<
Сегодня, 8-го мая 2009г я пошла на выставку авторских работ Людмилы Беляковой , которую устраивает Серж Реми при содействии Газпрома. Приглашение мне дала Валентина Васильевна Шутько, когда приезжала ко мне в гости. Выставка проходит с 3 апреля по 24 мая в Славянском центре письменности по адресу: Москва, Черниговский пер, д.9/13,стр.2.
Русская художница- Людмила Белякова, создавшая новый метод и собственную технику сверкающей живописи на металле иглой и ножом. Впервые, не используя краски, она достигла более 80 оттенков цвета и непостижимый эффект свечения картины изнутри, объем и голографическое постоянно меняющееся состояние. Создатель уникальной выставки, аналогов которой до сих пор нет в мире «Российская Беляковская миниатюра».
Это выставка номер 2, а выставка номер 1 сейчас в Париже. Скоро вернется в Москву.
Я, в полной уверенности, что как всегда пройду бесплатно, и к тому же в этом центре выставки всегда были бесплатно. И вдруг на 3-м этаже очень приятный и видный мужчина называет мне цену- 150 руб., я разворачиваюсь и собираюсь уходить, говоря при этом, что вот Андрияко для пенсионеров все выставки устраивает бесплатно.
На выставке никого нет; он меня возвращает и предлагает дать мне бесплатно билет, а я ему его потом верну. Хорошо. Стоит прозрачный сосуд и надпись – пожертвовать, кто сколько может. Лежат сотни и полсотни. Я положила 50, ничего меньше не было. На выставке 120 работ. Понять, как она выполняет эти работы – невозможно. Конечно, она применяет кислоты и этим достигает некоторые цвета. Понравились не все работы – есть довольно аляпистые. Я хожу и всеми моими замечаниями делюсь с представителем выставки. Называю ее бизнес-леди и как - то не очень хорошо к ней отношусь. Учеников у нее нет. Учит этой технике только своих детей. Их у нее трое – 2 мальчика и девочка.
И чем – то я его затронула, что он стал мне о ней рассказывать и говорил около часа. И я, вернувшись, сразу стала записывать его рассказ, который мне чем-то напомнил книги В.Мэгре об Анастасии
Итак, его зовут Сергей Андреевич (фамилию не знаю). Он живет в Волгограде и был председателем или чем-то в этом роде художественного совета. 18 лет назад он впервые увидел маленькую миниатюру Людмилы, а случилось это так. Его приятель, художник из Москвы был в Волгограде и уезжая, на вокзале помог подняться какой-то споткнувшейся женщине. И уже в поезде, полез а карман куртки и нашел там небольшую гравюру на металле, совершенно не похожую ни на что, когда-либо виденное. На обратной стороне было написано – Людмила. Он ничего не мог понять- решил, что он украл ее случайно, помогая подняться женщине. А это она ему в благодарность незаметно положила в карман куртки.
Приятель звонит Сергею Андреевичу и просит его срочно приехать.
–зачем, ведь ты только что был у меня?
- Срочно приезжай.
И когда С.А. приехал, он показал ему эту миниатюру. У того сразу сработала деловая хватка - как бы найти художницу и устроить выставку ее работ. Связи у него в художественном мире большие, стал расспрашивать, искать. Но никто не слышал, не видел. Время идет, он почти отчаялся.
Как-то поехал он в командировку в деревню, где работал мастер, вырезающий из дерева модели кораблей. Мастер поставил условие, чтобы С,А. сам приехал за моделями. А у него как что-то екнуло, будучи в администрации деревеньки, стал он расспрашивать не слыхали-ли о такой художнице по металлу. Ему ответили, что нет. Он вышел из приемной и идет по коридору и его кто-то догоняет – водитель главы администрации. И говорит, что случайно слышал разговор (двери были открыты) и что в его деревне его соседка занимается работами по металлу. С.А. быстро находит машину, берет этого водителя и они едут. Как мне сказал С.А. эта деревенька в средней полосе России. Приезжают, водитель показывает дом, а С. А. знает только имя - Людмила и не уверен она ли это. Приятель описывал ее как маленькую, хрупкую, светловолосую, молодую женщину (а ей в это время было около 50). Стучится он в ворота. Женский голос спрашивает- кто? И не хочет пускать. С.А. кричит-Люда! Вам привет от мужчяины, который помог вам подняться в Волгограде и описывает его.
-Вы помните такого?
Она спрашивает – ему понравился мой подарок?
И С.А. понимает, что наконец-то через полтора года он нашел ту, что искал. Она впустила его на участок, но в дом не зовет. Он просит ее показать ее работы, долго упрашивает и, наконец, она его впускает в дом – и он замирает от восторга - более 800 работ небольшого размера.
Людмила родилась в 1941г. в Таджикистане, в маленьком кишлаке, где не было школы и она ходила в школу в соседний кишлак за 5 км. Рано начала вырезать игрушки из дерева, потом вырезала барельеф очень хороший и ее послали в школу для одаренных детей в Душанбе. Когда их повели в музей и она увидела гравюры, то забросила дерево и стала работать с металлом. Искала на помойках куски металла и что-то изобретала, работала. Никакого художественного образования у нее нет.
Людмила работает учительницей начальных классов. А работы по металлу – ее хобби, для себя.
С.А. стал уговаривать ее дать часть своих работ для выставки в Волгограде. Она наотрез отказалась.
Прошло какое-то время. В деревеньке случилось наводнение. Дом Людмилы здорово пострадал.
Она с семьей несколько дней спасалась на чердаке. Утонули 4 козы и много урона нанесло наводнение.
С.А. опять подъехал - деньги ей нужны, а сколько учитель получает?…-откуда взять денег. И выпросил он у нее 71 работу, 72- она ему лично подарила. Не верила, что можно продать, просила хоть по 10 продать. А за месяц выставки в Волгограде ее посетило 20 тыс. человек и все 71 миниатюры были проданы. Она приезжает в Волгоград - видит пустые стены и спрашивает- а где мои работы?
С.А. отвечает - вон, на столе. А там лежат, прикрытые газетой деньги. Людмила спрашивает – ты хоть правильно их сложил, не повредил. Подходит к столу, снимает газету - видит деньги и глазам своим не верит. С.А. говорит - это твои деньги, свою долю я уже взял. У них был заключен договор. Деньги пришлись ей очень кстати, но о том, чтобы продолжать выставляться, она и слушать не хотела.
C.А дал ей прочитать 3 книги восторженных отзывов, а Людмила все не верит, что ее работы кому-то интересны и нужны. Наотрез отказалась продолжать сотрудничество. С.А. даже поссорился с ней, накричал на нее. Прошло немного времени и вдруг она объявляется у него дома. Разыскала его адрес и приехала. Опять спрашивает – неужели правда, что ее работы кому-то нужны.
С.А. опять доказывал ей, что в такое трудное для людей время, ее искусство облегчает
людям жизнь. И она согласилась. Попросила С.А. быть ее администратором и устроителем выставок и с тех пор, где только не побывали ее работы, включая Париж.
Выставка номер 1 сейчас в Париже, скоро вернется в Москву. Кроме того, С.А. сказал, что Людмила работает без эскизов – сразу по металлу, смотря, что ей покажется в металле.
А религиозная тема – с гравюр старинной бабушкиной книги. Многие вещи повторяются в меньшем масштабе - для продажи. Я так понимаю, что это делается по настоянию С.А., поскольку он чересчур деловой – пытается делать деньги буквально из всего. Очень холодные глаза. В Москве, мне кажется он не соберет много денег. Кстати, одну свою работу Людмила подарила В.В.Путину, ее работу есть у Зыкиной и еще у кого – то. Почти все представленные работы – из частных коллекций.