Источник вдохновения и аналитическая работа

В школе, о которой пойдет речь в сегодняшней истории, работают 17 педагогов и обучаются 122 ученика, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья. Учиться сюда дети приезжают из нескольких близлежащих деревень. По итогам исследования «Оценка по модели PISA» школа является резильентной.

В школе, о которой пойдет речь в сегодняшней истории, работают 17 педагогов и обучаются 122 ученика, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.

В чем причина успеха школы? Что вдохновляет коллектив на преодоление вызовов и трудностей?

В соответствии со стандартами, через собственное осмысление

С 1 сентября 2010 года, как и многие другие, школа начала обучение, внедряя федеральные государственные образовательные стандарты.

По словам директора школы, «основная задача современной школы – научить ребенка учиться, то есть вооружить универсальными учебными действиями и широким контекстом знаний. Сегодня основная роль на уроке принадлежит ученику. Учитель создает условия, в которых школьники планируют, контролируют и оценивают динамику знаний. Они ставят свои учебные задачи, планируют собственную деятельность по достижению поставленных задач и умело корректируют работу на протяжении всего урока. Сегодня в нашей школе групповая работа – одна из основных форм организации урока. Дети получают возможность побыть в роли консультанта, лидера, учителя и ученика, что помогает каждому ребенку становиться активным участником образовательного процесса».

В школе, о которой пойдет речь в сегодняшней истории, работают 17 педагогов и обучаются 122 ученика, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.-2

Важная роль отводится проектной и исследовательской деятельности, что позволяет учащимся применять имеющиеся знания на практике. В этом им помогает современная техника и оборудование.

Развитие кадрового потенциала школы

Чтобы восполнить дефицит учителей по некоторым предметам, учителя начальных классов прошли переквалификацию, и теперь они дополнительно ведут уроки географии, технологии, изобразительного искусства. Много внимания уделяется и подготовке новых кадров. Девять педагогов из 17 – выпускники этой школы. Студенты 5-го курса педагогического вуза ведут здесь уроки. К каждому студенту прикреплены учителя-наставники, которые помогают осваивать методику преподавания. Школа надеется, что после окончания вуза молодые специалисты продолжат преподавательскую деятельность именно здесь.

Точка роста

На базе школы в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» открылся центр естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». Здесь есть современные ноутбуки с установленной программой для работы цифровой лаборатории, различные приборы для проведения опытов, наглядные материалы, многофункциональный принтер. Занятия для детей организуются в форме творческих обсуждений, семинаров и кружков. «Точка роста» полезна для развития естественно-научной, цифровой, читательской грамотности, а также выполняет функцию общественного пространства.

Система дополнительного образования

Внеурочная деятельность в школе формируется по запросу участников образовательных отношений: учеников и их родителей. Школьники получают возможность посещать различные кружки и секции.

Самообследование – ключ к пониманию проблем

Ежегодно школа проводит самообследование, придерживаясь самостоятельно разработанного алгоритма действий.

Планирование и подготовка работ по самообследованию начинаются в начале года: обсуждаются отличительные особенности за прошедший год, обновляется состав объектов наблюдения, обговаривается содержание отчетов, распределяются обязанности между коллегами, устанавливаются формы и сроки проведения процедур, уточняются сроки оформления отчета по итогам проведения процедур самообследования.

После издания приказа о проведении самообследования заместителем директора по учебной работе проводится семинар для сотрудников, которые привлекаются к проведению самообследования, – в самообследовании участвует весь педагогический коллектив.

Далее идет сбор информации для аналитической и статистической частей отчета. Диагностика проблем обучающихся включает анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и других диагностических работ; проблемы учителей диагностируются путем анализа проблем учащихся и анкетирования.

Например, анализ данных одного из опросов педагогов показал, что наибольшие затруднения у них вызывает практико-ориентированная форма обучения. На сегодняшний день, как было показано выше, она стала привычной формой работы для учителей школы.

После обобщения полученных результатов к каждому разделу аналитической части готовятся краткие выводы – в лучшую или худшую сторону изменилась ситуация. Чтобы показать динамику изменений, приводятся показатели деятельности не только за текущий год, но и за предыдущие два-три года.

Для рассмотрения результатов самообследования собирается педагогический совет, приглашаются члены общешкольного родительского комитета. На совете предлагается и утверждается комплекс мер, направленный на устранение выявленных в ходе самообследования недостатков и совершенствование деятельности школы.

Социальное партнерство

Школа является не только образовательным учреждением, но и крупным социальным объектом. Социальными партнерами школы выступают разные организации: районная администрация, педагогический вуз, дом детского творчества, ДЮСШ, музыкальная школа и, конечно, сельская библиотека. Благодаря такому сотрудничеству школе удается решать поставленные по результатам самообследования задачи по повышению качества и уровня доступности образования.

Близость к городу позволяет максимально использовать воспитательный потенциал городских объектов образования и культуры – центра молодежной культуры, краеведческого музея, спортивных школ, школы искусств и различных учреждений дополнительного образования.

Результаты

В 2021 году школа приняла участие в исследовании «Оценка по модели PISA», в котором оценивались компетенции в области читательской, математической и естественно-научной грамотности. Результаты мониторинга по читательской и математической грамотности оказались выше средних по России. Если принять во внимание рисковый характер контекста, в котором работает школа, этот результат указывает на резильентность образовательной организации – школа превосходит ожидания.

Заключение

Школьная команда считает, что их задача – подготовить успешного в работе, творческого человека, способного к самореализации и готового к жизни в быстро развивающемся современном мире. Личность, интеллект, культура – именно в них отражаются основные ценности школы. Школа должна помочь детям взрастить в себе потребность с каждым днем становиться лучше, поэтому именно ученик – «основная ценность школы и источник вдохновения учителя».

#опытшколы #успешныепрактики #высокиерезультаты