16 мая компания Renault сделала большой шаг к тому, чтобы фактически покинуть рынок России. Доли Renault в отечественных компаниях отданы во владение государства, завод «Рено Россия» перешёл на баланс Москвы — неужели всё? Что ж, в этом есть как хорошие, так и плохие стороны. Начнём с хороших.
Хорошая новость №1: с АвтоВАЗом (вроде бы) всё неплохо. Предприятие продолжит работу, а также сохранит производственный цикл и рабочие места. Согласно заявлению Минпромторга, АвтоВАЗ продолжит выпуск автомобилей не только на собственных платформах, но и на базе французской B0. Судя по всему, лицензионное соглашение позволит заводу и смежникам продолжить выпуск локализованных иностранных деталей.
Хорошая новость №2: «Москвич» возрождается! Да, это не шутка. Московский завод Renault Россия (до 2014 года – «Автофрамос») переходит в собственность правительства Москвы. В своём сообщении мэр столицы Сергей Собянин заявил, что завод переходит на баланс города и возобновит производство легковых автомобилей под брендом «Москвич». Причём на первом этапе на предприятии будут выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — электромобили.
Хорошая новость №3: Renault ещё может вернуться. Самым важным аспектом новых договорённостей французского концерна с российским государством является включение в документы пункта об опционе на обратный выкуп Renault своей доли в АвтоВАЗе, который может быть реализован в течение следующих 6 лет.
Это значит, что в течение этого срока французы вправе вернуть свою долю АвтоВАЗа и возобновить инвестиции в российское предприятие. Хотя опцион — это скорее право, а не обязанность… И тут мы переходим к плохим новостям.
Плохая новость №1: Будущий модельный ряд АвтоВАЗа под вопросом. Хотя на бумаге заводу и смежникам можно продолжать производство локализованных комплектующих, вопрос с импортом ещё не решён.
А ещё неизвестно, когда мы сможем ждать новинок от Lada. По словам руководителя агентства «Автостат» Сергея Целикова, Волжский завод и Renault связывает глубокая техническая и технологическая интеграция, а из-за разрыва отношений все анонсированные ранее планы по запуску новых моделей Renault и Lada, а также план развития совместных предприятий до 2024 года поставят на паузу.
Плохая новость №2: будущее «Москвича» очень туманно. У бренда нет ни модельной линейки, ни готовых технологий для производства легковых автомобилей. Основным техническим партнёром завода назван КамАЗ, но и у него нет необходимого «легкового» опыта. Впрочем, предприятие уже несколько лет разрабатывает компактный электромобиль Кама-1, производство которого до недавних пор планировалось начать в Венгрии. Теперь у КамАЗа появляется доступная производственная площадка в России.
Плохая новость №3: московский завод французам уже не вернуть. Хотя Renault оставляет за собой право выкупить свою долю АвтоВАЗа в будущем, в отношении уже бывшего завода «Рено Россия» право обратного выкупа не оглашалось, так что этот актив для французов потерян.