14 подписчиков

Разрушаем 3 популярных мифа про блоу-оффы

308 прочитали
 Источник: Яндекс.Картинки Автомобильный тюнинг всегда будет предметом неутихающих споров и местом, где рождаются мифы.

 Источник: Яндекс.Картинки Автомобильный тюнинг всегда будет предметом неутихающих споров и местом, где рождаются мифы.-2

Источник: Яндекс.Картинки

Автомобильный тюнинг всегда будет предметом неутихающих споров и местом, где рождаются мифы. Паблики, посвящённые красивым и быстрым машинам пестрят обсуждениями на тему «что круче» и «как правильно». Установка блоу-оффа в них занимает далеко не последнее место. Авторы решили не оставаться в стороне и поработать разрушителями мифов.

Друзья, вы наверняка все знаете, что блоу-офф (англ. blow-off) — клапан, предназначенный для стравливания в атмосферу излишнего воздуха, нагнетаемого турбиной. На прилавки магазинов тюнинга этот девайс пришёл из автоспорта, где мотор и турбина часто эксплуатируются на пределе своих возможностей. Но бытует мнение, что девайс этот бесполезен и даже вреден. С завода ведь устанавливается байпасный клапан, а блоу-оффы ставят только для понтов в виде того самого пшикающего звука. Тем, кому непонятно, чем они различаются — почитайте статью нашего коллеги OVER 9000 про это: Блоу-офф и байпас: внятно о сути и отличиях. А мы переходим к мифам.

МИФ №1: Блоу-офф убивает моторы

 Источник: Яндекс.Картинки Автомобильный тюнинг всегда будет предметом неутихающих споров и местом, где рождаются мифы.-3

Источник: Яндекс.Картинки

Ну не как в фильме «Мачете убивает» — берёт и кромсает на куски, а, мол, методично и не спеша. На практике же непосредственно сама работа блоу-оффа вред двигателю нанести не может, но в некоторых случаях установки есть ряд неприятных моментов:

Во-первых, нестабильная работа на машинах, оборудованных датчиком массового расхода воздуха, по другому MAF-сенсором (англ. mass air flow sensor).

Весь воздух, посчитанный MAF-ом до цилиндров не доходит, а «мозг» на основании показаний датчика раз за разом отправляет намного больше топлива, чем требуется для приготовления смеси. Как следствие — плавающие обороты и мотор, глохнущий при сбросе газа и выходе на холостой ход. Эта проблема, пожалуй, самая распространённая. Чтобы её избежать при установке блоу-оффа на автомобиль с MAF-сенсором требуется настройка (читай — прошивка) блока управления. HKS, Apexi и другие производители тюнинга выпускают электронные устройства, которые успешно «дурят» расходомер воздуха, не давая двигателю глохнуть.

Что же касается самого блоу-оффа — ставьте такой, который имеет возможность регулировки (в том числе в гибридном исполнении). Тогда можно сделать срабатывание более деликатным.

Второй нежелательный момент — это помпаж или сурж (англ. surge) турбины.

Тот самый характерный прерывистый звук «тра-та-та-та-та», от которого у многих замирает сердце, но который не сулит ничего хорошего для ресурса двигателя и турбины. Причины для его возникновения могут быть различны, мы же остановимся на тех, что связаны конкретно с блоу-оффом. Сперва необходимо убедится, что клапан 100% исправен — не закис, не заклинил и полностью срабатывает. Пыль и повышенная влажность могут оказать плохую услугу, поэтому не стоит забывать про регулярный осмотр и обслуживание. А вот регулируемые блоу-оффы не стоит затягивать до предела. Он может сбрасывать очень мало избыточного воздуха и со всем объёмом не справляться.

Таким образом опасен не сам клапан, а неправильная установка и настройка.

МИФ №2: Блоу-офф увеличивает расход топлива

 Источник: Яндекс.Картинки Автомобильный тюнинг всегда будет предметом неутихающих споров и местом, где рождаются мифы.-4

Источник: Яндекс.Картинки

Второй миф вытекает из первого. Да, система управления будет переливать топливо в случае, описанном выше. Проблема отпадает при доработках: настройке блоу-оффа и/или внедрении электронных обманок. На машинах, где во впуске трудится MAP-сенсор (датчик абсолютного давления) вместо MAF-а такая ситуация не возникает в принципе. Гораздо чаще увеличенный расход связан с особенностями вождения — агрессивным пилотированием и высоким тестостероном в крови.

МИФ №3: Блоу-офф — бесполезная вещь

 Источник: Яндекс.Картинки Автомобильный тюнинг всегда будет предметом неутихающих споров и местом, где рождаются мифы.-5

Источник: Яндекс.Картинки

Главный козырь приверженцев этой теории в том, что на турбо-автомобиль, как правило, штатно устанавливается байпас-клапан. Да, на гражданских машинах производители предпочитают максимально избавить водителя от лишних подкапотных звуков, но ведь главная задача блоу-оффа не издавать всеми нами любимый «пшик», а продлевать срок службы компонентам мотора. На серьёзных значениях буста выше в расход могут пойди крыльчатка компрессора, ось турбонагнетателя, любой из патрубков воздуховодов, стенка интеркулера и даже сама дроссельная заслонка.

Другое преимущество перед байпасной системой — он не нагревает воздух, поступающий в камеру сгорания. Вместо того, чтобы отправлять его (уже нагретый в турбине) на второй круг, он просто выводит его в атмосферу, не давая расти температуре.

Говоря начистоту, нельзя ответить однозначно, какая из двух систем наиболее эффективна. Да, с завода ставят байпас, но когда автомобиль «прошивается», и необходимо держать давление наддува выше 1 бара, предпочтение в высокофорсированных двигателях отдается именно блоу-оффу. Кстати, выпускаются и гибридные клапана, которые совмещают в себе работу обеих систем. Часть воздуха они направляют в воздуховод, часть — в атмосферу.

Подводя итог, нужно сказать, что какую бы систему защиты от избыточного давления не выбрал владелец, эксплуатация турбо-автомобиля без неё чревата печальными последствиями в виде незапланированного ремонта и лишних расходов. Чтобы блоу-офф служил долго, проводите визуальный осмотр и, если необходимо, его чистку при каждой замене масла.

Обязательно почитайте подборку статей про блоу-оффы из базы знаний AJS Wiki. Там вы найдёте нюансы установки на популярные модели машин, решение проблем с настройкой и кучу советов из опыта. Ссылка здесь.

Берегите себя и свои турбомобили.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал — это вдохновляет нас делать вам новый годный контент.

STAY TUNED!