Найти тему
Каменский Артефакт

«Русские много воюют, но могут все починить». Что думают и говорят о нас французы?

Русофобия – дело временное, но, увы, актуальное для той части мира, которую мы сегодня называем «недружественными странами». Наши люди за границей реально подвергаются нападкам со стороны толерантных жителей этих стран. Тамошние СМИ дуют им в спину, лепя образ России, как чудовища, из-за которого невозможен мир на Земле. Украинские беженцы подогревают ненависть к русскому миру. А наш российский обыватель думает, что с заграницей прошла любовь и с Европой мы расстались навсегда.

А как обстоит дело в реальности? Все ли так однозначно? Мы решили поспрашивать наших соотечественников, живущих за границей, - об их жизни в Европе. Первая на очереди – Ольга Богданова из Франции.

Скриншот тебе в помощь

Ольга Богданова из г. Каменск-Шахтинский (Ростовская область), она живет во Франции. Ее знают, как талантливого художника, она – выпускник художественной академии им. Штиглица в Санкт-Петербурге, член Союза художников РФ, победитель различных престижных конкурсов. В Париже она преподает в нескольких школах, в том числе – русской, где учатся дети русскоязычных эмигрантов.

«Во Франции я выставляюсь под двумя фамилиями, русской и французской. Все знают, что я из России. Проблем нет».
«Во Франции я выставляюсь под двумя фамилиями, русской и французской. Все знают, что я из России. Проблем нет».

- Самая большая проблема, с которой мы здесь сталкиваемся – ограничения переводов. Банки нас всех ограничили или закрыли счета, всех, у кого российский паспорт. Почти невозможны любые движения денег на счетах. Все остальное, по большому счету, фейки.

Русских не зажимают и не ненавидят. Если такое и происходит, то усердствуют в этом деле, в основном, местные украинцы. Они очень агрессивны, проклинают Россию, на чем свет стоит, их настроение – что хороших русских не бывает. Каких-то прямых столкновений между россиянами и украинцами я не видела, но в интернете баталии идут нешуточные. Наши ведут себя достойно, они пытаются сохранять скрины с угрозами и обращаются в полицию. Уже были случаи, когда полиция отреагировала. Во Франции запрещены любые оскорбления и притеснения по национальному признаку. И такой вариант ответить на нападки в интернете работает.

В среде русских во Франции все очень остро, активно, равнодушных нет. Те эмигранты, которые против войны, идут волонтерами на вокзалы и в центры помощи (тут очень много беженцев, они прибывают ежедневно), ходят на манифестации и пр. Людей, которые за действующую власть в России, меньше. Они тоже активны, правда, само собой, только в интернете.

Париж на халяву и не только

- Украинские беженцы растеряны, подавлены, принимают любую помощь. Бывают случаи их неадекватного поведения по отношению к русскоговорящим. Я тоже помогала нескольким семьям, но агрессии не было, во всяком случае, пока.

«Сфотографировала, пока шла на работу». Жовто-блакитный на муниципалитете одного из районов Парижа. Свидетельства солидарности с «це европой» можно встретить на каждом шагу.
«Сфотографировала, пока шла на работу». Жовто-блакитный на муниципалитете одного из районов Парижа. Свидетельства солидарности с «це европой» можно встретить на каждом шагу.

Украинские флаги тут везде. Просто везде. Даже там, где их не ждешь, - в уголочке на экране телевизора, на любом публичном мероприятии. Вот, сегодня, пока шла на работу, сняла для вас гигантский флаг на мэрии одного из районов Парижа. Антироссийских надписей я не встречала, но стоит зайти в интернет, в какую-нибудь соответствующую группу в фейсбуке, ситуация меняется.

На Восточный вокзал в Париже прибывает очень много беженцев, примерно по 500 человек в день. Там их встречают волонтеры из Красного креста, это люди которые говорят на доступном для украинцев языке, то есть это наши местные, русскоязычные. Люди не знают куда едут, многие впервые в чужой стране, поэтому надо выловить их, расспросить, сделать перевод документов, фото, поместить в поток на временное размещение или купить билет дальше, некоторые едут в Испанию. Билеты для них бесплатные.

Если люди остаются во Франции, их везут в пункт временного размещения, это - бывший выставочный комплекс с кучей спальных мест. Кого-то сажают в автобус и везут в другие регионы, они не задерживаются в Париже и едут сразу в какую-то деревню, группой по 30-35 человек. Для всего этого требуются люди, которые помогают, объясняют, переводят в префектуре, просто успокаивают. Часто беженцы оказываются в Париже после 5-6 дневного путешествия, без душа, без нормальной еды… Маленькие дети, домашние животные, рюкзаки, тюки, - унылое зрелище.

Почти все мои знакомые-волонтеры работают на каком-то из этих этапов. Есть еще работа собирать и развозить одежду. Некоторых украинцев забрасывают в совершенно глухие места, где нет ни транспорта, ни аптек, ничего, и они потом через интернет (где еще достали сим-карты?) просят о помощи. Некоторые беженцы месяц живут в зимней одежде, а тут почти лето. Некоторых обворовывают. Украинцы не думают, что в Европе все, как и везде, и тоже есть криминал.

Площадь Республики в Париже. Проукраинская манифестация. Такие митинги бывают довольно часто.
Площадь Республики в Париже. Проукраинская манифестация. Такие митинги бывают довольно часто.

Кстати, украинские паспорта сейчас в большой цене в преступном мире. Только украинцам могут купить билет куда угодно, или оформить документы на год, или дать пособие. И поэтому за «синими книжечками» сейчас просто охотятся.

Некоторые беженцы пользуются своим «привилегированным» положением. Кое-кто пытается бесплатно куда-то съездить, например, семьи, которые устроились в Германии, хотели «пока есть возможность», посетить Париж. Но волонтеры их быстро ставили на место. Бывало и такое, что украинки выискивали мастеров маникюра, чтобы под шумок воспользоваться «халявой». На них тоже спускали собак, так как маникюрные изыски в пакет помощи не входят.

Нельзя говорить: «Русский виноват»

- Французы, вообще, очень лояльно относятся к русским, они не рвутся в бой против России, французские компании до последнего держатся на российском рынке. В России пишут о тотальном притеснении русской культуры, я читала про это какие-то статьи, но реальных, проверенных событий на эту тему я тут не вижу. Насчет конфликта на Украине у них есть свое мнение, но они не говорят, мол, русские виноваты. Говорят «режим». Повторюсь, во Франции табу на то, чтоб затрагивать тему национальности, нельзя говорить, что какая-то нация хуже или лучше другой.

Украинскую символику норовят вставить везде, где только возможно. Даже на аполитичных выставках художников. (На фото - ежегодная выставка в г. Эрбле).
Украинскую символику норовят вставить везде, где только возможно. Даже на аполитичных выставках художников. (На фото - ежегодная выставка в г. Эрбле).

Меня здесь знают, как русскую, никакой дискриминации в этом отношении нет. Недавно участвовала в одной выставке, и никто на ней меня не притеснял, многие, наоборот, подходили, ободряли. Был тут один публичный человек, который призывал бойкотировать русских художников, но его сами французы поставили на место. И я знаю, что если на отборе на выставку будут россиянин и украинец, то, скорее всего, возьмут украинца, но это только для того, чтобы поддержать украинца, а не бойкотировать русского. Кстати, я специально отслеживала, - отчислений русских студентов из французских вузов не было, это – фейки.

Правила и исключения по-французски

- Между нами, конечно, большие отличия. При том, что у французов своих проблем достаточно, жизнь здесь проще. Я имею в виду, не нужно быть всегда начеку, готовым отразить удар, преодолевать трудности. Тут просто никто не ждет таких ударов. Я помню, что отметила, когда только приехала, как слабы и незащищены эти люди.

На русских они смотрят, как на диковинных существ, которые пережили много войн, революций, потрясений, «гулагов», которые могут жить в снегу и обходиться без пармезанов и фуагра, которые могут починить, что угодно, и т.д. Французы, как дети, немного наивные, но всегда готовые помочь. Именно поэтому здесь очень много волонтеров. Душа у них точно есть.

У французов есть свои ценности, и хотя мы много говорим о том, что в Европе активно идет процесс «расчеловечивания», мораль падает ниже плинтуса, процветают гомо-семьи, на деле это все не совсем так. Французы достаточно нравственны. Тут все церковные праздники - официальные выходные, потому что это праздники - государственные. Можете представить себе в России нерабочие пасхальные каникулы? А здесь Пасха и Рождество - главные события в году. Все семьи в сборе. Все едут друг к другу, потому в этот период в школах нет занятий. Такие праздники, как Крещение и прочие, тоже выходные. И пресловутые однополые браки – это не правило, а исключение. За семейными столами мы тоже осуждаем подобное.

Да, в разговоре они менее глубокие, философских тем практически нет. Общение самое обыденное – новости, вещи, комфорт. Каждый чрезмерно уверен в своей правоте.

Русские на своих местах

- Сейчас во Франции, как, собственно, и везде, время непростое. У них прошли выборы, все думают, что будет дальше. Основные беспокойства связаны с ситуацией на Украине и ее последствиями. У них еще тянутся свои проблемы, и из-за этого возникают новые. Например, сирийские беженцы и прочие очень обижены, что их так не встречали, как украинцев. Но открыто не говорят, так как все «недовольные» сидят на пособиях, налоги не платят, и революции им обойдутся боком.

Насчет бойкота русских товаров - подсолнечное масло из России на прилавке европейского супермаркета.  Гибридная война войной, а обед в Европе должен быть по расписанию. Даже если у него российские корни.
Насчет бойкота русских товаров - подсолнечное масло из России на прилавке европейского супермаркета. Гибридная война войной, а обед в Европе должен быть по расписанию. Даже если у него российские корни.

Я не знаю, что будет потом, и как все далеко зайдет, но россиян во Франции не ненавидят. Все русское остается на своих местах, травли нет, работают русские организации. Я знаю только один пример, когда из названия Русской консерватории им. Рахманинова убрали слово «русская». В интернете она до сих пор «русская».

Мой ребенок учится в школе, и когда все это началось на Украине, я боялась, что его будут травить (он единственный русский во всем колледже), детей ведь труднее контролировать. Но никто ему ничего не сказал, учителя часто спрашивают, не обижают ли его? В самом начале в классах была проведена беседа на тему, что разжигать межнациональную рознь недопустимо. Я немного опасаюсь прихода украинских детей в школу, но пока все без проблем.

Как у русской во Франции у меня нет проблем. У меня уже была выставка после 24 февраля, и все были очень дружелюбны. Получила и другие приглашения.

Другое дело – выставки в более «недружественных» России странах. Например, Польша, Великобритания. В заголовках многих тамошних конкурсов присутствует желто-синий флаг, и там явное предпочтение отдают украинцам. В этой связи я хочу понять, возможно ли продвижение русских художников в Европе в сложившейся ситуации? Пока это видится мне проблематичным. Но это вопрос будущего. А потрясения всегда предоставляют новые возможности, это я знаю по себе.

В следующем посте мы поговорим о том, как живется нашим землякам в Финляндии.