35 подписчиков

Вековое предприятие: история Смеловских заводов

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и созидательными делами. Майская страница посвящена Смеловским заводам в Нижнем Новгороде.

Предприятие «Смеловские цепной и якорный заводы» было основано в 1898 году крестьянином Лукой Лукичом Зотовым. Сегодня это - АО «Завод Красный якорь».

Лука Лукич Зотов
Лука Лукич Зотов

Л.Л. Зотов родился в 1859 г. в деревне Заречье Костромской губернии, позднее переехал в Нижний Новгород. Не имея средств на образование, обучался самостоятельно. В возрасте 30 лет, работая в торговой лавке, познакомился со своим будущим тестем Александром Александровичем Смеловым, который торговал мебелью. После смерти тестя наследниками стали дочь Пелагея и внуки - Петр и Екатерина Рукавишниковы. Лука Лукич продолжил мебельную торговлю, а затем перешел на торговлю цепями, якорями и прочей оснасткой для волжских судов.

Л.Л. Зотов с семьей
Л.Л. Зотов с семьей

По воспоминаниям дочери, М.Л. Зотовой, «отец вычитал где-то в журнале, что за границей существуют специальные станции, которые испытывают цепи на крепость». Лука Лукич занялся изучением цепного производства, объездил для этой цели всю Европу и привез в Россию испытательную станцию и четыре станка с электрической сваркой. Первая, прошедшая испытание, цепная продукция была откована в 1898 г. В том же году Л.Л. Зотов основал Акционерное общество Смеловских цепного и якорного завода и испытательной станции. В названии предприятия фигурировала фамилия Смелова - Лука Лукич воздал дань уважения почившему родственнику.

Л.Л. Зотов с семьей на даче
Л.Л. Зотов с семьей на даче

В 1904 г. Зотов обеспечил аттестацию на заводе первой в России Международной испытательной станции, аккредитованной Ллойдом, Бюро Веритас и Правительством Российской империи (Министерством Торговли и Промышленности). Цепи завода получали клеймо качества и дали русскому флоту право заходить в иностранные порта. До этого отечественные верфи были вынуждены покупать якорные цепи в Европе, что было весьма дорого. Завод имел торговые представительства в портовых городах, продукция поставлялась армии и флоту, речным и морским верфям и судовладельцам, а также железнодорожным, нефтедобывающим и другим компаниям.

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и...-4

Л.Л. Зотов вкладывал прибыль в развитие производства: строились новые цеха, склады, подземное хранилище топлива, завозилось новое импортное оборудование.

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и...-5

Поэтому когда в 1907 г. замуж вышла одна из наследниц Смелова, Екатерина Рукавишникова, и ее новая семья потребовала выделить долю в наследстве, свободных наличных средств у Зотова не оказалось. На семейном совете решили продать завод. Луке Лукичу такое решение далось очень тяжело, но нарушить слово, данное тестю, он не смог. В 1910 г. предприятие продали англичанам. Положение дел на заводе их устраивало, и они предложили Луке Лукичу работать наемным директором.

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и...-6

В 1923 г. завод меняет свое название на «Красный Якорь» и признается властями «уникальным». В 1929 г. завод вернул советскому флоту отобранное после революции право заходить в иностранные порты. Российские якорные цепи вновь получили свидетельства о соответствии международным стандартам от «Бюро Веритас». В годы Великой Отечественной войны завод был единственным производителем цепей противоскольжения для полуторок, минометных вьюков для горной артиллерии, цепей и якорей для понтонных переправ. В 1957 г. цепями завода был оснащен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и...-7

Сегодня «Завод Красный Якорь» является единственным предприятием Восточной Европы, выпускающим цепи нескольких видов: якорные, горные, грузовые и тяговые. В 2007 г. завод первым освоил производство арктических цепей повышенной прочности. Такими цепями была оснащена первая морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Нижегородские цепи служат на кораблях ВМФ, новейшем теплоходе «Мустай Карим» и даже дальневосточных краболовах. На заводе существует архив, в котором хранятся документы, начиная с 1898 г.

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и...-8

К 120-летию предприятия была выпущена книга «Завод Красный Якорь: 120 лет истории».

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и...-9

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей выражает благодарность Нижегородскому региональному отделению «ОПОРЫ РОССИИ», а также лично председателю отделения Садовниковой Ирине Николаевне и исполнительному директору Железновой Татьяне Федоровне за поддержку проекта.

Каждый месяц календарь нашего Музея на 2022 год, созданный совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ», рассказывает историю предприятия, которое работает дольше века и прославляет регион продукцией, людьми и...-10