В информационном бюллетене Государственного департамента США об отношениях Америки с Тайванем недавно произошли изменения.
Ссылки на приверженность Америки политике "одного Китая", признание того, что Тайвань является "частью Китая", были удалены и заменены серией абзацев, в которых вместо этого подробно описывается важность отношений Америки с Тайванем как "индо-тихоокеанским партнером". Хотя и неофициально.
Пекин поспешил публично осудить этот шаг, обвинив США в подрыве предыдущих соглашений. Одновременно с этим в телефонном разговоре между министром обороны США Льодом Остином и его китайским коллегой также не упоминалась "политика одного Китая". Министр иностранных дел Тайваня, Джозеф Ву, ретвитнул этот разговор и заявил, что "заклинание одного Китая" было снято.
Хотя это не новое событие, Соединенные Штаты в контексте конфликта в Украине видят возможность усилить напряженность в отношении Тайваня и укрепить свои позиции в этом вопросе. В процессе, который Китай назвал "нарезкой салями", позиция Америки в отношении Тайваня заключается в том, чтобы на словах подтвердить свою приверженность политике "одного Китая", но в остальном тонко переместить точку отсчета, увеличивая свою политическую, дипломатическую и военную поддержку острову, чтобы ослабить реальную руку Пекина в достижении целей воссоединения на его условиях.
Такая политика, конечно, не является прямым одобрением "независимости Тайваня", которую Китай называет "красной чертой", но, тем не менее, служит для того, чтобы де-факто блокировать Пекин в достижении его амбиций. Хотя эта политика проводится с момента прихода к власти администрации Трампа, по ряду причин конфликт в Украине позволяет США делать это более открыто, чем раньше.
Как ситуация в Украине привела к такому сдвигу? Прежде всего, Соединенные Штаты рассчитали, что конфликт между Москвой и Киевом укрепляет позиции Вашингтона, демонстрируя возможность эффективного экономического, военного и политического сдерживания Китая в связи с потенциальным вторжением на остров.
Вашингтон утверждает, возможно, излишне самоуверенно, что он "показал пример России" в плане санкций и единства в стремлении союзников поддержать Украину, что делает риски для Пекина очевидными. Разумеется, в этом повествовании намеренно упускается из виду реальность, что экономика Китая намного больше российской и оказывает гораздо большее влияние на мир. Например, никогда не рассматривается вопрос о том, что попытка заморозить иностранные резервы Китая в размере 3 триллионов долларов приведет к глобальному финансовому краху.
Несмотря на это, высокопоставленные чиновники в США заявили о своей уверенности в том, что события в Восточной Европе делают Китай менее склонным к военным действиям при виде этих рисков, что дает им стратегический стимул для дальнейшего наступления на "красные линии" Пекина. В дополнение к этому, односторонняя западная пропаганда, возвеличивающая Украину, вызвала вопросы о том, сможет ли Китай легко победить Тайвань, учитывая географию этого гористого острова, расположенного через глубоководный пролив.
Во-вторых, конфликт в Украине позволил США получить больший контроль над международным повествованием, представляя ситуацию, как они всегда делают для легитимации своей внешней политики, в терминах глобальной борьбы между демократией и авторитаризмом. Америка явно рассчитывает, что ее союзники теперь будут более охотно участвовать в тайваньской ситуации, чем раньше, и считает, что такой контекст эффективно изолирует Китай и ограничивает его возможности.
Следовательно, будут предприняты скоординированные усилия по переброске западного оружия на Тайвань по аналогии с Украиной. Это заставляет Соединенные Штаты считать, что дальнейшее усиление напряженности в этой области на самом деле отвечает их стратегическим интересам и позволит им достичь большего единства против Китая.
Это, в сочетании с вышеупомянутым фактором, явно означает, что Вашингтон меньше, чем когда-либо прежде, колеблется по поводу конфликта. Конечно, существуют огромные риски, особенно учитывая некоторую степень двусмысленности относительно того, будут ли США вмешиваться в эту войну напрямую, но, тем не менее, Украина в конечном итоге породила огромное количество высокомерия в свою пользу. Таким образом, они намерены еще больше сдвинуть точку отсчета, полагая, что последствий не будет.
Однако это не означает, что Китай будет настолько глуп, чтобы укусить. Пока что Пекин считает, что время на его стороне, и не отчаивается. У него все еще есть ресурсы и возможности для наращивания своего стратегического и военного потенциала, что включает в себя продолжение пополнения военно-морского флота, который сейчас является крупнейшим в мире по количеству кораблей.