Всем доброго времени суток.
В последнее время, вслед за винилом, постепенно начинает оживать формат Reel-to-reel, ну или катушечные магнитофоны. Надо отметить, окончательно данный формат никогда и не умирал, и существовал где-то в какой-то очень маленькой параллельной вселенной. И вот сейчас он стал всё активнее выходить в общее музыкальное пространство. Я всегда воспринимал катушечные магнитофоны как наиболее качественный музыкальный формат, как ранее в 80-е/90-е, так тем более и сейчас, и всегда питал к ним слабость. Однако, в настоящее время в силу достаточно больших материальных вложений и достаточно большой ограниченности предложений как по аппаратуре, так и по музыкальному материалу, не думаю, что он таки станет достаточно массовым как винил. Не думаю, что многие смогут себе позволить выкладывать по 25-40 тыс.руб. за качественные официальные копии с мастеров на километровках и 38-й скорости. Тогда где брать муз.материал? Писать самому? Откуда, да и зачем, если за ленту (даже 550м) просят 2-5 тыс.руб., а новый винил обойдётся в 2-3 тыс.руб. Однако для себя я всё-таки нашёл несколько причин в оправдание: во-первых: если брать исходником качественный цифровой материал (FLAC/Hi-Res), то лента очень неплохо сглаживает ту самую цифровую резкость звука при сохранении отменного качества, во-вторых: если поискать на вторичке, то можно найти вполне качественные ленты по вполне приемлемой цене (о чём речь пойдёт ниже), в-третьих: понятно, что на ленту неплохо делать сборки понравившихся вещей с нескольких альбомов исполнителя, ну и в-последних: ВРАЩАЮЩИЕСЯ КАТУШКИ (!), визуальное восприятие музыки на катушках ни с чем не сравнимо (даже винил).
В сегодняшнем обзоре хотел бы затронуть тему магнитной ленты для этих самых катушечных дек и высказать свои наблюдения по качеству различных лент которые мне встречались и которые я использую. Сразу хочется предупредить: это справедливо для моего аппарата и его настроек, и может частично отличаться на другом железе.
Мой стенд: источник - сетевой медиаплеер Popcorn Hour C-200, катушечная дека - Tascam 33-2 (CCIR, 250nWb/m), запись - 2 дороги на всю ширину, скорость 19,05 см/с на ленту 550м и 38 см/с на ленту 1100м, файлы FLAC/Hi-Res (иногда MP3-320) писались напрямую.
Выстрою обзор в порядке убывания удовлетворённости результатом записей на данные ленты.
- RTM (или RMG) LPR90
Фаворит из всего имеющегося у меня - новодельная лента RTM (или RMG) LPR90 1100м. Лента чуть потолще (37мкр против 35мкр) и чуть более стойкая, по сравнению с аналогичной LPR35 при близком ценнике. На 38-й скорости пишет 1 в 1, стирается и прописывается отлично. Смело можно сказать - эталон. На 19-й скорости не писал, т.к. 550-метровых в хозяйстве нет. Шлифованная, понятно что вопрос об осыпании поднимать глупо. Ценники в европах конечно кусачие (550м/1100м NAB сердечник/1100м на пластике/1100м на металлической катушке): $35/$50/$59/$90, и это без учёта доставки (которая сейчас невозможна), а у нас ещё выше.
Теперь перейдём к 550-ти метровым. Данные ленты у меня присутствуют в основном б/у, брались как новые запечатанные, так и писанные.
- 3M Scotch 212
Здесь лидером, из всего, что имеется у меня, поставлю 3M Scotch 212 (35мкр, 550м). Не сыплется, не мажется, прописывается и стирается отлично, тихая в плане фонового шума, по частотке пишет очень ровно, есть небольшая потеря на самых высоких частотах (что даёт чуть меньшую "воздушность" звука в сравнении с эталонной LPR90), однако могу предположить, что это результат более низкой (19,05) скорости записи. Подвернулась в пределах 650р., взял на пробу и вот такой отличный результат. Браво!
- BASF DP26
Следующей по убыванию поставил бы BASF DP26 (26мкр, 730м). Данная лента тоньше стандарта: плюс - намотка больше, минус - не для всякого лентопротяга годится (необходимо бережное обращение). Ленту брал новую, запечатанную. Плюсы и минусы: (-) хоть и была новой, но немного оставляет сухую пыль (т.е. чуть сыплется), (+) тихая по шуму, частотку пишет ровно, небольшой завал на высоких (где-то после 12-15 кГц), но звук получается всё равно красивый и сочный (Norah Jones и Jim Hall звучат просто отлично). Ценник был где-то в районе 1300р. Лента нравится.
- MAXELL LN35-90
Далее идёт MAXELL LN35-90 (35мкр, 550м). Хороший добротный японский Макселл. Говорят, что очень устойчив во времени (посмотрим). Не сыплется, не мажется, качество ракордов и склеек на высоте, прописывается и стирается отлично, очень тихая, по частотке пишет ровно, есть небольшая потеря на высоких частотах. Как ни странно, но при всех плюсах по сравнению с предыдущей BASF DP26, по звуку понравилась чуть меньше: какой-то звук чуть менее естественный. По деньгам одна из самых дорогих - 2000р.
- TDK SD 150-7
TDK SD 150-7 (35мкр, 550м). Японец, с качеством полный порядок: тихая, не сыплется, не мажется, ракорды качественные, однако склейку с ним пришлось обновить. По звуку ещё чуть хуже предыдущих: небольшой подъём на низах, также небольшой завал по верхам, но в принципе всё вполне в норме. Ценник не самый низкий: 1700р.-2000р.
- ORWO Type 114
ORWO Type 114 (35мкр, 540м). На мой взгляд, одна из лучших лент стран соцлагеря, лучше только профессиональная ORWO 106. Возможно (даже почти уверен) это результат сотрудничества восточногерманской ORWO с западногерманской BASF. Соответственно плюсы и минусы как и у вышеуказанного BASF: (-) немного оставляет сухую пыль (т.е. чуть сыплется), в отличии от западногерманца присутствует очень слабое фоновое шипение ленты, (+) частотку пишет ровно, небольшой завал на высоких, но он чуть раньше начинается и плавно увеличивается далее (10 кГц -1дБ, 15 кГц -2дБ). Данный завал на высоких частотах, как и в случае с BASF, картину звука не сильно портят и звук получается пожалуй приятнее чем у японцев, хоть и не такой прозрачный. Ценник на данную ленту вполне вкусный: 600р.-1000р.
- Славич Б-3716/Б-3719
Отечественная лента Славич Б-3716/Б-3719 (35мкр, 550м). Славич - это пожалуй единственная отечественная лента, достойная внимания. Из 8-и лент пара была писаная, а 6 новых запечаток. По вскрытой ленте есть вопросы с осыпанием: хоть оно и не критично но головы приходится протирать после каждого раза. А вот по запечаткам, как ни странно, вопросов даже меньше чем к BASF и ORWO: не сыплется. И как ни странно, а по звуку она тоже вполне хороша: ещё чуть уступает тем же BASF и ORWO (ещё чуть поменьше высоких, небольшой завал по низам), также чуть хуже их по шуму (фоновое шипение чуть посильнее), но... звук очень схож по характеру с данными немцами и вполне приятен для слуха (в отличии от японцев). Возможно это обусловлено не неравномерностью АЧХ ленты, а плавностью этой неравномерности: ничего не режет слух и воспринимается вполне естественно. Ну и ценник в 250р. вполне себе хорош.
- AKAI EE-150-7 (Maxell XLII Position EE)
AKAI EE-150-7 с лентой Maxell XLII Position EE (35мкр, 550м). А вот к этим японцам у меня вопросы. Лента качественная, очень тихая, очень гладкая (явная шлифовка), не сыплется, не мажет, лента по цвету очень тёмная (более чем уверен, что хромовая), качество ракордов и склеек на высоте (всё это несмотря на то, что лента писанная). Это всё в плюсах. А в минусах: стереть её на моём аппарате до конца не получается (приходится размагничивать перед записью), при записи очень прилично задирает верха (с 10 кГц +2 дБ). В результате звук получается очень жёстким и неприятным, приходится писать на эту ленту альбомы исполнителей с явным недостатком высоких частот: так Bob James & David Sanborn и Grover Washington на данной ленте звучать отказались (и были успешно перенесены на ORWO), а вот David Rawlings звучал очень хорошо. Причина этому ясна: надо моему аппарату крутить токи подмагничивания под хромовую ленту, однако такой возможности изготовителем не предусмотрено. Так что для моего аппарата эта лента явно не лучший вариант. А если ещё учесть и её немаленький ценник в 2000р. (а чаще всего гораздо выше), то...
- Maxell UD35-90
Ну и мой совершенно явный аутсайдер это Maxell UD35-90 (35мкр, 550м). Эту ленту не понял вообще: при записи лента задирала общий уровень (особенно на низах) на +4дБ с небольшим завалом по высоким. При записи звук превращался в какую-то кашу со смещением частотного баланса. В результате приемлемого звучания и правильного уровня записи добился не с первого захода и не с первого попавшегося альбома. И всё это опять-же при вполне взрослом ценнике в 2000р. Хотя, надо отдать должное, никаких вопросов к качеству и сохранности ленты не возникло: отсутствие фонового шипения, не сыплется, не мажет, качество ракордов и склеек на высоте.
Выше я перечислил то, что вполне можно брать и пользоваться, хоть и с учётом аппаратов. Теперь немного слов о моём предыдущем неудачном опыте в выборах встречавшихся мне лент:
- Sony SLH - мажет тракт липкой плохоотмывающейся дрянью, один раз попробовал, отказался и никому не посоветую.
- Agfa (марку не помню) - сыплется со временем, хоть и не вся, но выборочно (а ведь это были недешёвые буржуины! ORWO 106, 114 и даже Славич с учётом ценника существенно выигрывают).
- ORWO 123 - мало того, что тонкая, так ещё и сыплется. Судя по отзывам на форумах, я не одинок.
- Тасма, Свема - они ещё в безоблачное советское время, будучи новыми, своим неустранимым скрипом достали! В помойку!
Ну и как итог могу отметить, что более всего, на моём аппарате, мне на душу легли RTM LPR90, BASF, ORWO и, удивительно (!) Славич. Получилось, что немецкий звук и качество - форева!
А самым приятным и неожиданным открытием оказалась лента 3M Scotch 212, на которую я бы смело перешёл в размере 550м со всех остальных.
Пы.Сы.:
здесь буду продолжать описывать ленты, с которыми мне довелось познакомиться уже после написания основного материала и указывать где по качеству я бы их расположил.
-TDK (марка ленты неизвестна):
Очередная лента TDK, 1100м, марка ленты нигде не указана. Могу предположить, что это что-то из ряда TDK T-1110/TDK S-3600/Audua L-3600 (скорее последняя). Полупрофессиональная лента толщиной 35-37 мкр. (толщину определил по намотке: на 27-й катушке на 38-й скорости 51 минута записи), с чёрным обратным слоем, рабочий слой достаточно тёмный, почти чёрный, но это не хромовая типа 2 (т.к. тока подмагничивания моего аппарата ей достаточно). Коробка родная на фото (никаких маркировок нет), катуха металлическая родная на фото, ракорды стандартные ТДКовские (белый с сиреневыми знаками и белый с красными знаками), наклеены заводским способом.
По качеству записи-воспроизведения (писал на 38-й скорости 2 канала на всю ширину) лента показала себя отлично, наравне с лидером RTM LPR90 (а ведь она не новая): пишет один в один с оригиналом, уровень выдаёт в точности соответствующий входящему, частотный баланс не искажает (не поднимает и не заваливает ни верха ни низа). Единственное в чём она отличается от RTM LPR90: мой аппарат не смог до конца затереть предыдущую запись имевшуюся на ленте, пришлось размагничивать перед записью вручную, но возможно и хранить запись она будет лучше. Короче лента отличная. Если кто-то сможет меня просветить относительно марки ленты и сталкивался с подобной, пишите в комментах, буду очень благодарен.
- Maxell UD35-180
В продолжение: лента Maxell UD35-180, 1100м. Высококачественная японская лента толщиной 35 мкр. Это предыдущий аутсайдер в формате 550м. при записи 2ch/19 smpc. В комментариях удивлялись этому и писали, что данная лента является эталоном для бытовых аппаратов и старых аппаратов без настройки токов подмагничивания. С данным вариантом ленты всё с точностью до наоборот. По качеству записи-воспроизведения (писал на 38-й скорости 2 канала на всю ширину) лента выше всяких похвал, аналогична лидеру RTM LPR90 (с учётом, что ведь ей лет 25 и она уже б/у): пишет один в один с оригиналом, уровень выдаёт в точности соответствующий входящему, частотный баланс очень ровный (не поднимает и не заваливает ни верха ни низа), писал с max уровнем +3дБ - не перегружается, затирается аппаратом отлично. Лента гладенькая, шлифованная, не сыплется, не мажет, отличные плотные родные ракорды. Отдельно хочется отметить родную катушку: это лучшая катушка из имеющихся у меня - идеальная геометрия, центровка и балансировка. Короче только восторженные эпитеты! Браво, лента отличная, второй лидер вместе с RTM LPR90 (если не первый с учётом возраста).
- 3M Scotch 177
Продолжу. На очереди лента 3M Scotch 177, 1100м. 35 мкр. на родной пластиковой катушке под NAB. И вновь сюрприз: эта лента, в отличии от 3M Scotch 212 550м. показавшей себя отлично на 19-й скорости, вызвала немало вопросов при записи даже на 38-й скорости. При осмотре лента выглядит шершавой (похожей на немецкую ORWO), немного мажет тракт какой-то чёрной гадостью (грязь остаётся на первой направляющей и стирающей головке), не так сильно как Сонька, но факт есть. При записи частотный баланс сохраняется правильный, но на выходе с ленты сигнал ниже на 2-3дБ по сравнению со входом, т.е садит сигнал и перед записью приходится делать тестовую запись, чтобы правильно настроить уровни. По сравнению со всеми предыдущими километровками (RTM, TDK, Maxell) чуть выше шум самой ленты (хоть и немного, но...), а ведь это вроде эталонная запись на 38-й скорости! Ракорды родные маркированные, но какие-то жиденькие, по типу наших советских от Славича/Свемы.
Отдельная проблема - это катушка. Ввиду того, что катушка пластиковая, видимо для сохранения прочности (а по сравнению с нашими пластиковыми Шансами она кажется железобетонной) увеличили толщину стенок, и соответственно сама катушка, в том числе сердечник, получились на 1-1,5мм толще, чем у стандартной металлической. В результате при установке на NAB-адаптер, замок закрыть не получается и центр катушки немного смещён (лента краем трётся о щёчку). Благо Тиковские адаптеры (с остальными не сталкивался) предусматривают такой вариант, и снятием с адаптера задней металлической юбки этот вопрос решается. Но это лишние действия.
Ну и как итог - к ленте много вопросов. Результатом не вполне доволен, и это при работе на 38-й скорости, а что будет на 19-й? По возможности, перед покупкой подумайте, в том числе и при покупке аналогичных пустых катушек (а они есть в продаже). Малость искупает недостатки не самая высокая цена, но...
Итак, появились новые образцы, продолжим...
- Denon DX1101B
Очередная километровка - Denon DX1101B Studio Master Tape, 1100м. Высококачественная японская лента толщиной 38 мкр (похоже аналог полупрофессиональной RTM LPR90). Высококачественная лента с обратным чёрным защитным слоем для защиты от копир-эффекта. По качеству записи-воспроизведения (писал на 38-й скорости 2 канала на всю ширину) лента выше всяких похвал, аналогична лидерам RTM LPR90 и Maxell UD 35-80: пишет один в один с оригиналом, уровень выдаёт в точности соответствующий входящему, частотный баланс очень ровный (не поднимает и не заваливает ни верха ни низа), писал с max уровнем +3дБ - не перегружается, затирается аппаратом отлично. Лента гладкая, шлифованная, не сыплется, не мажет. Родные ракорды (судя по заводским склейкам) достаточно жидкие (как на вышеупомянутой 3M Scotch 177), к тому-же не маркированные ни по бренду, ни по началу-концу ленты (такое ощущение, что лента, как и RTM LPR90 изначально шла вообще без ракордов), присутствует только брендированная (Denon) липкая лента на конце, для закрепления хвоста. Родная катушка крепкая, тяжёлая (почти как Teac) с идеальной геометрией, центровкой и балансировкой. В итоге: отличная лента.
- Maxell UD35-90 (Gold box)
Ну и вновь Maxell UD35-90 (35мкр, 550м). Похоже это последнее поколение UD-шек (так называемый "Золотой Maxell"), т.к. лента идёт в золотистой коробке другого дизайна и на новой катушке с двумя окнами (гораздо более удобной и внешне интересной). Никаких вопросов к качеству и сохранности ленты не возникло: отсутствие фонового шипения, не сыплется, не мажет, качество ракордов и склеек на высоте. По звучанию: ранее был недоволен качеством записи на Maxell UD35-90 на 19-й скорости, но судя по всему возьму свои слова обратно - похоже я "просто не умел её готовить". Всегда, с советских времён (Славич, Свема), писал ленты с максимальным уровнем 0дБ (отдельные пики допускались выше), и при таких условиях записи UD-шка писалась непонятно и невыразительно. Но данные параметры были необходимы советской ленте с её низкой перегрузочной способностью. А вот импортную ленту (в том числе и эту) в последнее время начал писать с максимальным уровнем +3дБ (с отдельными допустимыми пиками выше) и результат сразу стал гораздо вкуснее: звуковая картинка стала объёмнее, сочнее, тональный баланс стал более правильным. Хоть к этому и надо привыкнуть, но импортная лента (возможно не вся) хорошо держит небольшую перегрузку и это идёт даже на плюс качеству звука. Да, лента на 19-й скорости всё-таки чуть-чуть занижает уровень ВЧ (как и все 550-ки из обзора), но это не сильно критично, т.к. звук получается не такой резкий как на цифре. Более серьёзной претензией является несоответствие уровней подаваемого и снимаемого на выходе (ниже на 1-2дБ) сигналов, в связи с чем приходится делать пробную запись, что не очень удобно. Ну что-же, Maxell UD35 постепенно себя реабилитирует и выбивается ближе к лидерам обзора.
Продолжаем, по мере поступления новых образцов.
- Braun TB1025
Очередной немец - Braun TB1025 (25мкр, 1000м, катушка №22). Достаточно интересная и нестандартная лента. В И-нете находил очень хорошие отзывы по ленте Braun, правда по 35мкр., а тут 25мкр., решил попробовать. Насколько знаю (по крайней мере никогда не встречал информации), Braun не производил и не производит магнитную ленту, соответственно можно предположить, что исходное сырьё либо BASF, либо AGFA. Судя по цвету, всё-же BASF, причём скорее всего BASF DP26. Лента шла на родной катушке в родной коробке из прочного картона. Сначала по тому как лента ведёт себя - и да, плюсы и минусы абсолютно аналогичны BASF DP26: (+) тихая по шуму, отлично стирается, частотку пишет ровно (писалась в формате 19/2), небольшой завал на высоких (где-то после 12-15 кГц), но он предсказуем и звук получается красивый и сочный, (-) немного оставляет на ЛПМ сухую пыль, чуток проседает общий уровень записи (приходится предварительно делать тестовую запись). А теперь о особенностях: как ранее было сказано - лента тонкая (предположительно из названия 25мкр) и вроде бы по всем признакам бытовая, однако лента имеет обратный чёрный защитный слой (всё по взрослому), кроме того у ленты очень длинные и жёсткие ракорды (считаю что многослойные - с тыльной стороны цветные, с рабочей стороны чёрное, возможно чистящее покрытие), явно заводские (оригинальная маркировка + заводская склейка), по которым можно предположить её студийное применение (по крайней мере на больших лентопротягах). Исходя из толщины ленты в очередной раз отмечу необходимость хорошего лентопротяга, бережно обращающегося с лентой. Следующая особенность это 22-я катушка, что не совсем стандартно, обычно либо 18, либо 27. Надо отметить: катушка пластиковая под trident, качественный упругий пластик, по геометрии - просто идеальна. Кроме того нестандартна длина намотки в 1000м - опять же стандарт для 18-й: 525м в СССР (Свема/Тасма/Славич), 540м в ГДР (ORWO) и 550м остальные импортные (555м у TDK), для 27-й: 762 метра (2500 футов) для 50мкр и 1100 метров (3608 футов) для 35мкр (правда у TDK опять же бывает 1110м). По времени 1000м выливается ровно в 1ч.30м. и как это водится у педантичных немцев, ни грамма больше/ни грамма меньше. А в итоге: лента понравилась - и звук хорош, и исполнение отличное.
Продолжу (благо есть пополнение):
- Magna Professional XT1500 DP18/730m
Лента Magna Professional XT1500 DP18/730m (26мкр, 730м) не вполне понятно, чьего производства: то ли немецкая - на коробке бренд Magna (сама лента похожа на BASF DP26), то ли английская - брендирование на катушке Zonal (встречались аналогичные брендированные EMI), и у Басфа и у Зонал были в линейке тонкие ленты. У Басфа тонкая лента проверена, у Зонал 35-ти микронную хвалили (по тонкой неизвестно), но в любом случае исходные данные неплохи. Professional (?) - однозначно нет: лента тонкая 26мкр (не обращайте внимание на маркировку DP18 - это толщина основы). Сначала о внешних признаках. Брал новую, запечатанную (правда упаковочная плёнка потёрлась по углам). Коробка - пластик, в использовании не вполне удобна. Внутри коробок лента в герметичные пакеты никак не упакована - что запишем в минус. Катушки ровные, но литьё вызывает некоторые вопросы - не вполне аккуратно обработаны. Ракорды короткие и очень тонкие (пожалуй даже хуже, чем у поздних Славичей), однако поклеены очень аккуратно и место склейки не деградировало. Как и отмечал выше, лента тонкая, без обратного защитного слоя, на 18-й катушке 730м или на 19-й скорости 60 мин. по длительности (что мне как раз и было необходимо). Внешне и по характеру записи очень похожа на BASF DP26, однако это весьма сомнительные параметры, чтобы сделать вывод о её принадлежности. Как лента ведёт себя: и вновь, плюсы и минусы абсолютно аналогичны BASF DP26: (+) тихая по шуму, отлично стирается, частотку пишет ровно (писалась в формате 19/2), чуть-чуть завал на высоких (где-то после 12-15 кГц), но он предсказуем, (-) немного оставляет на ЛПМ сухую пыль (возможно после некоторого времени это уйдёт - всё-таки долго хранилась без перемотки), немного проседает общий уровень записи - по сравнению с моим эталоном LPR90 -3дБ (приходится предварительно делать тестовую запись). В общем покупкой доволен - получил, что требовалось (хоть и с некоторыми вопросами). Посмотрим как поведёт себя со временем. Порекомендовал бы её к покупке? Не знаю: если параметры не ухудшатся - то пожалуй да, но Басфу всё-таки доверия чуть больше (хотя и ценник на него повыше).
Ну и как всегда, продолжение следует.
Хотелось бы всех читателей поблагодарить за внимание и высказать личный опыт от общения с различными типами лент. Возможно какие-то прошли мимо меня, а я и не обратил внимания. Ну и, возможно, кто-то встречался с произведениями китайских мастеров (если такое существует): хотелось бы услышать по ним отзывы (ведь ныне Китай шагает семимильными шагами).