Другим важнейшим мероприятием Константина стали сначала легализация, а затем утверждение христианства в качестве государственной религии. Из числа формально равных епископов он выделил пятерых главных. "Первым среди равных" считался патриарх Константинопольский, затем шли патриархи Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и державшийся особняков Римский, которого, впрочем, именовали не патриархом, а папой. В 395 году император Феодосий I разделил империю на Западную и Восточную, с центрами, соответственно, в Риме и Константинополе. В следующем столетии западная часть постепенно разваливалась под ударами германских племён и вынырнувших из глубин Азии гуннов. На территории современной Франции закрепились франки, в Италии - остготы, в Испании - вестготы, в Северной Африке - вандалы. Ситуация в восточной части, которую орды варваров задели лишь по касательной, выглядела несравненно благополучнее. Вступивший в 527 году на престол император Юстиниан подготовил знаменитый Кодекс своего имени, ставший фундаментом всего европейского законодательства. натиск Персии был отбит, а государства вандалов и остготов разгромлены войсками победоносных полководцев Велизария и Нарсеса. Границы Второй Римской империи теперь мало отличались от римлян и даже классических греков. Большая часть имперских земель лежала в Африке и Северной Африке, а самыми крупными после столицы городами были Александрия (Египет) и Антиохия (Антакья в современной Турции). Только азиатским влиянием можно объяснить присутствие при дворе евнухов; ведь кастрацию производили над юношами, которых собирались использовать для охраны гаремов, а гаремы христианским монархам не полагались. Однако в Константинополе многие представители знатных семейств сами инициировали подобную процедуру, видимо, считая, что это поможет лучше сосредотачиваться на работе. Многие византийские традиции шли от языческого Рима. После отмены гладиаторских боёв, не соответствующих христианским ценностям, горожане переключились на гонки колесниц. группы фанатов делились по цветам одежды - красные, белые, голубые, зелёные. Со временем спортивные предпочтения стали пересекаться с политическими и религиозными. Конфликт между "синими" и "зелёными" в 532 году вылился в восстание "Ника", едва не стоившее престола Юстиниану. Однако в итоге император победил. Дождался, когда противники соберутся на ипподроме, и направил туда верные части, уничтожившие около 35 тысяч мятежников. Постепенно греческий элемент стал преобладать над римским, что было видно по титулу самого императора, чаще именовавшегося "василевсом" (правителем). Роль Второго Рима Константинополь играл достойно. Связывая Европу и Азию как мост, он одновременно как щит закрывал христианство от нашествий кочевников. Молодые западноевропейские государства получали время встать на ноги, чтобы отплатить потом чёрной неблагодарностью. Борьба с внешними врагами истощала империю. Император Ираклий успешно сражался с лангобардами, славянами, аварами. Но отразить одухотворённых исламом арабов у него не получилось. После битвы на реке Ярмук (636 год) империя лишилась Сирии, Палестины, египта и всей Северной Африки, ужавшись в три раза. Захватчикам часто помогали христиане из числа заклейменных как еретики ариан, несториан, монофизитов. Но пятилетняя осада арабами Константинополя в 637-678 годах закончилась победой византийцев. Битву на море выиграли благодаря "греческому огню". Успех на суше обеспечили высокие стены, которые только один раз не смогли остановить захватчиков. После побед Льва III над арабами его преемник из Исаврийской династии затеяли иконоборческую кампанию. И тут же появилась череда новых врагов - болгары, варяги-русь, норманны. В 800 году Карл Великий короновался в Вечном городе. Снова появились две Римские империи: одна и не империя вовсе, зато с Римом; другая - настоящая, но без Рима. Новый подъём Константинополя обозначился в 867 году со вступлением на престол Василия I, основателя Македонской династии. Борьба с усилившимся Болгарским царством закончилась полным разгромом и покорением противника (1018 год). Союзник болгар, древнерусский князь Святослав, потерпел поражение под Доростолом и погиб от рук печенегов при возвращении их похода (972 год). Его сын, князь Владимир, принял христианство из рук бывших противников (988 год) и получил от них же митрополита в качестве главы церкви. Помимо "моста" между Европой и Азией, благодаря пути "из варяг в греки" Константинополь стал финальной точкой маршрута, связывавшего - через Русь - Европу Северную с Европой Южной.