20 лет назад, 14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автомобильную аварию, от которой не смог оправиться. Журналисты «СВ» отправились на родину певца в Екатеринбург и выяснили, как внук раскулаченных купцов стал кумиром всего Советского Союза
Начинал карьеру... в электричках
Петь научил политзаключенный
Мало кто знает, но Владимир Мулявин происходит из рода зажиточных сибирских купцов. До революции в его семье никто не знал бедности. Дедушка и бабушка будущего лидера «Песняров» держали свои продуктовые магазины. Но советская власть вскоре раскулачила их. В результате их сын – отец Владимира – был уже простым разнорабочим на стройке, возводил легендарный завод Уралмаш. Вместе с женой и тремя детьми ютились в маленьком бараке. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
– Дома у Мулявиных любили музыку. Играли и на балалайке, и на гитаре, и даже на домре, – рассказывает Владимир Ведерников, директор музея Уральского рока, исследователь жизни Владимира Мулявина. – Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела. Но больше всех музыкой загорелся младший Володя.
Поскольку денег на музыкальную школу у семьи не было, когда Вове исполнилось 13 лет, он пошел в Дом культуры Сталина. Там был детский сектор со струнным оркестром.
Руководил этим кружком бывший политзаключенный Александр Навроцкий. Он-то и разглядел в Мулявине-младшем талант, едва тот сыграл ему на балалайке.
С тех пор каждый день после школы Володя до позднего вечера пропадал в ДК.
Играл в переходах, чтобы помочь матери
Вскоре Александр Навроцкий собрал из своих подопечных ансамбль народных инструментов.
– Я появился в ансамбле, когда Володе было 15 лет. Он был самый младший, но самый талантливый, – вспоминает одноклассник Мулявина Леонид Завадский. – Партию контрабаса Вовка разрабатывал для себя сам, хотя для остальных музыкантов руководитель писал партитуры.
Но если в плане музыки у Владимира Мулявина дела шли в гору, то в семье у него все было не очень хорошо. Отец ушел к другой женщине. В итоге матери, чтобы прокормить трех детей, пришлось к своей работе в цеху добавить подработку швеей.
Тогда Владимир, чтобы хоть как-то помочь маме, стал играть на гитаре в переходах и поездах. На каждом таком выступлении Мулявин выкладывался так, будто давал сольный концерт на сцене. Прохожие и пассажиры, видя отдачу парнишки, никогда не обделяли его вознаграждением. Так что домой после таких «гастролей» возвращался с продуктами, купленными на собранные деньги.
Отчислили из училища за джаз
В 1956-м году Владимир Мулявин, закончив восемь классов школы. Дальше путь у него был только один – в Свердловское музыкальное училище.
– Его взяли на отделение струнных инструментов по классу гитары, – говорит Владимир Ведерников. – Мулявин сразу же привлек к себе внимание всех преподавателей. Талантливый, бойкий. Постоянно занимал призовые места на местных музыкальных фестивалях. А спустя год, на втором курсе Мулявина… отчислили!
иной всему стало желание Владимира заниматься современной музыкой. Во время учебы он сильно увлекся джазом и вместе с еще восемью ребятами создал свою собственную группу. Как только руководство училища узнало об этом, весь джаз-бэнд исключили с формулировкой «за увлечение западной музыкой». Тогда парень впервые задумался о том, чтобы покинуть родные края.
– Вместе с братом и другом он поехал в соседнюю Челябинскую область – попытать счастья в музыкальном училище города Магнитогорска, – объясняет Владимир Ведерников. – Но в итоге не поступил, провалив экзамен по литературе.
Вернувшись в Свердловск, Владимир неожиданно узнал, что его восстановили в родном училище. Как оказалось, за него замолвил словечко его первый учитель музыки – Навроцкий. Впрочем, учиться там Мулявину уже не хотелось, и через пару месяцев он сам забрал документы.
Несмотря на то, что у Владимира было незаконченное образование, его охотно взяли на работу в Тюменское областное концертно-эстрадное бюро. А дальше у будущего «Песняра» начались своеобразные гастроли по филармониям. За два следующих года Мулявин успел поработать в Томске, Кемерово, Чите, Оренбурге и Петрозаводске. Побывал и в Минске.
– Он ездил туда со своей первой женой, с которой еще на Уралмаше вместе жил, – рассказывает Владимир Ведерников. – Мулявин удивился, насколько в Минске хорошо. Именно тогда он и решил, что хочет там жить.
К 1963-му году музыкант осуществил свою мечту и переехал в столицу Беларуси.
Данил СВЕЧКОВ
Фото: предоставлено Музеем истории уральского рока и музыкального оборудования
© "Союзное Вече", № 54/2016
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍