Не кажется ли вам, мои дорогие читательницы, что современные женщины - это уже не те, что были 30 лет назад? И я не про возраст и внешность. Я про мышление - как девушек, так и бабушек.
Чтобы его заметить, нужно много общаться и наблюдать. Делать выводы.
Вот мне, к примеру, кажется, что женщин, которым можно разбить сердце и заставить страдать - не осталось. Современные дамы - весьма трезво мыслят: "не сложилось с одним, сложится с другим". Они умеют видеть преимущества даже в разводах и одиночестве. Находить плюсы в том, что рассчитывать приходится исключительно на себя.
В интервью писательницы Виктории Токаревой я почерпнула для себя несколько характерных штрихов современных дам.
Токарева не делит женщин на плохих и хороших, на правильных и безнравственных. Она лишь подмечает то, что видит.
Наблюдение первое
Токарева вспоминает, как ее молодая подруга призналась ей, что тайно влюблена в писателя Виктора Пелевина. Она навела справки: Пелевин холост, но не в активном поиске. Почему? Ориентация не та? Оказалось, что он был влюблен в девушку потрясающей красоты, а она не ответила ему взаимностью. Предпочла другого - татарина с несметным богатством.
Виктория не знала, как озвучить эту новость подруге, а та отреагировала весьма специфично:
"Так и я бы предпочла татарина с несметным богатством!" и расхохоталась.
Вот и вся любовь. Если гору Фудзи (Пелевина) невозможно покорить, то не за чем и время на это тратить. Мне такой рациональный подход импонирует.
Второе наблюдение
Виктория Токарева рассказывает: смотрела передачу по ТВ: гость студии, известная телеведущая, рассказывала о том, как складывалась ее судьба. В юности она решила, что поступит на актерский факультет. Выбрала МХАТ. Один известный режиссер сказал ей: хотите работать в театре? Позвоните мне вечером.
Но такая схема девушку не устроила. Она звонить не стала. Вот еще! Решила, что театр Маяковского - тоже хорошо. Но и там какие-то проволочки: попросили, чтобы за нее поручился известный артист. Но ведь она будет ему обязана... Как жить с темными пятнами на совести?
Токарева говорит:
"Эта женщина не попала ни в один, ни в другой театр не потому, что ей поступило недвусмысленное предложение, а она отказалась. А потому, что радиация ее таланта была очень слабой.
Для режиссера талантливая актриса – это инструмент. Как хорошая скрипка для скрипача. Истории про то, что несговорчивым актрисам ломали их творческие судьбы – это сказки для наивных. Выходить с этой темой на ТВ – все равно, что расписаться в собственном поражении.
Среди обычных женщин так же есть те, которые уверены, что из-за определенных условий их жизнь не сложилась: родители виноваты, страна, безденежье. Да и "сложившаяся жизнь" - это большая иллюзия. Она складывается именно так, как должна складываться.
Наблюдение третье
Токарева удивляется, с какой легкостью пожилые советские актрисы приходят на передачи а-ля "Секрет на миллион" и обменивают свою репутацию на деньги. А может, им не деньги нужны, а минута славы? Внимание? Их поезд ушел, рельсы разобрали. Так трудно с этим фактом мириться.
Как сказала Марина Зудина: «Мне стыдно за пожилую женщину, которой нечем привлечь к себе внимание».
Токарева цитирует 56-летнюю актрису так называемого "революционного" сериала "Содержанки", в которой главные лица современного кинематографа предстали в чем мать родила. А у самой Зудиной по сюжету был роман с 30-летним альфонсом. Уж ей ли говорить о внимании?
Она не последнюю краюшку хлеба доедает, чтобы не сметь от ролей отказываться. 56 - еще не пожилая, конечно же. Но тенденция очевидна.
Это я к чему? К тому, что времена меняются. И люди тоже. А вот понятия "стыд" и "позор" - неизменны.