Истинно исторические события часто происходят тихо и незаметно. Вот и в Азиатско-Тихоокеанском регионе сравнительно недавно произошло такое тихое, но важное событие, а именно – Китай захватил региональное превосходство в воздухе.
Понятно, что такое утверждение звучит невероятно, особенно для тех, кто за многие годы привык считать американскую военную мощь непревзойдённой. Однако, сопоставление воздушных флотов Китая с одной стороны и США с их союзниками с другой, вполне определенно показывает, что переход превосходства в воздухе на сторону КНР уже вполне состоялся. Причем как количественный, так и качественный.
По количеству
Разумеется, что совершенно точных данных о составе и состоянии ВВС крупных держав не имеется, тем не менее, периодически публикуются оценки количества боевых самолетов, которые считаются правдоподобными. Так вот, если составить на основе этих оценок баланс численности, то получится картина весьма впечатляющая.
Сначала США и американские союзники в регионе. Япония – 240 самолетов, Южная Корея – 224 самолета, Тайвань – 273 самолета, Сингапур – 106 самолетов. Сразу следует оговориться, что в этот подсчет включены лишь относительно современные авиамашины. Считать F-4 и F-5, которые ещё имеются на Тайване и в Южной Корее, современными самолетами нет никаких оснований. Такие самолеты могут летать и могут даже повоевать, но мы их можем рассматривать лишь как вспомогательные силы и потому из баланса исключаем.
ВВС США постоянно базируют в Японии и Южной Корее свои самолеты, но не сообщают сколько. Ничего, мы не гордые, сделаем примерный подсчет. В составе 5-го авиасоединения, дислоцированного в Японии, находятся 18-е и 35-е истребительные авиакрыла, в которых по две эскадрильи истребителей. В составе 7-го авиасоединения, дислоцированного в Южной Корее, находятся 8-е истребительное авиакрыло, в котором две эскадрильи истребителей, и 51-е смешанное авиакрыло, в котором одна истребительная эскадрилья. Итого 7 эскадрилий. В каждой в среднем по 20 самолетов, так что у США постоянно в регионе находится 140 боевых воздушных машин.
Всего у США и союзников в регионе получается вместе 877 самолетов, многоцелевых и истребителей.
Истребитель F-15C взлетает с принадлежащего США аэродрома на японской Окинаве
ВВС НОАК по состоянию на 2022 год имеют 1777 самолетов, многоцелевых и истребителей. Если в подсчет включить еще Xian JH-7, который больше штурмовик, чем истребитель, то число возрастет до 1917 самолетов.
Даже по консервативной оценке, ВВС НОАК превосходят всю коалицию своих противников числом чуть более чем вдвое. Если брать отдельных противников, то, к примеру, ВВС Китая превосходят ВВС Тайваня в численности в 6,5 раз, а ВВС Японии – в 7 раз. Численное превосходство – это фактор. Оно нивелирует и техническое совершенство самолета, и опыт пилота.
Могут сказать, что у США есть палубная авиация. Однако сколько авианосцев Соединённые Штаты могут выделить для Тихоокеанского региона? Не будем ведь забывать, что авианосцы и их авиагруппы являются ядром американского военного присутствия во всём мире. Быстро и без последствий собрать их все у берегов Китая невозможно.
По опыту и проводимым учениям, американцы могут относительно оперативно выделить для Тихоокеанского региона до трех авианосцев и одного универсального десантного корабля (USS America, LHA-6), который может нести от 6 до 22 истребителей F-35B. Авиагруппа одного авианосца состоит из самолетов разного типа, не только истребителей, но и самолетов ДРЛО и транспортных самолетов. Например, 17-е авианосное авиакрыло, базирующееся на авианосце USS Carl Vinson (CVN-70), состоит из четырех ударно-истребительных эскадрилий по 10 или 12 самолетов в каждой. На этом авианосце было 42 многоцелевых самолета. Таким образом, направив три авианосца и один УДК с самолетами, американцы могут добавить до двух сотен самолетов.
Универсальный десантный корабль типа America (LHA 6)
Авианосец Carl Vinson (CVN-70) рядом с судном снабжения,
по размерам сопоставимым с десантным кораблём типа America
Итого с палубной авиацией США и союзники могут собрать у западных берегов Тихого океана чуть более тысячи боевых авиамашин, против почти двух тысяч китайских.
Отсюда следует крайне интересный вывод, что даже с авианосцами, США уже не могут переломить ситуацию в свою пользу. Слишком много китайских самолетов.
По качеству
На Западе принято всячески нахваливать свои боевые самолеты. Фильмы, ролики, статьи – всё призвано подчеркнуть превосходство над любым противником. Спору нет, F-15 и F-16 разных модификаций, которые и теперь составляют основу авиации США и их союзников, это весьма хорошие самолеты. Были, лет пятнадцать назад.
Мрачная правда состоит в том, что основная часть парка боевой авиации США и их союзников находится в сильно изношенном состоянии, резко ограничивающем их боевое применение. Самолет стареет в ходе эксплуатации, изнашивается и больше не может поддерживать тактико-технические характеристики, изначально предусмотренные проектом.
Двигатель. F-15 и F-16 оснащаются двигателями семейства Pratt&Whitney F-100. Двигатели хорошие, точнее были хорошие, пока авиационное командование не открыло, что их можно гонять до заклинивания. В благословенные времена Холодной войны, когда к технике относились серьезно, эксплуатационный ресурс двигателя был 1000 летных часов. Теперь он превышает 2500 часов, и даже более 3000 часов. Какой у двигателя межремонтный интервал – сказать трудно, эти данные не публикуются. Однако, вряд ли более 500 часов. Каждый ремонт негативно сказывается на двигателе: падает мощность и снижается надежность. Когда двигатель приближается к пределу своего ресурса, резко возрастает вероятность поломки.
В общем, американская авиация долеталась уже до того, что двигатели отказывают в воздухе. Так, 30 ноября 2021 года истребитель F-16CJ из состава 35-го авиакрыла ВВС США, базирующегося на авиабазе Мисава в Японии, совершил вынужденную посадку в аэропорту Аомори. Судя по обстоятельствам этого инцидента, причиной было то, что у самолета двигатель «крякнул» в воздухе, и пилоту пришлось планировать в ближайший аэропорт. На счастье пилота, у него был запас высоты, чтобы это сделать. Инцидент получил некоторую известность потому, что пилот сбросил подвесные топливные баки, которые попали в прибрежный городок Фукаура, не причинив, правда, серьезного ущерба. Самолет пролетел около 150 км от своей авиабазы, прежде чем двигатель отказал.
Планер. Если двигатель можно поставить новый, то вот планер тоже изнашивается и перестает отвечать возникающим нагрузкам. Это можно примерно оценить по возрасту самолетов, поскольку известно, когда производилась та или иная модификация.
Так вот, основные боевые самолеты США и их союзников в Тихоокеанском регионе очень старые. Для примера, F-15C/D были запущены в производство в 1978 году или 44 года назад. Модификация F-15C – одноместная, в 1978-1985 году было выпущено 483 самолета этого типа. Модификация F-15D – двухместная, было выпущено 92 самолета. Всего 575 самолетов. В настоящее время на вооружении состоит 234 самолета F-15C/D. Самым новым их них 37 лет.
В среднем самолет в ВВС США летает 270-300 часов в год. Самый новый самолет этой модификации налетал уже около 10000 летных часов. Это при том, что F-15 проектировался с эксплуатационным ресурсом в 4000 летных часов. У более старых самолетов налет составляет 12 и даже 15 тысяч летных часов, и полет на них становится уже испытанием для нервов. Американское авиационное командование старается уже негодные к полетам самолеты списывать, а еще годные передавать в ВВС Национальной гвардии, где их донашивают в тренировочных полетах. Не без риска. Так 2 ноября 2007 года F-15C из состава ВВС Национальной гвардии США разбился. Он просто… развалился в полете. «Усталостное растрескивание носовой части фюзеляжа» – как показало расследование специалистов.
Анимационная реконструкция аварии 2 ноября 2007 года
с истребителем F-15C из состава ВВС Национальной гвардии США
Модификация F-15C/D практически уже сошла на вечную стоянку и в 2022 году планируется поставить на прикол еще 48 машин – в строю остались лишь те истребители, которые пока еще могут летать и которые нечем заменить. На них можно поставить новый двигатель, но если в полете дать вираж с перегрузкой на форсаже, то от самолета может что-нибудь отломиться. Потому авиационное командование вынуждено ограничивать скорость полета до 1,6 и даже до 1,2 Маха, хотя F-15 проектировался на скорость до 2,5 Маха.
И это у всех американских союзников так. К примеру, японский F-15J, который составляет 64,5% всего парка истребителей, выпускался до 1997 года. Самым новым из них 25 лет (6750 летных часов). Больше половины японской авиации, в сущности, ограниченно боеспособный авиахлам.
Японские F-15J, произведённые по американской лицензии компанией Mitsubishi
В Китае положение другое. С 1998 года (24 года или примерно 6480 летных часов), в Китае было запущено в производство четыре типа самолетов и еще три типа было приобретено в России. Всего на самолеты, выпущенные в период с 1998 года, то есть определенно новее американских, приходится 1339 машин или 75,3% парка. Несколько сотен самолетов имеют возраст менее 5 лет, то есть налетали менее 4000 летных часов.
Высокий износ американской авиатехники у США и их союзников стал приводить к тому, что китайские самолеты приобретают преимущество в скорости даже с более слабыми двигателями. Скажем, большая часть китайских самолетов может развивать скорость до 1,8-2 Маха. Если бы F-15 и F-16 были новыми, то китайская авиация ощутимо уступала бы им в качестве. Но теперь, когда изрядно полетавшие и потертые американские истребители с трудом и риском разгоняются до 1,6 Маха, китайские самолеты имеют качественное превосходство. Ближний бой сейчас вполне однозначно окончится победой китайской летчиков.
Тут уже не важно, какая авионика, какие приборы наблюдения, связи, целеуказания и так далее. Когда самолетов меньше, они уступают в скорости и могут развалиться от резкого виража, они – несомненно – будут побиты противником. Изношенные крылья Америки, что тут еще сказать?..
США и их союзники ставят на F-35. Китай же тем временем разрабатывает собственную аналогичную модель – J-31/35 в сухопутной и палубной версии.
Полёт первого прототипа китайского истребителя пятого поколения J-31/35
Ввиду того, как быстро и много Китай строит самолеты, уже через несколько лет новейших самолетов у Китая может оказаться больше. Остается у США только один F-22 (187 серийных единиц). Он весьма малозаметен и трудно уязвим. Однако у него боевой радиус всего 760 км и для действий в регионе ему нужны сухопутных аэродромы, которые Китай может поразить многочисленными баллистическими ракетами. Или вот у Китая есть замечательный истребитель J-20 с феноменальным боевым радиусом в 2000 км. Этого достаточно, чтобы взлетев с авиабазы в районе Шанхая, провести воздушный бой над Токио. Такой истребитель может подловить F-22 на воздушной дозаправке или сбить самолет-заправщик. Да и вряд ли американцы станут бросать это ценный истребитель, защищающий воздушное пространство США, в рубку с китайской авиацией у берегов на противоположном конце Тихого океана.
В общем, преимущество теперь на стороне Китая. ВВС НОАК теперь могут захватить господство в воздухе в любом региональном конфликте у своих берегов, например, в схватке за Тайвань, даже в том случае, если США и их союзники постараются общими силами противодействовать китайской авиации. Господство в воздухе – это ключ к победам на море и на земле, что есть главное и решающее условие для каких-либо серьезных политических изменений.