И что бы могли значить подписанный акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил и последующая такая вот денацификация на территории всей Западной Европы? Фашизм потерпел сокрушительное поражение, однако не был уничтожен до конца. Его идеология, возвышение отдельных наций над остальными и стремление оных к мировому господству не просто выжили, но пустили новые ростки, укрепились. Также не до конца были уничтожены и социальные силы, породившие фашизм. В 1982 году на Западе вышла книга Джона Лофтуса «Секрет Беларуси». С моей точки зрения, не бесспорная, многие факты искажены, однако… В ней нашлись крупицы правды, которые заставили в то время некоторых «очистившихся» понервничать. Но об этом позже.
Итак, несмотря на то, что частью нацистского аппарата были признаны около 12 млн человек, во время следственных действий были задержаны не более 3,5 млн человек, из которых 2,5 млн достаточно быстро были отпущены без суда. Остальные, за исключением упомянутых выше 12 тыс. человек, получили штрафы, конфискацию некоторого имущества, запрет занимать государственные должности в течение определённого срока. А к 1949 году даже из упомянутых мною 12 тысяч серьёзные сроки в тюрьме отбывали всего 300 нацистов. И наши «союзники» показали настоящее иезуитство, оправдываясь перед теми, кто прошли концлагеря, воевали на восточном фронте, тем, что иначе «процессы превратились бы в рутину, бесконечную череду, а в тюрьмах оказалась бы подавляющая часть немецкого мужского населения». Однако попытки найти и наказать ушедших от возмездия нацистов продолжались. Проводимые расследования привели следственные группы и отдельных настоящих западных журналистов к так называемой «Крысиной тропе», по которой нацисты уходили от наказания. По итогам таких изысканий в 1983 году выходит статья во французском журнале "Le Monde diplomatique" под названием "Le scandale de la dispersion nazie dans le tiers-monde" («Скандал с разгоном нацистов в странах третьего мира»), в результате мы узнаём, что, опираясь на поддержку США (ЦРУ, АНБ и Госдепартамент), около 2-х десятков деятелей католической церкви оказывали воздействие на Международный Красный Крест, вынуждая организацию выдавать спасаемым нацистам все необходимые документы, после переправляли их в Латинскую Америку. Некоторых, в случае «особой полезности», отправляли в сами Соединённые Штаты. Журнал приводит выдержки из меморандума американского военного атташе в Риме, направленного в 1947 году в госдепартамент. Из него следует, что существует «желание Ватикана помочь проникнуть в структуры не только европейских, но и латиноамериканских стран людям любых политических убеждений, лишь бы они были антикоммунистами…»
И вот по этой «Крысиной тропе» и уходили те, кто должен был сидеть на скамье подсудимых международного трибунала. Уже упомянутой мной В. Рауфф был очень долгое время главным советником А. Пиночета в управлении по расследованию коммунистической деятельности в Чили. Были и такие, кто канул в безвестность. Следы их стёрлись до такой степени, что порой казалось, будто эти нелюди просто растворились в воздухе. Так, например, произошло с шефом гестапо Г. Мюллером. Некоторые, такие как А. Эйхман и К. Барбье, были изобличены. Однако, если второй дожил до глубокой старости, прожив до 1951 года в Западной Европе, а потом с помощью одного из кардиналов Ватикана через Австрию и Италию с семьёй скрылся в странах Латинской Америки, то первому не повезло. В мае 1960 года он был похищен Израильской разведкой (действовали так из-за того, что Аргентина, в которой тогда находился Эйхман, уже несколько раз на тот момент отказывала в выдаче разных нацистских преступников) и доставлен в Израиль. 1 июля 1962 года военный преступник был повешен. Но это скорее исключение из правил, так как основная масса спокойно себя чувствовала, жила, работала, наслаждалась «благами цивилизованной Европы и Америки». А некоторые из палачей продолжили свою деятельность, правда в несколько ином формате. Об этом я расскажу позднее.
Также многих минул запрет на занимание должностей в руководящих структурах ФРГ, Австрии, Франции, Бельгии. Наглядный пример – Адольф фон Тадден: этот глава неонацистов, используя недовольство населения политикой боннского правительства, разжигал шовинизм, играя на дешевых националистических эмоциях, в «лучших традициях геббельсовской пропаганды». И это оказывало свое воздействие. С 1948 по 1960 годы – член городского совета Гёттингена, с 1949 по 1953 – член бундестага ФРГ. В 1961 году стал председателем Немецкой правой партии в Нижней Саксонии. В 1964-м вступил в Национал-демократическую партию Германии (НПД), а в 1967-м стал ее председателем.
Особо я остановлюсь на нацистском генерале Рейнхарде Гелене, руководителе восточной группы оперативного отдела Генштаба, принимавшем активнейшее участие в составлении военных планов нападения на Советский Союз. Гелен тесно сотрудничал с Абвером, да и с VI управлением РСХА. Он принимал участие в подготовке операций «Цеппелин» по заброске агентов за линию фронта, разрабатывал тактические указания по применению диверсионных групп и организации саботажа в тылу противника. Обладая гибким умом, он уже в конце весны 1944 года наладил контакты с представителями ЦРУ. А в апреле 1945 года Гелен, заключив соглашение со своим помощником Герхардом Весселем и бывшим шефом русского бюро абвера Германом Бауном, подготовил и спрятал архив с картотеками на агентов, а также подобрал настроенных наиболее антикоммунистически, антисоветски и проамерикански подчинённых. И в июле 1945 года он встретился с бригадным генералом, шефом Г-2 (военная разведка) в американской оккупационной зоне Германии Эдвином Лютером Сибертом. Гелен поделился с ним своими идеями совместной борьбы против Советского Союза. Тому идея весьма понравилась, и он представил Гелена начальнику штаба Эйзенхауэра генералу Уолтеру Беделлу Смиту. В июле 1946 года Гелен возвратился в Германию. Получив принципиальное согласие от американцев на финансирование и первые финансовые вливания, он создаёт и возглавляет разведывательную организацию. Баун и Вессель назначаются его помощниками. Так появилась на свет в ФРГ «Организация Гелена».