Найти тему
Журнал «Армия»

Чтят героев небеса

Мой предыдущий визит к лидским авиаторам состоялся в конце марта. Было холодно и ветрено, местами лежал снег. Но уже смело светило солнце, весна вступала в свои права. И таким же весенним, оптимистичным было настроение авиаторов – громадье идей, планов, надежд. 19 мая черная туча внезапного горя заслонила солнце, стерла с лиц улыбки…

И вот я снова в 116-й гвардейской штурмовой авиационной базе. Растительность яркой зеленью бросилась встречать долгожданное лето. Но в глазах встречавшихся мне людей – все тот же нерастаявший снег…

Ко дню моего приезда прошло две недели после трагедии. Раны на сердцах лидчан едва запеклись. И тут же начинали сочиться, как только речь заходила о геройски погибших летчиках – гвардии майоре Андрее Ничипорчике и гвардии лейтенанте Никите Куконенко.

Внезапно дрогнувшие голоса, увлажнившиеся глаза, опущенные взгляды моих собеседников… Мне показалось, что говорившие со мной офицеры не договаривали: «Мы их не уберегли…». Я не согласен: это герои уберегли нас.

Мы, военные журналисты, к сожалению, редко пишем об офицерах, прапорщиках, солдатах. Чаще об учениях, занятиях, армейских событиях. И потому, да простят меня читатели, пусть с непоправимым опозданием, но я пишу об этих прекрасных людях, офицерах, гвардейцах.

Они уже ничего мне не расскажут. Но об их жизни и службе поведают товарищи – те, с кем Андрей Владимирович и Никита Борисович по-братски делили курсантские парты, комнаты общежитий, кабины самолетов.

Вам слово, товарищи офицеры.

«Они всегда с нами…»

Гвардии подполковник Георгий Мишаев:

– В 2015 году, когда на вооружение авиабазы были приняты первые четыре самолета Як-130, встал вопрос о формировании учебно-боевой авиационной эскадрильи и комплектовании первого авиационного звена. В его состав включили пилотов, мотивированных на освоение новой техники, стремящихся расти профессионально. Среди них был и Андрей Ничипорчик, назначенный на должность командира звена.

Андрей Владимирович стремился к тому, чтобы стать специалистом высшей пробы. Потомственный военный летчик, он хотел раскрыть свои задатки, выйти из отцовской тени, которая, случается, падает на офицеров. Его личностные, профессиональные и командирские качества образовали уникальное сочетание, позволившее офицеру поставить на крыло немало молодых пилотов.

С Никитой Куконенко мы были знакомы меньше года. Нескольких совместных контрольных полетов хватило, чтобы я убедился: молодой пилот глубоко освоил программу, отлично летает, качественно выполняет полетные задания. Большая заслуга в этом, конечно, его наставника – гвардии майора Андрея Ничипорчика.

Уже став полноправным членом нашего коллектива, Никита Борисович продолжал свое профессиональное развитие. Исполнительный, внимательный, позитивный, улыбчивый, он буквально одним своим присутствием заряжал положительными эмоциями офицеров эскадрильи.

Мы настолько притерлись друг к другу, что коллектив стал нам семьей. И такая потеря – это утрата родных нам людей. В память о наших товарищах в учебном классе эскадрильи мы разместили одну из последних их совместных фотографий, мы сохранили их рабочие столы. Они всегда с нами – в памяти, в сердцах…

«Спасибо, что живой…»

Гвардии майор Бронислав Жарский:

– С Андреем Ничипорчиком я познакомился летом 2014 года на войсковой практике, когда сам был курсантом четвертого курса авиационного факультета Военной академии. Накануне Андрей Владимирович бросил курить. Курящих за клубы дыма он в шутку называл «джиннами». И с тех пор он ни разу не прикоснулся к сигарете. Удивительной силы воли человек!

Легкий в общении, умеющий тонко пошутить, он как магнитом притягивал к себе товарищей. Особенно его любили молодые летчики. Когда в 2016 году для дальнейшего прохождения службы меня назначили в 116 шаб, я обрадовался: предстояло освоить только что принятый на вооружение Як-130. И моя радость удвоилась, когда узнал, что буду служить и учиться в звене гвардии майора Андрея Ничипорчика.

Несмотря на внешнюю мягкость, нас, молодых пилотов, он взял в ежовые рукавицы. Его требовательность мы довольно скоро прочувствовали, когда он объявил: «Вы будете знать все, что знаю я». В то время в освоении новой крылатой машины он был впереди всех летчиков. И чуть позже Андрей Владимирович добавил: «Больше меня знать можно. Меньше – нет!».

Я хорошо помню свой первый самостоятельный вылет на Яке. После приземления я доложил командиру звена: «Товарищ гвардии майор! Лейтенант Жарский первый самостоятельный полет на самолете Як-130 выполнил!». Он улыбнулся, пожал мне руку, затем хлопнул по плечу: «Спасибо, что живой…».

Когда мы на контрольных полетах с командованием авиабазы показали крепкие навыки пилотирования, поняли – командир звена нами гордиться. Он знал – любая задача, поставленная нам, будет выполнена. Из командира, летчика-инструктора он исподволь стал нам почти отцом. А ведь в те годы у него еще и своих-то детей не было…

Словно дошколятам, он просто и доходчиво разъяснял нам самые сложные вопросы. Методистом был великолепным! Разбирая полет, он видел ошибки, которые мы иногда сами не замечали. При этом никогда не стеснялся указать и на собственные огрехи – чтобы мы их не повторили. Ведь, откровенно говоря, мы копировали своего наставника.

Андрей Владимирович сформировал в коллективе прямо-таки семейные отношения. По другому в авиации нельзя – в воздухе мы вверяем друг другу свои жизни. И, конечно, мы честно докладывали командиру о допущенных ошибках. Он не устраивал разносы, напротив, по материалам объективного контроля анализировал наши полетные задания, посекундно их разбирал, указывал на неверные действия.

А как умел наш командир создать хорошее настроение! «Почему я вижу мрачные лица?», – этой шутливой фразой он приветствовал нас по утрам. Его шутки придавали нам бодрости. А склоненное к правому плечу лицо, взгляд исподлобья, знаменитое протяжное «Ну что ты?..» нисколько не обижало.

Андрей Владимирович был прекрасным семьянином. Не расставался с книгами по детской психологии. Когда и в наших семьях стали появляться дети, командир охотно делился своим педагогическим опытом. Любимое его выражение: «Хотите, чтобы дети вам подражали, – подавайте пример!».

Вот и Никита Куконенко попал в наш коллектив еще курсантом. Андрей Владимирович заметил этого яркого во всех отношениях молодого летчика и настоял на том, чтобы лично заняться его обучением. После выпуска Никиты Борисовича из Военной академии гвардии майор Андрей Ничипорчик спросил у пилотов: «Берем рыжего в звено?». Летчики единогласно поддержали командира.

«Рыжий», «Лампочка» – какие только шутливые прозвища не приклеивали Никите! Ведь он действительно светился жизненной энергией. Широкая добрая улыбка, живой характер располагали к нему людей сразу и навсегда.

Еще одно известное качество Никиты – готовность прийти на помощь. За любое дело он брался с удовольствием. В короткое время мы с ним посетили ряд школ, выступили перед выпускниками. Никита с азартом рассказывал ученикам о выборе профессии летчика, об учебе в Военной академии, о полетах, мечтах. Юноши и девушки были в восторге от его выступлений.

Летчиком он был от Бога. Как ни старался Андрей Владимирович утомить его при выполнении фигур высшего пилотажа – Никита держался стойко. Парень оказался под стать командиру – крепкий, веселый, хорошо чувствующий самолет, схватывающий все на лету. Мы просто не верим, что они не вернутся…

«Его тянуло к новым горизонтам»

Гвардии майор Виталий Касим:

– В 2005 году я поступил на авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь. Там и познакомился с курсантом Андреем Ничипорчиком. Через несколько месяцев мы подружились. Андрей уже тогда выделялся лидерскими качествами, поэтому его назначили на должность командира отделения будущих пилотов.

Андрей был генератором идей, регулярно придумывал, как нам провести свободное время. При этом он и в учебе лидировал. На экзамены и зачеты заходил только первым – был уверен в своих знаниях. У него была традиция – съедать накануне шоколадку. И оценки ниже восьми баллов в его зачетной книжке не встречались. Памятью обладал феноменальной: услышав один раз стихотворение, он мог спустя время дословно его воспроизвести.

Здесь же, в Лиде, во время летной практики он познакомился с будущей супругой Анастасией. Став офицером, Андрей Владимирович оставался таким же неугомонным выдумщиком. Мы дружили семьями, вместе отдыхали.

Несмотря на то, что мы с Андреем Владимировичем одновременно пришли служить в 116 шаб, ему первому предложили возглавить вновь формируемое звено летчиков на самолетах Як-130. И это справедливо – летал он отлично, освоил самолеты Як-52, Л-39 и Су-25. Неудивительно, что он согласился переучиваться на новый самолет, ведь его тянуло к новым горизонтам, перспективам. Я же попал в учебно-боевую авиационную эскадрилью на Як-130 лишь с третьей попытки.

Меня назначили заместителем к своему давнему другу. Андрей обучил меня пилотированию. Нюансы управления самолетом, действия в нестандартных ситуациях он знал прекрасно. И своим опытом щедро делился, разъяснял самое главное, без лишних мелочей.

Стремлением в совершенстве овладеть самолетом командир звена заразил и Никиту Куконенко. Тот постоянно изучал техническую документацию, руководство по летной эксплуатации самолета Як-130. Для лейтенанта он летал отлично. Самолет сложный, маневренный, но Никита Борисович его укротил, оседлал. О каждом полете отзывался только восторженно, делился переполнявшими его эмоциями с супругой.

«Не отчаянная храбрость, а точный расчет»

Гвардии майор Сергей Горбацевич:

– С Андреем Владимировичем мы служили вместе последние девять лет, а в учебно-боевой авиационной эскадрилье – с 2019 года. Он талантливый летчик, отличный методист. Его летные качества определенно выделяли его среди других пилотов – он был по-настоящему храбрым. Но это не отчаянная храбрость, а точный расчет своих способностей и возможностей машины, позволяющий выжать из нее максимум. Думаю, именно такими храбрецами были летчики-фронтовики.

Особо Андрей Владимирович любил полеты на малых и предельно малых высотах – когда самолет буквально стелется над землей. Боевое применение, высший пилотаж – все было ему по силам. И он не раз демонстрировал свое мастерство на международных армейских состязаниях. Безо всякого пафоса можно сказать, что Андрей был одним из лучших летчиков эскадрильи.

Для молодых летчиков он был примером позитивного отношения к жизни. Вел здоровый образ жизни: любил пешие и велосипедные прогулки, отдых на природе. Ценил хороший юмор и сам был генератором поговорок, которые потом цитировали товарищи.

С Никитой Куконенко мне довелось полетать лишь несколько раз. Впечатления остались только положительные. Не ошибся командир звена в выборе подчиненного. Мне кажется, что Андрей Владимирович очень ценил Никиту, видел в нем огромный потенциал летчика и офицера, включал в экипаж на самые сложные задания.

«Мой друг Никита»

Гвардии старший лейтенант Антон Ганевич:

– Я старше Никиты Куконенко всего на год. Хорошо запомнил наше знакомство на авиационном факультете Военной академии. В один из дней меня, второкурсника, назначили в наряд дежурным по учебным корпусам. А одним из дневальных был Никита, курсант первого курса: улыбчивый, какого-то невоенного вида. Пришлось дневальных приструнить…

Позже, начав летать, Никита тянулся к нам, более старшим курсантам. Ведь негласный летный закон гласит: «Делись всеми своими знаниями – лишнего опыта в небе не бывает». Мы делали общее дело, несли нашу дружбу, помогали друг другу и на службе, и в быту. Во время моего переучивания на новый самолет уже Никита делился своим опытом его пилотирования.

Никита был очень порядочным человеком, трепетно относился к любимой девушке Татьяне. Осенью прошлого года они создали семью…

Никита не только хорошо летал, но и обладал артистическими талантами, был настоящим пародистом. Иногда его веселые пародии на сослуживцев вызывали у нас взрывы хохота!

Среди увлечений моего друга – активный отдых. В мае мы вместе с друзьями сплавились на байдарках по Птичи. В группе было много незнакомых прежде людей разных профессий, но на всех Никита произвел самое доброе впечатление. Позже они долго не могли поверить, что погиб такой светлый человек…

«Наш долг перед светлой памятью товарищей»

Гвардии подполковник Эдуард Жмакин:

– Трагическое событие, связанное с гибелью наших летчиков, наложило отпечаток на повседневную жизнедеятельность авиабазы, подготовку к важнейшим событиям ближайших месяцев. Боевая подготовка продолжается, правда, пока без участия экипажей самолетов Як-130.

Осенью 80-летний юбилей воинской части пройдет с поправками – мы откажемся от демонстрационных полетов авиации. Планируем открыть обновленную экспозицию музея авиабазы, в которой будет особое место и нашим товарищам, нашим героям…

Мы очень тесно работаем с семьями погибших офицеров, оказываем помощь не только женам, детям, но и близким родственникам. Уже сложилась определенная система материальной, бытовой и моральной поддержки. И в эту работу вовлечен не только личный состав авиабазы. В адрес воинской части поступили и продолжают поступать письма с искренними словами соболезнования, поддержки и участия.

Мы не забудем подвиг и имена героев!

* * *

В этой истории не будет поставлена точка. Пока жива память о людях – они бессмертны. Пройдет немного времени, и мы вернемся к теме подвига отважных пилотов. А пока – светлых вам небес, товарищи офицеры. Помянем вас стократ…

Наша справка:

Гвардии майор Андрей Владимирович Ничипорчик

Родился в Поставах Витебской области 17 октября 1987 года в семье военного летчика-снайпера. В 2010 году окончил авиационный факультет Военной академии Беларуси.

Летчик 1-го класса. Освоил самолеты Як-52, Л-39, Су-25, Як-130. Был подготовлен к выполнению боевых задач днем и ночью во всех метеорологических условиях.

С 2016 года – инструктор, готовил к полетам на Як-130 молодых пилотов.

В 2016 году участвовал в выполнении сложнейшего вида летной подготовки – посадки самолета Як-130 на аэродромный участок дороги.

С 2017 года принимал участие в воздушных парадах, демонстрационных полетах. Неоднократно участвовал в учениях и международных конкурсах в Беларуси и за рубежом. За образцовое исполнение служебных обязанностей был награжден медалью «За безупречную службу» III степени.

В авиабазе его знали как терпеливого и внимательного инструктора, любящего небо и курсантов.

Был женат, воспитывал троих детей.

Гвардии лейтенант Никита Борисович Куконенко

Родился 18 сентября 1998 года в Полоцке Витебской области. Выпускник Полоцкого кадетского училища.

С детства мечтал о небе, много времени проводил у дедушки в военном городке Боровуха, где базировалась вертолетная авиабаза. В интервью «ВоенТВ» он рассказывал, что смотрел видеоролики, как пилотажные группы выполняют различные фигуры, восхищался ими и хотел стать летчиком. «Нравится скорость, маневренность, испытываешь чувство свободы, полета», – говорил он.

В 2020 году окончил авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь. Начал службу в 116-й гвардейской штурмовой авиационной базе летчиком звена учебно-боевой авиационной эскадрильи на Як-130. Освоил самолеты Як-52, Л-39 и Як-130.

Сергей Алексеевич, «Ваяр», фото из архива 116 шаб