Найти тему
Denis Ivanov

БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Фото взято с сайта: http://savetibet.ru/2020/07/13/buddhism-and-science.html
Фото взято с сайта: http://savetibet.ru/2020/07/13/buddhism-and-science.html

Между буддизмом и наукой в свете современных исследований имеется пять общих тем: космология, квантовая физика, когнитивная наука/ психология, нейронаука, молекулярная биология и генетика.

С точки зрения космологии проблема – как может все вещество находиться в одной точке, было ли до Большого взрыва что-то или не было ничего, если был абсолютный холод, как могло что-то воспламениться, быть катализатором самого себя? Так же непонятно как вещество обладает бесконечной энергией? Возможны три варианта ответа: Вселенная была создана до Большого взрыва, до Большого взрыва не было ничего; Вселенная появилась в силу причины, и Вселенная как существовала как череда циклов, сжимаясь и разжимаясь, т.е. существует как безначальная. С точки зрения буддизма, наша Вселенная – это непрерывная череда становления, Большой взрыв может быть только частью истории. Речь идет о начале или безначалии Вселенной, и рассуждать здесь можно различным образом. Буддистская точка зрения ближе к циклическому безначальному пониманию происхождения Вселенной. С буддисткой точки зрения определенную роль играет карма. Вселенная в буддизме не ставится в центр, вселенная подобно огненному колесу, и где-то во Вселенной должно быть сознание. Таким образом, с точки западной науки имеется превалирующая точка зрения, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва, и вероятно будет расширяться, пока полностью не остынет, хотя возможен большой отскок или бесконечное возвращение. С буддисткой точки зрения, Вселенная безначальна и существует в виде непрерывной череды возникающих миров.

В квантовой физике и буддизме о вопросе природе вещества и жизни имеются также схожие представления, во-первых, экспериментатор сам решает, как например, в эксперименте Юнга с полосками, считать ли наблюдаемый эффект частицей или волной, когда отдельная частица разделяется на две и проходит сквозь щели пластины. Вывод, из этого, что электрон не сущность. Наблюдения за электроном, это уже взаимодействие. Две частицы по сути являются одной нераздельной системой. Вся Вселенная, таким образом, запутанна, в современной науке нет концептуальной основы объяснения, и новые идеи заставляют задуматься, в частности критика существования явления и обладание им независимыми качествами. У электронов нет размера, они бесконечно малы и описываются в терминах силового поля. Так если бы электроны имели размеры, то они бы отскакивали от препятствия, а так они точки, сталкиваются как точки, а не как объёмные предметы. На ответ на вопрос – как существует явление в нашем мире, квантовая физика говорит о том, что нельзя найти независимого существования электрона. Таким образом, квантовая физика не рассматривает электрон как самосущее, наблюдение за электроном – это уже взаимодействие. На квантовом уровне нельзя изолировать экспериментатора. Электрон приобретает массу, когда взаимодействует с другими частицами. В буддистской науке говорится о том, что познаваемое не имеет идентичности, вещи не имеют собственных характеристик, они продукт взаимозависимого происхождения. Западная наука говорит, что частицы не существуют независимо от других явлений и от измерения. Материя не такова как представляется нашим чувствам, также и буддизм говорит, что материя не такова как представляется нашим чувствам, вещи не обладают независимым самосуществованием, или самобытием.

Предметом изучения когнитивной науки являются негативные эмоции. С точки зрения буддизма самые сильные негативные эмоции – это гнев и привязанность, которые возникают в силу неведения. Раздражающий нас предмет на 90% находится в нашем уме, а, именно, устойчивый негативный образ, раздражает образ, а не сам человек. Таким образом, с точки зрения буддизма гнев основан на иллюзиях. Буддизм решает проблему разрушительных эмоций при помощи практики медитации, аналитической медитации. Основа негативных эмоций в неведении, т.е. отсутствии целостной картины происходящего. С точки зрения европейской когнитивной науки, задача эмоций действовать очень быстро, и есть проблема сформированных личностей в результат неблагоприятной атмосферы детства, когда негативные эмоции становятся привычкой. И стоит вопрос, можно ли отучиться от быстрого негативного эмоционального реагирования на раздражающую ситуацию? Зачастую эмоции порабощают, их трудно контролировать, дело осложняется тем, что эмоции играют большую роль в жизни человека. Когнитивная наука мало знает об эмоциях, так актуален вопрос для западной науки как подчинить эмоции, не становясь при этом буддистами. Можно ли что-то об этом узнать, изучая нейронные корреляты негативных эмоций? Можно ли изучая мозг, определить достоверно или недостоверно познание? Таким образом, западная наука говорит о том, что разрушительные эмоции – это эмоции, причиняющие вред. Отрицательные эмоции заставляют приписывать отрицательные качества группе людей или отдельному человеку негативные качества, которыми они в действительности не обладают. Буддистская наука полагает, что отрицательные эмоции – эмоции, которые нарушают покой ума. Отрицательные эмоции влекут за собой искаженную оценку людей и явлений.

Далее, рассмотрим сотрудничество представителей буддизма и западных учёных в сфере нейробиологии. Как отмечает Далай Лама, при правильном подходе в исследовании мозга результаты будут полезны для всех. Сотрудничество заключается в изучении мозга и сознания тибетских практикующих, так с помощью таких исследований (МРТ – магнитно-резонансная томография, энцефалограмма) изучают депрессии, тревогу, страх, почему эти исследования не применимы и для исследования доброты и сострадания? Актуальной является тема разрушительных эмоций и противоядие к ним, как их описать в терминах нейронауки, какое влияние оказывает медитация как долгосрочное воздействие на эту область мозга, которая отвечает за возникновение разрушительных эмоций? Или же может медитация оказывать благотворное влияние на иммунную систему? Насколько факторы мозговой деятельности могут изменяться у обычных людей, не монахов? Так результаты проведенного эксперимента показали, что иммунный ответ на прививку гриппа был сильнее в той группе, которая занималась медитацией. Что происходит со слухом, памятью, зрением? Как делится внимание между зрительной и звуковой информации? Ответ – психические явления носят временный характер, они проявляются и исчезают, мозг постоянно перезагружается, но есть промежутки, восприятие – действие, не непрерывности, каждое событие длится определенное время. Опытные медитирующие могут очень четко осознавать, что происходит в их сознании. Это опыт от первого лица, науку же интересует вопрос как изучать сознание? Можно ли привлекать личный опыт? Другая сфера исследований – это состояние сна. По наблюдению за мозгом во сне можно сказать, что мозг работает очень активно, происходит активация во всех сенсорных зонах. Современная нейробиология располагает данными, что есть три основных периода в развитии мозга – это период сразу после рождения, период 5-7 лет, период полового созревания. В эти периоды мозг полностью перестраивается, этот эффект называется нейропластичностью. Нейропластичность – это способность мозга меняться в ответ на переживания, или в результате тренировки. Современные технологии позволяют из клетки крови получить стволовую клетку, из стволовой клетки нейрон, по нейрону можно изучать экспрессию генов. Таким образом, на сегодняшний день существует технология, которая позволяет исследовать эпигенез клетки, получить отдельный нейрон мозга искусственным путем. Таким образом, результатом западной науки в области нейробиологии является обнаружение эффекта нейропластичности, что позволяет говорить о том, что мозг реагирует на полученный опыт, это значит, что мозг можно постоянно тренировать, и не только в активные периоды его естественной перестройки. Буддистская наука полагает, что сознание можно постоянно тренировать с помощью созерцательных практик, улучшая тем самым здоровье и психическое состояние человека.

С точки зрения молекулярной биологии и генетики, интерес представляет вопрос - как поведение родителей влияет на работу генов в мозге ребенка? Такое влияние может оказывать влияние на всю жизнь ребенка. Родительская забота меняет активность генов мозга ребенка. В результате родительского воздействия проявляется пластичность, модификация происходит в самом мозге, где нет связи между нейронами, и модификации в самом гене, в мозге, т.е. химические изменения вокруг гена. Этот эффект на всю жизнь. Насколько буддистская философия и когнитивная терапия пересекаются друг с другом в этой области? Речь идёт о ненормальном развитии, причиненных расстройствах в ранние годы неблагополучной обстановкой в семье, проникнутых атмосферой отрицательных эмоций, как помочь таким детям? Если происходят изменения в мозге под воздействием отрицательных эмоций, возможна ли обратная реакция, т.е. воздействие на мозг, более того возможно ли воздействие на уровне генов? Буддистская наука дает ответ, что при помощи созерцательных практик возможны такие изменения. Таким образом, западная наука говорит о том, что факторы окружающей среды влияют на экспрессию генов, отвечающих за наши мысли, эмоции и поведение. Буддистская наука говорит, что при помощи созерцательных практик можно добиться изменений в сознании и теле.

Наука
7 млн интересуются