Ввозить по старой схеме проще, а бизнес необходимо вести с Азией: результаты нового исследования ЕИИБП
Евразийский институт изучения безопасности продукции (ЕИИБП) совместно с Росаккредитацией изучили отношение отечественных бизнесменов ко вступившему в силу 14 марта постановлению Правительства №353 (далее ПП №353).
В телефонном опросе приняли представители 72 отечественных компаний в должности от специалистов по логистике до директоров. Среди предприятий-участников опроса импортёры одежды, детских товаров, продуктов питания, спортивного инвентаря, велосипедов, бытовой техники и электроники.
81% респондентов знали о принятии ПП №353. В силу специализации уровень предметной осведомлённости о послаблениях, введённых в силу ПП №353, среди опрошенных лиц разнится. Например, о моратории на отзыв действующих сертификатов и деклараций знали 70% респондентов, тогда как об автоматическом продлении срока действия ранее выданных сертификатов и деклараций на 1 год было известно 88% опрошенных, а об отмене обязательной маркировки товаров известно 77% опрошенных.
Половина опрошенных ввозила товары либо сырье для своего производства после 14 марта, но лишь 17% из них воспользовались возможностью ввоза товаров в Россию по упрощённой схеме декларирования.
50% опрошенных представителей бизнеса заявили, что решили не менять схемы ввоза товаров в Россию. Причины такого решения назывались разные.
Лишь 5% респондентов сообщили о твёрдом желании в дальнейшем воспользоваться схемой упрощённого декларирования товаров.
Также представителям бизнеса был задан вопрос: «Что еще необходимо сделать Правительству в сфере оценки соответствия, чтобы поддержать импортеров и экспортеров?»
Отдельный вопрос был посвящён планам по переориентации деловых контактов из-за санкций со стороны недружественных государств. Абсолютное большинство опрошенных ответили, что намерены активизировать сотрудничество со странами Азии, в частности Турцией, Китаем, Вьетнамом, а также Индией и Филиппинами.
При этом абсолютное большинство – 95% – утвердительно ответили на вопрос о «Следует ли России активизировать взаимодействие с дружественными ей странами в сфере испытаний и сертификации и инициировать создание с ними своего единого пространства соответствия, чтобы протоколы испытаний продукции взаимно признавались». При этом 15% опрошенных заявили о желательности активизации такого взаимодействия, но лишь в том случае, если по его итогам не снизится качество импортируемых в Россию товаров.
Отмечу, что представителям бизнеса хорошо известно о послаблениях, введённых в силу 353 постановлением. Сотрудники компаний-импортёров могут не знать всех деталей ПП №353, но это абсолютно нормально. Росаккредитация хорошо справилась с функцией информирования.
Однако введённая 353 постановлением на полгода схема упрощённого ввоза товаров осталась невостребованной. Компаниям легче ввозить товары по старой схеме: это позволяет не менять отлаженные бизнес-процессы, а также страховать себя от неизбежной после таких изменений в законодательство правовой неопределённости. Кроме того, в последние месяцы снизилась стоимость испытаний, а также сократились сроки их проведения, что позволяет экономить на процедуре декларирования и сертификации, хотя расходы на них и раньше не сильно влияли на стоимость товаров.
Абсолютное большинство участников опроса заявили о желательности активизации экономических контактов между Россией и странами Азии, а также поддержали создание Единого пространства соответствия (ЕПС), запуск которого позволил бы автоматически признавать документы о прохождении испытаний. Дополнительный аргумент в пользу необходимости создания ЕПС – полное незнание опрошенными о существовании международных организаций по аккредитации ILAC и IAF. А если респонденты не знают о существовании данных организаций, то и никакой пользы от их существования они не ощущали.
Комментарии представителей бизнеса
Владимир Югай — ответственный по ВЭД компании «Технологии Здоровья» (BRADEX): «На ввозимую продукцию часть документов была оформлена, на остальное - по старой схеме, так как сертификация была распланирована еще в сентябре-октябре, сейчас ввозились образцы, оформляли согласно предыдущим планам. В основном оформляем все так, как скажет брокер».
Елена Федорова — специалист по логистике ООО «Карин» (компьютерное оборудование, ПО и бытовая техника»: «Маркировка все равно должна быть, так как таможня все равно требует её при досмотре. Возможно, попробуем оформление, но на данный момент нет».
Алексей Лагида — специалист по логистике «ГРОК» (косметологическое оборудование): «Мы ввозим не больше партии и нам важно, чтобы у оборудования все документы были в порядке и был знак ЕАС на маркировке».
Алексей — руководитель подразделения транспортно-логистической компании ZENIT LOGISTICS: «Со сложностями [при работе по ПП №353] не сталкивался, так как не применял схему, и не планирую, не вижу смысла нарушать отработанные алгоритмы, ради возможности пользоваться полгода не вполне внятными рекомендациями.