10 подписчиков

Черная Книга. Игра - прогулка по Мрачному Лесу за суженым в компании бисей и Древнего Бога.

Как ни странно, но данная статья написана нами обоими, но от лица Ведьмы с комментариями Дракона:

Как ни странно, но данная статья написана нами обоими, но от лица Ведьмы с комментариями Дракона: Хочется поделиться этим, в полном смысле слова, шедевром (без сарказма!

Хочется поделиться этим, в полном смысле слова, шедевром (без сарказма!) не только в видеоформате, но и оставить отзыв.

Я не геймер, в отличие от Ведьмомужа, и, наверное, всем известно, что мне редко когда что-то нравится из игр, а уж тем более вызывает восторг.

Так случилось, что Черная Книга (Black Book) от студии Morteshka (посмеялась: морт-ешка, мертвая Баба Яга =)) надо посмотреть другие их игры) оказалась именно такой игрой. Я бы порекомендовала ее всем, кто любит квесты, мрачную жутковатую атмосферу, русские сказки, интересные хитровывернутые сюжеты, которые в самом деле затягивают, реалистичность и правдивость в основе. Имею ввиду, что на протяжении всей игры мы получаем много интересной и, что важно, достоверной (!) по меркам мифологии информации. Не в том плане, конечно, что все это существует (хотя, как знать.. =)), а в том плане, что да, именно такие былички и ходят в Пермском крае, именно в это верили люди того времени, именно этим жили. Мы повстречаем там и обдериху, и бесов, и лешего, и русалок, и, что важно, не просто повстречаем, а игра расскажет нам "былички" - истории и сказки про эту нечисть, а энциклопедия просветит на предмет того, как развивался, переплетался между традициями и верованиями разных народов, формировался и рос фольклор и того, какими приметами пользовались люди того времени, как себя оберегали от нечисти. В общем, не обошли вниманием авторы практически ничего, даже информативная часть игры отработана на "ура". Я хочу сказать, что человек, не знакомый близко со славянской мифологией, после прохождения игры будет иметь неплохое представление о том, что это такое и познакомится с ней довольно близко.

И, черт возьми, никогда бы не подумала, что я это скажу, но эта зарраза - затягивает! Мы играем вместе с Ведьмомужем, садимся поиграть немного перед сном, а дальше.. все как в тумане. Оп - и четыре часа утра. В какой-то из глав игры было русским по белому сказано, что Книга затягивает бисей, и видимо, так оно и есть.

Ну и не буду ходить вокруг да около, расскажу обо всем по пунктам.

Сюжет.

Начинается незамысловато: живет себе сирота, Василиса, которую после смерти родителей воспитывает дед Егор - знаткий (колдун, то бишь). Все время дед пытается ее посвятить в свое дело, но та не желает по понятным причинам, собирается, как все нормальные бабы, замуж. И даже встречает своего суженого. Но.. так исторически складывается, что суженый, который против того, чтоб Васька была векшицей (ведьмой) берет и ни с того, ни с сего самоубивается. Ну и хоронят его, конечно, мимо церкви, как самого что ни на есть грешника, за оградкой, а это прям ну вообще зашквар, как говорится. Напомню, что в христианской религии самоубийство - один из самых страшных грехов. Тут-то и начинается все самое интересное. Васька ничтоже сумняшеся решает, что ей надо во что бы то ни стало вытащить жениха своего, а чтоб это сделать - ей видится один путь: посвящение, потому как Книга, которая имеется у деда Егора, после открытия печатей на ней сможет выполнить любое желание. У Васи желание одно - вернуть жениха. И ради его исполнения она готова на крайние меры. Вроде бы все просто и понятно. Русская женщина, которая и коня, и избу, и суженого.. хоть из под земли достанет, в данном случае - в прямом смысле этого слова =)) Но.. это верхушка айсберга. Есть у меня подозрение, что по сюжету, вероятно, жениху "помогли самоубиться", иначе Васька не стала бы векшицей, но.. об этом ничего не сказано. По крайней мере, пока. Сразу скажу, что игра пройдена не до конца, мы, кажется, чуть больше половины прошли, и сюжет выворачивается довольно интересно. Раскрывать тайны и интриги не буду, но совершенно точно далеко не все есть то, чем кажется: то, что кажется "белым и пушистым" - может оказаться прям последней тварью, а то, что видится врагом номер один - может оказаться в последствии лучшим другом. Есть у меня подозрения, что и дедуля не так прост, как себя кажет, но этого я и сама не знаю, посмотрим, что дальше будет, принципиально не читаю ничего про игру, чтоб не портить себе впечатление.

По сюжету мы повстречаемся со всеми или почти со всеми возможными тварями - обдерихой-банницей, лешим, шурале, бесами, русалками, водяными. Более того, помня то, что Россия - многонациональная страна и в ней живо смешение верований, нас познакомят с разными именами одного и того же явления, беса, нечисти. Тут же у нас и башкиры, и татары, и коми, и мари, и кого только нет.

В плане сюжетной составляющей игра просто отличная. Да, кому-то повороты могут показаться банальными и скучными, особенно, кто читает много хороших книг, но в общем и целом... Сюжет затягивает своей историей. Да и персонажи здесь, как мне кажется, все таки не являются картонными. У них есть мотивация, хоть какой-то бэкграунд (предыстория) и во многом - есть понимание почему они совершают те или иные действия. Пока что все загадки и непонятки, какие мы встретили, похоже... что они все таки выстрелят. Конечно, чтобы это понять надо дойти до конца. Хотя, как геймер, могу сказать, что некоторые сюжетные моменты можно посчитать немного затянутыми, но это уже особенности геймплея все же, а не сюжетные дыры. К слову, что радует, здесь какие-то интересности можно найти не только в основной части сюжета, но так же и во второстепенных ответвлениях и просто в процессе путешествия.

Графика.

Простая и незамысловатая по началу может оттолкнуть, как я уже писала, но в процессе к ней не только привыкаешь, она еще становится какой-то такой изюминкой, фишкой игры. Здесь их два вида - диалоговая (когда персонажи общаются), она вот очень прям атмосферная и красивая, хоть и тоже простая. Приглушенные цвета, отсутствие анимации, И в процессе экшена - когда героиня сражается, куда-то идет, собирает травы, исследует местность - максимально упрощенная, но это не портит игру, а добавляет атмосферности. Смотрю на игру, и понимаю, что для хорошей игры не обязательна роскошная графика и спецэффекты, хорошая игра - это нечто другое.

Как ни странно, но данная статья написана нами обоими, но от лица Ведьмы с комментариями Дракона: Хочется поделиться этим, в полном смысле слова, шедевром (без сарказма!-2

Переведу на геймерский:

низкополигональная графика в данном случае не является минусом. Эта игра вообще не про графон. Она именно про сюжет, про историю, про сказку, про атмосферность и погружение.

Рисованные вставки в диалогах так же отлично выглядят и иногда могут подсказать ответы на некоторые сюжетные загадки. Спасибо ребятам из Мортешки за такое внимание к деталям!

Процесс игры.

Можно разделить на несколько фрагментов:

  • Диалоги
  • Бои
  • Исследования
  • Прокачка персонажа

Про бои подробнее может рассказать Ведьмомуж, потому что я ничего в них не понимаю, только наблюдаю. Одно могу сказать - карточная система, отравление, лечение, уроны и защиты - это все есть. Ход Василисы, ход противника. Есть бои-головоломки, в которых выставлены некоторые условия, вроде того: ограниченный набор карт и/или ходов. Сложная штука. В боях иногда (не всегда) присутствует помощник, который раз в 5 ходов наносит дополнительный урон или дает защиту. Так же можно пользоваться травами, которые мы находим по пути, заходя в те или иные уголки, исследуя местность - можем их найти. И не только их - всякие другие иногда вредные, но иногда полезные находки. Это и есть процесс исследования.

Как ни странно, но данная статья написана нами обоими, но от лица Ведьмы с комментариями Дракона: Хочется поделиться этим, в полном смысле слова, шедевром (без сарказма!-3

Ну и самая объемная часть - диалоги, в которых обычно и узнаем о событиях или заданиях. Есть просто болтовня, из которой мы узнаем истории персонажей, а есть диалоги и события, в которых нам предоставляется выбор. Отвечать и выбирать нужно очень, ОЧЕНЬ внимательно! От ваших ответов, выборов и решений будет зависеть не только поворот сюжета, но и возможности концовки, которых не одна.

Как ни странно, но данная статья написана нами обоими, но от лица Ведьмы с комментариями Дракона: Хочется поделиться этим, в полном смысле слова, шедевром (без сарказма!-4

Есть и торговцы, у которых можно купить интересные усиливающие артефакты и травы. Правда, неудобно, что на карте они встречаются не чаще одного раза, а то на некоторых их и вовсе нет, а по карте назад вернуться нельзя. Что важно, торгуют они травами, которые реально существуют, про каждую сделано мини-описание, для чего она использовалась. С оберегами так же.

Есть мини-игра, наш классический подкидной дурак (мне понятнее, чем Гвинт в Ведьмаке), но мы попробовали поиграть, проиграли душу и решили больше не пробовать. Можно как деньжат выиграть, так и на проблемы нарваться, вплоть до геймовера.

Так же есть в игре "уровень греха". Он накапливается в процессе, зависит от наших решений и ответов. С нулевым уровнем прийти к финалу нельзя, мне кажется, так как у вас в процессе хочешь - не хочешь, а биси появляются, и их приходится отправлять на работу, портить людей и их жизнь, если не отправлять - они будут мучить нас - понижать уровень жизни, защиты, запрещать пользоваться бонусами. Может быть, и можно, конечно, но я не знаю, как ее проходить с бисями в торбе =)) Уровень греха влияет и на сюжет игры, и, как говорят, на финал, мы сами еще не проверяли. По ходу игры некоторые события и решения могут помочь снизить грех, но.. незначительно.

Про систему прокачки персонажа тоже ничего не могу сказать, этим занимается Ведьмомуж. Я смотрю сказку, а он мне не мешает своими заморочками =))

Прокачка персонажа, на самом деле, максимальна проста, разделена на 4 направления. Часть умений открываются автоматически, часть доступна только по достижении определенного уровня. Тут билды не то, чтобы очень эффективны и нужно с ними заморачиваться, но при особом желании можно и из них вытянуть что-то действительно полезное, например то, что бесы после работы приносят меньше единиц греха, или дополнительные вещи в активных ячейках, ну или использование большего количества слов в заговоре.

Боевая система тут именно карточная. Т.е. для атаки нужно выложить карточки в доступные ячейки. Количество слов (карточек) в заговоре зависит от уровня персонажа. Учитывая, что мы видим, что планирует делать противник - есть возможности как-то противодействовать и вертеться. В большинстве своем, довольно просто, если это не босс или не бой-головоломка.

Большая часть игры проходит именно в диалогах. треть - на карте и в попытках ее исследовать и вытащить все, что можно и нельзя. Из минусов - каждую точку на карте можно посетить только один раз. Каждый день карта у нас меняется и места уже новые, как и новые истории, диалоги и рандомные ивенты в каждой точке.

Как ни странно, но данная статья написана нами обоими, но от лица Ведьмы с комментариями Дракона: Хочется поделиться этим, в полном смысле слова, шедевром (без сарказма!-5

Что радует - возможности выбора разного исхода событий. Да, возможно как-то глобально это все не влияет на сюжет (наверное), но к примеру один и тот же диалог можно вывернуть так, что случится бой, или же противник станет нашим спутником-помощником, или же нам отсыпят дополнительного опыта/денег. К слову с деньгами проблемы, в основном, есть только в самом начале. Потом все становится гораздо проще и про них почти забываешь, особенно, если точно знаешь, что тебе нужно.

Что до уровня морали - количество грехов... судя по описанию да - должны появляться какие-то дополнительные варианты ответов в диалогах и, "как гласит предание" - от количества грехов зависит концовка.

Реиграбельность.

Вариаций прохождения масса, то, что сейчас транслируется на канале - один из всего лишь. Мы попробуем пройти и другими путями в виде живой трансляции =)) Играть и переигрывать можно не один раз.

В целом - очень и очень привлекательная игрушка.

С учетом того, что столько разных вариантов диалогов присутствует в игре - перепроходить игру явно стоит. Или для общего развития, или наоборот просто из любопытства, что же будет в конце. На первое прохождение, наверное, самым оптимальным вариантом будет идти нейтрально, то есть не забивать себе голову какими-то рассуждениями, а просто принимать решения, как нравится.

Вообще в планах еще минимум два прохождения у нас, как минимум с минимально возможным набором греха и с максимальным, чтоб прям потом в аду аплодировали и освободили нам трон)))

Атмосферность

Игра максимально атмосферна. Да, как и говорила Драконожена - в ней множество разных историй, как больших, так и маленьких. Очень качественная русская локализация с полной озвучкой диалогов. Да, иногда они подвисают, но тут я могу грешить еще на свой допотопный компьютер. Убранство в избах, окружение... все очень здорово и никак не выбивается из истории. И что максимально приятно - Васька путешествует по реально существующим местам - Чердынский район Пермского края. Куда-то наверняка можно даже и в реальной жизни съездить - просто посмотреть, где побывал любимый персонаж.

Музыкальное сопровождение просто отличное! Я его не замечаю. Это игра не про музыку, а именно про атмосферу. Музыки здесь, мне показалось, не много и она, если и есть - максимально незаметна и ненавязчива. Вот даже сейчас... я знаю, что музыка в игре есть, но она настолько органично вплетена в игру, что вспомнить что именно там играло - не представляется возможным. Ну и еще из интересного - в процессе игры Ваську иногда приглашают ее сверстники поучаствовать в посиделках, и тогда уже вполне себе поются славянские деревенские песни с очень красивым визуальным рядом. И тут графика... она как будто бы даже дополняет звук.

Как ни странно, но данная статья написана нами обоими, но от лица Ведьмы с комментариями Дракона: Хочется поделиться этим, в полном смысле слова, шедевром (без сарказма!-6

Минусы..

Я не нашла. Да, есть небольшие нестыковки, которые вызывают вопросы, но они возникнут не у всех, по крайней мере, они у меня были только в некоторых местах и то, к информации типа "домовой живет в голбце" или "людей хоронили под печкой". Сомнительно. Но это такие мелочи, которые вообще не портят игру и впечатление о ней. Кому-то может показаться много текста. Но это уж кому что, я тоже не любитель много читать, а в игре написано интересно, ярко, самобытно. И что чудесно, на мой взгляд, сохранен говор, манера речи. Все вот эти словечки самобытные, описания предметов, былички, да че да. И, кстати, былички и энциклопедии лучше внимательно читать, в них ответы на вопросы, которые вам будут задавать персонажи =)) И чтобы у некоторых вызвать доверие, надо ответить правильно =)) Игра с мощной информационной базой, в отличие от того же Ведьмака, который месит монстров, а прочитать про них можно только в интернетах, а если и написано в игре - то половина полная ерунда, взятая с потолка.

Ну я из минусов могу назвать только то, что некоторые сюжетные моменты можно было бы сделать чуть быстрее. В какой-то момент брожение от точки к точке по карте может показаться однообразным. Да и, когда нужно найти три предмета для задания - нужно пройти три карты (то есть потратить три игровых ночи) - это иногда прям напрягает. Но в общем и целом - все равно игра отличная.

Кстати, что интересно, в процессе игры вспомнила одну из книг, которую обожала в детстве - Василий Тихов "Страшные сказки". Любила в детстве сказки, обожала русские, особенно, страшные. Про упырей, колдунов и вот это вот все. Почему вспомнила книгу? Потому что очень похоже, что именно она взята за основу. Иногда такое ощущение, что текст взят оттуда прямо абзацами. В книге рассказчик тоже дед Егор, живущий в Пермской области, перекликается все, вплоть до названия глав. Книгу уже вряд ли можно купить, но можно скачать и почитать, что мы и сделали, потому что не нашла я ее у себя, куда делась - не понятно. Но книга хороша тем, что не похожа на сказки, а как раз-таки на пересказ событий. Одна из немногих, рассказы в которой заставляли несколько напугаться =))

А еще она очень напоминает по духу и системе книгу-игру Василия Шувалова "Кощеева Цепь". Может, была у кого такая? Что-то вроде ДНД с 20-тигранником, игра с книгой, в которую можно играть одному. По сути, читаешь книгу, сюжет которой может меняться в зависимости от твоих решений и результатов бросков. Полагаю, эта книга - пионер русского ДНД. Только в цепи кубик кидать еще нужно, а тут зависит только от нашего выбора все. Если интересны книги - пишите в комментарии, дадим ссылки.

И почему-то Darkest Dungeon, понять вот только не могу, чем именно, вроде и не особо похоже, картой, может, или атмосферой, хотя в Книге она не такая напряженная, конечно..

Мы с удовольствием играем с мужем, обязательно пройдем до конца, и не один раз, я думаю!

Рекомендую всем, кто любит сказки, мурашки, головоломки, задачки, загадки и интересные истории!

Моя оценка игре - 10 из 10. Считаю, что поиграть в нее прям необходимо. Это не только дань уважения народной культуре и фольклору, но еще и, во многом, олдскульным текстовым РПГ. Игра отличная, очень атмосферная и приятная. А если вы еще и в карты умеете играть (как минимум в дурака), то, вероятно, вы сможете открыть какие-то сюжетные повороты, которые не нашли мы)))

Прямиком из сказки,

Ваши Ведьма и Дракон!