416 подписчиков

Как работает наша память?

Почему ребята забывают трижды повторенное мамой «собери в школу портфель и пенал», но отлично помнят про обещание школьному другу притащить на урок перочинный ножик для задуманной шалости?

Почему ребята забывают трижды повторенное мамой «собери в школу портфель и пенал», но отлично помнят про обещание школьному другу притащить на урок перочинный ножик для задуманной шалости?

Почему какие-то тексты, прочитанные на уроке, вываливаются из памяти немедленно, а какие-то – запоминаются на всю жизнь, и ты даже в сорок лет помнишь, например, алгоритм пузырьковой сортировки, который проходил на уроке информатике в далеком 9 классе?

Даниэль Уиллингем в книге на все времена «Почему ученики не любят школу?» дает ответ на этот вопрос с точки зрения когнитивистики: мы хорошо запоминаем не то, что слышим, видим, повторяем, а то, над чем мы думаем!

Мы можем заставить ребенка выучить стихотворение про дуб зеленый, зазубрить правила склонения, умножения в столбик. Но если ребенок будет делать эти операции механистически, не вдумываясь в смысл, то все приобретенные знания будут утеряны и очень быстро.

Универсальный рецепт хорошего усвоения знания – поставить ребенка в ситуацию интенсивного самостоятельного размышления, связанного с изучаемым предметом.

Применим данное утверждение к пресловутому «портфелю на завтра». Вместо того, чтобы три раза повторить про портфель впустую, нужно отловить ребенка и ВМЕСТЕ вслух подумать: 1) какие уроки завтра, 2) что нужно к каждому уроку, 3) что будет, если ребенок что-то забудет (хорошим стимулом будет воспоминание о случаях, когда вспомнил о забытом на полдороге и пришлось с тяжелым портфелем возвращаться обратно).

Про сортировку я помню больше 20 лет ровно потому, что учитель поставил на уроке очень интересную задачу на применение этого алгоритма. Я не смогла решить и никто в классе не смог, а готового ответа учитель нам не дал. Даже в учебнике подсказки не было.

Что-то зацепило меня в той задаче, и я думала над ней целый день: пока шла по зимней улице, ехала в автобусе на курсы французского, дома, ложась спать. И где-то ночью я-таки ее дорешала, встала и записала на листочек. Эта задачка, потраченные на нее сутки, удовольствие от успешного решения как будто законсервировали целый день юности в моей памяти во всех мельчайших деталях.

Что делать учителям, чтобы использовать это на уроках, повышая эффективность усвоения материала? Ответ очевидный: задавать открытые вопросы и многовариантные задачи, поощряя учеников на самостоятельный поиск решения. Не давать готовых, пережеванных, подсказок.

Ограничения очевидны: никакого времени урока не хватит чтобы задать вопросы и обсудить варианты ответов 25+ учеников, а потом успеть разжевать и вложить в их головы материал, над объемом которого их предки размышляли иногда не одну сотню лет.

Хороший вариант решения: в конце урока ставить открытые вопросы, перекидывающие мостик от изученной темы к следующей, дать возможность ребятам самим попробовать сформулировать гипотезу, поискать метод, придумать решение. И начинать следующий урок с быстрого анализа работоспособности таких версий. В случае неудачи эти попытки решения сделают преподанное вами решение более значимым, запоминающимся.

Каждое успешное решение будет умножать мотивацию и веру ребенка в силу своего разума!

«Дети и наука. Классы»: учим верить в свои силы!
https://classes.childrenscience.ru/