188 подписчиков

Главные тезисы против расширенного социального государства

Ведение социальной политики – одна из главнейших задач современного государства.

Ведение социальной политики – одна из главнейших задач современного государства. Социальная политика это методы взаимоотношения государства и нации через законодательство и органы власти, целью этих методов ставится снижение уровня бедности, безработицы, повышения уровня благосостояния, прочие удовлетворения социальных потребностей населения. Обязанность государства вести социальную политику, если мы говорим о России, закреплена в статье 7 Конституции, где Российская Федерация провозглашается социальным государством. Конкретные методы социальной политики разнообразны: пособия, пенсии, надбавки, льготы, социальные услуги и прочее. Кроме того, не стоит забывать про участие в социальной политике исторически-сложившихся негосударственных институтов, например церковь и общественные союзы.

Если мы говорим не о единовременной помощи, а о прагматичной политике государства, то социальная политика в либеральном государстве должна представлять собой ряд мер, направленных на создание предпосылок, при помощи которых человек сможет сам добиваться осуществления своих потребностей. То есть, основной принцип ведения социального призрения должен звучать так – «Даем не рыбу, а удочку»; Такой подход можно назвать англо-американской моделью социального государства, при нем экономическо-распределительные функции правительства сведены к минимуму.

К сожалению, на данный момент, в условиях победившей идеологии неолиберализма и социал-демократии, даже в месте зарождения этой модели (Англии и США) популяризуется скандинавская модель социальной политики, что декларирует широкую роль правительства в жизни общества, расширение его распределительных функций. В России популяризация скандинавской модели отображается в виде большого количества видов социального презрения, экономических регуляций и специальных, еще их называют президентскими, выплат.

Таким образом, ориентированность на скандинавскую (социально-расширенную) модель, а не на англо-американскую (социально-минимальную), дает ряд определенных проблем в ведении социальной политики. Эти проблемы отображаются во многих европейских странах, в том числе в России. Главные проблемы социальной политики можно представить тезисами:
1. Снижение индивидуализма. Государство расширенными программами по презрению людей невольно, а в некоторых случаях специально, убивает индивидуализм. Многочисленные пособия и пенсии, направленные не на побуждение к действию, а на замену личных доходов государственными выплатами, приводят к уменьшению ощущения индивидуальной ответственности за свои действия, кроме того, уходит стимул к развитию, ибо нет смысла пытаться зарабатывать самому, если есть более простые источники дохода. Кроме того, гипертрофированное социальное государство приводит к коллективизму, благодаря круговой опеке и общему характеру социального государства, которое стремится к контролю, всеобщности и перераспределению финансов.

2. Расширение роли государства. В стране, в которой у большой доли населения доходы связанны с пенсией и пособиями, а так же зарплатой из бюджетных средств, имеется риск подчинения личности государству, это можно наблюдать даже сейчас, видя частое участие бюджетников в фальсификации выборов. Человек, живущий за счет государства, никогда не будет выступать против действий власти, ибо так он рискует потерять средства к существованию. Через социальные гарантии государство так же может предоставить себе законные способы негативного вмешательства в жизни индивидов, например через ювенальную юстицию. С большой социальной ролью государства крепнет и разрастается бюрократическая система функционирования государственного аппарата и взаимодействия с ним населения.

3. Создание паразитических прослоек населения. Для России данная проблема еще не столь острая, поскольку немногое, что может действовать с такими последствиями, так это пособие за рождение ребенка, которое периодически получают маргинальные слои населения с последующим ненадлежащим использованием пособий. Проблема образования социальных паразитов стоит в Америке, Германии и Франции, поскольку местное законодательство предусматривает пособия по безработице и льготы мигрантам.

4. Вырождение традиций и ценностей. В некоторых случаях государство помогает сохранению национальных укладов, в особенности института семьи, например через консультативную помощь молодым родителям, материальную помощь, медицинскую, но не стоит забывать, что при неосторожном подходе социальная защита разрушает традиции. Если преобладающим видом пенсии по старости является та, которую предоставляет государство, то человек не стремится создавать собственные накопления, а так же семью, которая ему бы помогала в старости; Если в стране большинство детских садов являются государственными и муниципальными образованиями, то разрушается традиция личностного воспитания; Если государство своими действиями забирает слишком много полномочий по социальному презрению, в стране отсутствуют общественные организации, то так общество становится кратоцентричным, уничтожается самоорганизация.

5. Снижение личных доходов населения. Для поддержания функционирования экономическо-распределительного аппарата, воплощения социальных программ необходимы финансовые средства, большая часть из которых черпается из карманов самих граждан. Как способ перераспределения доходов многие европейские государства используют прогрессивную шкалу налогообложения, в России такая практика началась с 2021 года, в налоговую систему были введены элементы прогрессивной шкалы налогообложения. Помимо прочего, в условиях коронавируса некоторые предприниматели вынуждены закрыть свой бизнес, ибо усиливаются государственные регуляции. Благодаря большим налогам и регуляциям участникам рынка трудно становится вести собственное дело, из-за распределения доходов граждане, занимающиеся бизнесом, получают малую часть от своих реальных доходов. Из-за трудностей доля частников закрывают свое дело, другая доля не может распространять свое дело дальше, таким образом, не появляются новые рабочие места, обеспечивающие граждан зарплатой, да и самим гражданам затруднительно вести свой бизнес, потому мы получаем падение доходов населения, увеличение количества муниципальных и государственных должностей, создание огосударствленных компаний.

6. Распространение незаконной и теневой деятельности. В условиях социального государства налоги, помимо обеспечения базовых функций государства, уходят для обеспечения, как я упомянул выше, распределительного аппарата и воплощения социального законодательства, потому они увеличиваются. Из-за нежелания отдавать крупную долю от своих доходов граждане занимаются неофициальной деятельностью, получают зарплату, что называется, «В черную», бизнес уходит в теневой сектор экономики. Расширенное социальное государство, благодаря увеличению муниципальной и государственной власти, увеличивает масштабы коррупции и неправомерного пользования своими полномочиями. Благодаря многим сферам распределения бюджетных средств невозможно создать прозрачную налоговую систему.

7. Нежелательная дискриминация. Социальная политика предусматривает не только услуги, льготы и выплаты, но и предписание особого правового статуса отдельным категориям людей, чаще такими людьми являются дети до 18 лет, женщины, беременные, люди предпенсионного или пенсионного возраста, инвалиды. Для всех этих лиц законодательством многих стран предусмотрен особый статус, отображающийся, например, при приеме на работу: повышенные зарплаты, дополнительные отпуска, доплаты, заперт на увольнение и прочее. Эти меры, направленные на помощь при трудоустройстве гражданина, во многом производят обратный эффект, ведь работодателю явно невыгодно брать на работу человека, к которому предусмотрена повышенная зарплата, исходящая не из его профессиональных качеств, или его будет сложно уволить, потому пресловутым инвалидам или беременным женщинам трудно найти работу, мало какой работодатель захочет брать на себя дополнительные экономические риски.

Автор: Николай Беляков

#социальная политика #государство #либерализм