы: «Ночной продавец»

398 прочитали

Малоизвестная российская черная комедия 2004 года, снятая в духе фильмов Квентина Тарантино и Кевина Смита.

Малоизвестная российская черная комедия 2004 года, снятая в духе фильмов Квентина Тарантино и Кевина Смита. Студент Даня (Павел Баршак) устраивается ночным продавцом в продуктовый магазин.

Студент Даня (Павел Баршак) устраивается ночным продавцом в продуктовый магазин. Казалось бы, несложная работа – какие могут быть проблемы, ну разве что налетят грабители? Но в первую же смену… нет, налетчиков не было. Но лучше бы это были они.

Сначала Даню соблазняет жена хозяина магазина. В процессе они едва не попадаются ее мужу: очень ревнивому угрюмому субъекту с бандитскими замашками. Потом в магазин приходит следователь, который «радует» главного героя новостями: поблизости рыщет маньяк-потрошитель, и как раз в эту ночь милиция устраивает на душегуба облаву. И в, конце концов, на сцене появляется он. Виновник «торжества» – маньяк. И становится совсем весело, причем вы даже не угадаете – почему…

Следовательно настойчив, как Коломбо и истинно нуарен.
Следовательно настойчив, как Коломбо и истинно нуарен.

«Ночной продавец» производит впечатление римейка «Клерков» Кевина Смита, снятого в стиле Квентина Тарантино – или его верного российского последователя, Алексея Балабанова. Дилогия которого «Брат 1-2» положила начало моде на «балабановский» стиль – криминальная чернуха, эстетика «лихих 90-х», мрачная цветовая гамма, черный юмор, легкий налет абсурда, странные «отмороженные» персонажи и обязательный русский рок в саундтреке. Ну, или не рок, а какая-то иная НЕ написанная специально для фильма музыка. Чтобы вписать происходящее на экране в контекст реальности.

«Ночной продавец» придерживается близкой стилистики. Действие картины происходит в основном ночью, тема криминала раскрыта, за кадром играют Billy’s Band и «Ленинград». А уж персонажи – более чем странные.

Собственно, в этом и смысл фильма. «Ночной продавец» – о маньяках и маниакальности. Валерий Рожнов, режиссер и сценарист картины, в комедийной форме исследует глубины безумия, таящиеся внутри обывательских душ.

Ведь легко быть нормальным, когда ярко светит утреннее солнце и все кругом суетятся, спеша на работу с не испорченным пока настроением, когда над головой голубое небо, зеленая листва и пестрые жизнерадостные рекламные вывески. И совсем другое дело – пасмурная, дождливая ночь. Темень, хоть глаз коли, простудная сырость и безлюдье. Тогда-то в голову и приходят странные желания. Кому-то – переспать с первым встречным, кому-то – заманьячить кого-нибудь, ну а кому-то – устроить жестокий самосуд над маньяком…

Ох уж этот маньяк - даже умер назло окружающим, создав массу проблем.
Ох уж этот маньяк - даже умер назло окружающим, создав массу проблем.

«Нормальная» реальность в полупустом ночном магазине рассыпается, как скорлупа, и наружу вырывается темное, животное. Или же – истинная сущность людей, их подавленные, нереализованные желания? Жена хозяина магазина (Ингеборга Дапкунайте) вряд ли довольна своим мужем – мрачным, упертым, ревнивым, помешанным на дисциплине и при этом проводящим все ночи в казино. Вот и ищет она страсть на стороне. Сам хозяин (Вячеслав Разбегаев) тоже чувствует, что теряет над ней контроль – и сублимирует это, пытаясь сильнее контролировать подчиненных. С каким пафосом он говорит о том, что магазин всегда должен быть открыт – словно эта забегаловка может кому-то спасти жизнь! Одинокий, стареющий следователь (Андрей Краско), кажется, живет лишь желанием расправиться с убийцей. Словно казнь потрошителя даст ему возможность ощутить давно забытое детское чувство – что мир устроен справедливо и добро восторжествовало.

Поиски маньяка в разгаре.
Поиски маньяка в разгаре.

Разум Дани трещит под натиском этой тотальной патологии – и вот он и сам готов пуститься во все тяжкие, чтобы выпутаться из дурацкой ситуации с маньяком. Совсем позабыв о куда более разумных и очевидных способах решения проблемы, поддавшись всеобщему унылому дождливому безумию…

Вопрос «Кто маньяк?» казалось бы, разрешается довольно быстро, ведь «Ночной продавец» – не детектив. Но вопрос этот куда сложнее, чем кажется. И финальная сцена с наручниками – это не просто дань уважения традиции жанра ужасов, когда зло возрождается прямо перед титрами (или после них). Это намек – маньяк, коллективный, потенциальный, метафизический – он все еще здесь, среди нас. И даже более того – непосредственно в нас, в каждом.

Фильм, конечно, удался. Он и смешной, и наводит на философские размышления (что вы и видите выше), и заражает той самой атмосферой безумия, истинно тарантиновским драйвом. Саундтрек тоже в тему, хоть я и не поклонник этих групп, но здесь их песни вписались очень удачно. Из минусов можно отметить только некоторую сумбурность, «обрубленность» картины: 85 минут – это, все же, маловато.

За что же зритель невзлюбил «Ночного продавца»? Ну, подобное кино, вообще-то, на любителя. Как и черные комедии вообще. Об этом я уже писал много раз, и повторяться смысла нет. Да, надо признать, фильм не без греха. Но – вполне достоин просмотра, если вы не боитесь криминальной чернухи и любите отечественное кино.

Кстати, через год Алексей Балабанов сам покажет всем, как надо снимать комедии в духе Тарантино, выпустив на экраны страны культовые «Жмурки»…

Моя оценка - 8 из 10.