Будет много-много фото и несколько частей. :)
Обещаю рассказать нескучно, потому что именно таким и был наш поход.
Есть в Самаре Агентство социокультурных технологий. Звучит красиво и совершенно непонятно. :) Я для себя это название перевожу проще: культуру - в массы! :) Агентство делает много добрых дел. Например, именно благодаря им в 2014 году была организована выставка работ, вышитых лентами. И мои картины в той выставке были тоже.
А сейчас они нас с Андреем пригласили на экскурсию в Художественный музей. Я согласилась тут же, потому что с ужасом поняла, что выставки там посещала, а вот постоянную экспозицию и не знаю!
Андрей уехал раньше - ему надо было для своего краеведческого канала сделать фото. А я закопалась... Хотела пораньше выйти, но уж поздно было пораньше выходить! Вызвала такси. И приехал за мной человек, не говорящий по-русски...
Неуютно! Я уж стала сомневаться, знает ли он город, потому что я точно не подскажу. Во-первых, см. выше, а во-вторых, у меня ярко выраженный кретинический топографизм...
Едем, навигатор что-то говорит... И вдруг ровно в той точке, что я на карте обвела красным, женский голос бодро сообщает: "Прямо пять километров!"
Мама дорогая... Тут уж я хотела прыгать вон. Потому что даже я знаю, что Волга там гораздо ближе, чем в 5 км!!! Вот, специально замерила: через полтора уже река, вода, мне туда не надо!!!
Ну и вскоре я оценила то, что водитель ехал по картинке, не слушал эту коварную женщину. :) Довёз он меня до нужного места. Я поставила условный крестик, музей чуть дальше, но там моя карта уже кончилась. :)
Вот в каком роскошном дворце с 1989 года хранятся самарские сокровища.
Приглядываемся - упс, а этот дворец вовсе банк! :) Но об этом чуть ниже. Пока я вышла из такси счастливая. Правда, ножки немножко от стресса подкашивались... Подхожу к двери, толкаю её и... заперто! Хм... Иду к другой двери - тоже самое! И что делать?! И как быть?! Я стала метаться по тротуару... Потом всё же взяла себя в руки и решила не толкать дверь, а потянуть на себя.
Охранники изрядно повеселились, наблюдая мои страдания. :)
Когда я всё же вникла внутрь, остановилась сразу за дверью. Хотела Андрея дождаться, я видела. что он уже появился на горизонте. Стою, а охранник меня приглашает. Я ему "да-да", а сама опять стою. А он меня опять приглашает, вон там, говорит, гардероб-то! А я снова да-дакаю, и опять стою. Вижу, ему уже меньше смешно... Мало ли что от этой малахольной ожидать?!
В конце концов я поняла, что муж не торопится, и пошла здороваться с химерами. Они у нас гостеприимные, видите, лапку подают! :)
А это я сунула нос на служебную лестницу - уж больно литьё красивое! Знали толк в роскоши товарищи банкиры начала XX века. :)
Тем временем в музей вошёл Андрей. Я ему помахала, он кивнул и только двинулся навстречу, как его недвусмысленно окружили охранники. Двое остались, а третий заспешил в недра, откуда вскоре вышел с ещё одним высоченным мужчиной, по виду их начальником. Что за?!.
Я стояла в компании знакомых, поэтому не сразу бросилась выяснять. Немного подождала. А потом всё же любопытство взяло верх. Оказалось, эти дяденьки не просто так хлеб жуют. Они всё-о примечают!
Вот появился человек с фотоаппаратом. Снял - что?! Доску или вход во внутренний дворик?
Ну доску-то он снял, да, это важно. Благодаря этому кадру мы знаем, что такую махину возвели за два года и что в Самаре был Владимир Владимирович - Маяковский.
А вот зачем это господин с фотоаппаратом во дворик пошёл, а? Вообще-то тут музей, набитый ценностями, надо всё-о отслеживать!
Вот краеведа Андрея Макарова мало и не повязали... Но мы все вместе объяснили, что его действия исключительно полезные. :)
Холл решён очень интересно. Вот такое окно-рама для вазы. :)
Если встать правым плечом к этой вазе, лицом к лестнице, то слева увидим Петра нашего Алексеевича I. Вот так запросто император лично благословляет входящих на экскурсии.
В Самаре есть несколько удивительных зданий в стиле модерн. Это - эклектичное, но и черты модерна тут тоже есть. Смотрите, какие витражи!
Через несколько ступенек - ещё.
И вот какой простор! Лестница мраморная, а как же! :)
Во время этой экскурсии я не раз вспоминала нашу соседку из моего детства, бабу Юлю. У неё стояли почти такие же часы. Как увидела их, сразу тепло на сердце стало. :)
Экскурсия наша началась с этого зала - "россики". Сначала думала, ослышалась. Но нет, всё верно. Если попросту, то это слово обозначает картины, написанные в России западноевропейскими художниками. Или не в России, но на русскую тему.
Вот какая парсуна! Это Яков Долгорукий, сотоварищ Петра I. Светской живописи не было доселе на Руси, учились талантливые молодые люди, некоторые из них были иконописцами. Этот портрет - копия с работы неизвестного зарубежного художника. Интересно, а был ли на оригинале нимб? Тут я его явно вижу.
Экспозиция размещена в бывшем кабинете управляющего банком. Но думаю, буфет появился тут позже. Из-за резьбы.
Тема этой резьбы - безусловно петровская, но никак не банкирская! Им положено серьёзнее быть. Особенно в рабочее время! :)
Есть буфет - есть и посуда! Удивительно, как эти хрупкие произведения завода Гарднера и Императорского фарфорового завода прошли через века! На последнем фото в этой галерее есть загадочные трубочки. Это фарфоровые черенки столовых ножей. Загадка: а где клинки?!
Сам император - любитель застолий - тоже присутствует в этом зале. В воплощении великого Бартоломео Растрелли!
С противоположной стены на него кокетливо и в то же время величаво жена поглядывает, Екатерина I. Чтобы избежать бликов, я снимала сбоку. Пролистайте, там фото с сайта музея. Какие драгоценности у матушки Елизаветы Петровны, однако!
И ещё одна венценосная особа - Анна Иоанновна. Листайте, там есть фронтальное изображение с сайта музея. Эти два портрета принадлежат кисти Иоаганна Генриха Ведекинда, прибалтийского художника немецкого происхождения, чрезвычайно модного в то время в Петербурге. Под портретом Её Величества располагается изображение Адама Густава фон Ульриха, прибалтийского дворянина, написанное к его свадьбе. Листайте, на фронтальном фото виднее, какое живое у него лицо!
Этот зал выглядит так:
Центральное место в нём - над светлым буфетом - занимает картина с очень интересной судьбой. ДетеХтива, прямо скажу!
Тут надо немного углубиться в историю музея, которая начинается с 1897 года, когда был организован художественный отдел при самарском Публичном музее. Потом этот отдел стал принадлежать краеведческому музею. А в 1937 году, когда был построен Дворец культуры имени Валериана Владимировича Куйбышева, отдел преобразовали в самостоятельный художественный музей. Его экспозиции как раз и разместили в свежепостроенном неоклассицистическом Дворце культуры - вот в этом.
Хотя в Самаре это здание чаще называют Театром оперы и балета, потому что он тоже там проживает.
Почему это важно? Да потому что вот эта картина - верхняя часть парадного портрета в полный рост - была обнаружена в котельной этого самого театра. В котельной. Часть. Хорошо, хоть верхняя! Картина, само собой, была без рамы, просто скрученная в рулон. Это случилось в 1981-м. Сначала было посчитали, что это какая-то декорация. Хорошо, что полотно попало в руки искусствоведа Татьяны Фёдоровны Алексушиной. Она-то и установила, что это никакая не декорация, а «Портрет герцогини Курлядской Бенигны Готлиб Бирон» кисти неизвестного художника немецкой школы I половины XVIII века. Начала 1700-х!!!
Татьяна Фёдоровна отреставрировала портрет и установила, что изображена на нём Бенигна, дочь курляндского дворянина Вильгельма Тротта фон Трейдена, которая родилась 15 октября 1703 года.
Вот выше я показала вам Анну Иоанновну. Бенигна была её фрейлиной с 1720 года. Правда, тогда Анна Иоанновна была ещё герцогиней Курляндской. Но фаворит у неё уже имелся - правильно, тот самый Эрнст Иоганн Бирон. В 1723 году за этого самого Бирона и выдали Бенигну, которую мы видим на портрете.
Красавица, правда? :)
Но увы. Красавица она тут только потому, что тогды было принято "делать красиво". На самом деле, как писали её современники, она была нехороша собой, болезненна и лицо её было изрядно попорчено оспой...
А вот что соответствует истине, так это её пышный наряд и драгоценности. Говорят, Бенигна очень любила наряжаться. Уже став императрицей, Анна Иоанновна часто одаривала её и даже наградила орденом Святой Великомученицы Екатерины. Возможно, за то, что герцогиня редко выходила в свет и не вмешивалась в государственные дела.
После падения великого Бирона его посадили в Шлиссельбургскую крепость - и Бенигну вместе с ним. Потом его выслали - и жена отправилась за ним и всюду его сопровождала. Только в 1763 году они вернулись в Митаву, где им вернули герцогский титул.
Бенигна прожила 79 лет, до 5 ноября 1782 года.
А теперь она будет жить вечно - на своём портрете!