13 подписчиков

Как построить анимационную компанию с уникальным пайплайном и использовать новейшие технологии в производстве?

Сергей Демчев
Сергей Демчев

CEO студии Magic Factory, Сергей Демчев, поделился своим опытом. Из интервью вы узнаете, как воплощать в жизнь технологичные и концептуальные анимационные проекты и управлять процессами параллельно с помощью Cerebro.

Это сокращённая версия интервью, полный текст опубликован в 2021 году на сайте Cerebro.

______________________

Подпишитесь на наш канал в Дзене, чтобы оставаться продуктивными в непростое время и вместе достигать амбициозных целей.

______________________

Сергей, у вас обширная биография: руководили центром современного искусства, создали дизайнерскую компанию, преподавали в бизнес-школе. Ваше образование тоже связано с искусством. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Как вы поняли, что вас тянет к искусству?

У моих родителей была довольно неплохая по тем временам коллекция альбомов на тему живописи и скульптуры. В то время, к сожалению, еще не было такого большого выбора литературы и видеоматериала, как теперь, поэтому довольствовались тем, что удавалось найти. Я в детстве приходил к шкафу, где стояли альбомы, листал все их, изучал картинки, так и возник мой интерес.

Вам искусство нравится как пользователю или вы сами тоже любите творить?

Я всегда говорю, что я лицо администрирующее. Моя задача — создать максимально тепличные условия для тех людей, которые творят. Чтобы администрировать процессы в сфере искусства, нужно как минимум иметь вкус и чутье. Поэтому я — лицо администрирующее с определенным уровнем вкуса и чутья. Конечно, постоянно приходится участвовать в креативных процессах и, наверное, можно говорить о том, что я тоже что-то создаю, но не хотелось бы позиционировать себя как человека, который это делает профессионально.

CEO студии Magic Factory, Сергей Демчев, поделился своим опытом.-2

Все ваши проекты, в том числе Magic Factory — это нестандартные решения с использованием современных технологий. Вас тянет к ним или вы просто чувствуете, что это важно и нужно делать?

Не то чтобы меня тянуло к цифровым технологиям. Когда мы говорим о создании арт-объекта или проекта, связанного с креативом, вопрос заключается в инструментарии — кто-то пишет маслом, кто-то — пастелью, кто-то делает скульптуру из мрамора, а кто-то — из пластилина. Я свои проекты делаю на базе цифровых технологий.

Это сейчас очень популярно. Вы прочувствовали это давно, еще тогда, когда это не было всем так широко известно?

В этом моя особенность. Центру «МАРС» уже 30 лет, из которых мы добрую половину времени специализировались на цифровых форматах, в какой-то момент именно так и спозиционировали себя: мы центр, который занимается направлениями, связанными с цифрой, и развивает их.

Я это увидел как инструментарий и как жанр — и поверил в это. Вы правильно сказали: когда я этим начинал заниматься, основная масса людей даже не понимала, о чем я в принципе говорю.

Почему я двинулся в эту сторону? Потому что мы цифровое поколение и жить не можем без гаджетов. Забери у нас телефон, и мы уже нездоровые, нервные. Современному человеку некомфортно читать книги: поступление  информации более медленное, более трудоемкое, а наша жизнь более активная. Фактически цифра — это язык нашего поколения, и я  говорю на актуальном языке. Вот и весь секрет.

Вы сами играете во что-нибудь или смотрите VR? Есть ли у вас для этого свободное время?

Моя профессия предполагает насмотренность, и я очень много смотрю. Чтобы выдавать что-то новое, ты должен понимать, что уже есть вокруг тебя. Нужно видеть, кто что делает, чтобы не цитировать, не повторять, не заниматься плагиатом.

Технология вообще развивается очень быстро. То, что в данный момент кажется ультраособенным, завтра будет настолько обыденным, что никто даже не обратит на это внимание. Поэтому важно улавливать актуальные и перспективные тенденции: используя их, ты становишься интересен.

Когда мы взяли этот вектор с Центром «МАРС», все  говорили о мультимедиа жанре в арте, в образовании, но толком никто ничего не понимал. Наша деятельность позволила это сформулировать, показать, создать условия для развития этих направлений. Мы привозили очень много западных артистов и специалистов, создали условия для работы российских артистов, и в России этот жанр стал развиваться, появились художники, технические специалисты. Ведь надо не только придумать и разработать цифровые технологии, но и владеть техникой исполнения.

Разработка производства — это большая комплексная история, это всегда командная работа огромного количества разных специалистов, от стадии задумки проекта, наладки проката и доведения проекта до зрителя. Такой жанр предполагает длинную цепочку, производственную в том числе, поэтому и нужен я как администрирующее лицо.

У вас большой опыт в бизнесе и в управлении, но все-таки производство — это же совершенно другое. Для вас было что-то неожиданным?

Я могу так сказать: проекты, исходящие от меня, объединены одной простой вещью — они все уникальны. Уникальны не столько в смысле гениальности моих идей, а с точки зрения технологического подхода к их реализации.

Если взять любой мой проект и посмотреть, когда он сделан, то видно, что на момент производства и выхода этого проекта в нем были задействованы топовые тренды. Если мы говорим о VR/AR, то, когда еще кто-то где-то что-то едва-едва слышал, мы уже выпускали проекты, которые показывали в этой технологии не маленькие достижения. Да такие проекты, это всегда риск, но глаза боятся, руки делают — по-другому никак.

С анимацией дело обстоит так же: всё началось с небольшой  группы единомышленников и с идеи принципиально иного способа производства анимационного контента. Я придерживаюсь своего стиля, пытаясь решать привычные задачи другими способами — технологичными и концептуальными. В анимации я и мои единомышленники увидели возможность реализации проектов нестандартным путем, поэтому мне это стало интересно. Я иду туда, где мне прежде всего интересно.

Конечно, это я так красиво рассказал, будто проснулся и решил: «С сегодняшнего дня начинаю делать мультфильмы». На самом деле мы пришли к тому, чем сейчас занимаемся, через проекты, связанные с виртуальной реальностью. У нас был большой бэкграунд в этой сфере, мы уже набили руку в работе с игровыми движками, анимационными системами и другими нетрадиционными подходами. Мой партнёр давно вынашивал идею создания анимационного контента в игровых движках. Решившись на это, мы и сделали компанию.

Основной принцип созданной нами анимационной компании был таков: отказаться от традиционных способов производства и полностью выстроить особенный, уникальный пайплайн производства с более высокой производительностью и с расширенными возможностями для креатива. Так и случилось.
CEO студии Magic Factory, Сергей Демчев, поделился своим опытом.-3

Как руководитель вы глубоко погружаетесь во все процессы или любите делегировать?

Любое администрирующее лицо на то и администрирующее, что оно должно уметь делегировать. Если ты не умеешь делать это — ты уже не руководитель, а исполнитель. Чем больше ты начинаешь своей грудью закрывать амбразуры, тем ниже твоя эффективность.

Конечно, я стараюсь руководить, а не своими руками делать, но поскольку все наши проекты особенные, мне все же приходится максимально погружаться в процессы. Это не значит, что я изучил программирование, Unreal, анимационные программы и так далее. Я  не специалист ни в одной из этих областей, но я имею общее представление о том, каким образом это работает, об основных принципах программ и иных движков. Это как в автомобиле: я понимаю, при определенном весе и мощности двигателя машины, что из нее можно выжать. Мне совсем не нужно знать устройство ее двигателя, достаточно лишь основных параметров.

Вы сами занимаетесь подбором специалистов, как написано на вашем сайте, это не просто красивые слова?

Да. Я с каждым общаюсь, каждого знаю в лицо, знаю, кто это, чем он занимается и для чего мы его берем. Сейчас в компании больше ста человек — а ведь кадры решают все.

CEO студии Magic Factory, Сергей Демчев, поделился своим опытом.-4

Можете описать ваш рутинный день в студии Magic Factory?

Рутинных дней у нас нет, поскольку мы любим дело которым занимаемся. Начинаем с планерок, и дальше все пошли по задачам. У меня возникает куча разных задач, связанных с администрированием: бухгалтерия, юристы, контрактные отношения, работа на  перспективы: куда нам двигаться, чем заниматься, какие проекты мы будем делать не сейчас, а через год или полтора.

Вы открыли студию в 2019 году, и вскоре началась пандемия. Как вы справлялись в этих условиях?

Нам чем сложнее, тем интереснее. Чем больше в жизни перипетий, тем она насыщенней и ярче. Наверное, про болезни нехорошо так говорить, но это довольно неожиданное и серьезное приключение для всех нас. Мы за пандемийный год выпустили ни много ни мало один сезон сериала, сделали девелопмент и предпродакшн трех полных метров, два из которых поддержал Фонд кино. Еще мы с нуля сделали «Союзмультпарк» на ВДНХ, и это не все, что сделано за 2020 год и я могу продолжить.

Вы работали удаленно?

С марта по май мы практически в полном объеме были на удаленке. Делали все, как предписывал Роспотребнадзор. Но мы ни дня не сидели на удаленке с того момента, когда это разрешили, потому что специфика таких проектов предполагает очную работу.

Одно дело, когда ты уже пять-десять лет работаешь на определенной, привычной технологии и оно само катится. В нашем же случае это работа нон-стоп — ты должен все время следить, мониторить, искать решение. Я вообще сторонник живого общения, чтобы глаза в глаза, чтобы видеть живые реакции. Хомо сапиенс — создание социализированное, а не цифровой бот. Для нас очень важны вербальные коммуникативные связи на уровне ощущений, и это добрая половина пользы от живого общения.

CEO студии Magic Factory, Сергей Демчев, поделился своим опытом.-5

Трудно ли вам было в самом начале заинтересовать людей приглашением работать к себе?

Конечно, трудно, потому что для реализации таких проектов нужны специалисты топового уровня. Вот есть музыкант, а есть музыкант, который умеет импровизировать, мастерски владея инструментом. Так же и здесь — может быть просто хороший специалист, который хорошо пилит на привычных схемах, но если надо импровизировать, требуется специалист очень высокой квалификации. А они на дороге не валяются. Их мало, они уже с определенными требованиями и имеют на это право.

Чтобы к тебе пришел такой специалист, он должен тебе поверить. Когда ты сидишь на стуле один, вокруг тебя ничего, и бэкграунд в этой сфере деятельности у тебя ноль — очень тяжело убедить высококлассных профессионалов, что им нужно бросить все, приходить к тебе и будет круто. Тяжело убедить, что мы через месяц не разбежимся, не обанкротимся, что это не глупая затея. Собрать сильную команду, которая в тебя поверит — очень непростая история. Но все мои проекты такие, поэтому для меня это обычное дело. Именно поэтому  приходится с каждым разговаривать персонально.

Расскажите, как вас поддержал «Союзмультфильм». Какие у вас отношения?

«Союзмультфильм» позвал меня прежде всего сделать «Союзмультпарк». В этом случае их выбор был более чем адекватным, потому что цифровые технологии — это я. Интертеймент, эдьютеймент, искусство и все, что связано с цифрой, — это я. Как бы это нескромно ни звучало — лучше специалиста в России не найти, это факт.

Поэтому «Союзмультфильм» обратился по адресу, и мы начали сотрудничество именно на фоне работы над парком. Когда мы стали погружаться в то, чем занимается «Союзмультфильм», какие у них планы, проекты, что вообще за ситуация, куда двигаться, — эта информация стала приносить новые идеи и мысли.

Также свою роль сыграли тренды. Как я говорил, я мониторю все, что происходит в цифровом поле, это касается и анимации, потому что мы с этим работали в VR. «Король Лев», «Любовь, смерть и роботы» Финчера наглядно показали, что подход к реализации анимационных проектов может быть принципиально другим.

Здесь я не могу присвоить себе открытие, меня не осенило: «Давайте делать на игровых движках». Это более опытные парни придумали, но в нашей стране никто пока что не решился на это. Да и в мире не так много тех, кто решился. Поэтому на фоне мировых трендов и изучения деятельности студии «Союзмультфильм» возникла идея создать такую  компанию.

Конечно, очень сложно говорить, что мы можем догнать мировую индустрию в 2D-анимации. На базе чего нам с ними конкурировать? Да, в нашей стране много гениальных людей, но для производства этого недостаточно. Это должна быть индустриальная атмосфера, образовательные учреждения, большое количество компаний, работающих в этой сфере. Ее, к сожалению, нет в необходимом объеме. У нас не так много анимационных студий и проектов, а соответственно опыта и специалистов.

А специалистов?

Это само собой: одно тянет за собой другое, поэтому деваться некуда. Сейчас звезды сошлись таким образом, что все мы рискнули. Спасибо «Союзмультфильму» за это. Хотя я считаю этот риск оправданным. Мне кажется, как раз за счет  новых технологий у нас появилась возможность догнать тех, за кем вроде бы было не угнаться.

«Союзмультфильм» услышал мысль, которую мне хотелось донести. Они создали структуру технопарка, в котором являются участниками несколько компаний. Мы получили преференции по оборудованию, закупкам, получению. Мы себе не могли позволить закупать все эти дорогие игрушки и набирать еще людей, но нам дали эти возможности. Мы сидим на площадях, за которые платим, но это все-таки гораздо легче, и мы работаем с «Союзмультфильмом» как партнеры. Они помогают нам, и мы помогаем в ответ. Так и рождается это сотрудничество.

CEO студии Magic Factory, Сергей Демчев, поделился своим опытом.-6

Сейчас у вас очень много проектов. Второй сезон мультсериала «Тайны Медовой долины», три полных метра — как вы все успеваете?

Когда много проектов, они идут как параллельные процессы, от этого никуда не деться. Я сам иногда сижу и думаю: «Как мы вообще умудряемся успевать?»

На самом деле у нас довольно суровая система управления. Мне приходится нередко включать достаточно жесткий, если не жестокий, метод ведения процессов. Слава богу, люди, которые здесь работают, горят делом. Одна из мощных мотиваций — это когда человек реально увлечен, поэтому в том числе я собеседую специалистов лично. Свернуть горы позволяет то, что люди неформально подходят к процессам, которыми мы занимаемся, они живут этим. Поэтому мне не нужно говорить: «Ребята, давайте сегодня задержимся. Давайте в субботу или воскресенье выйдем. Давайте на новогодние праздники не будем две недели тусить, трех дней нам хватит отдохнуть». С такими людьми как раз и рождаются такие результаты, что иногда оглядываешься и думаешь: «Неужели это мы все сделали за такой короткий период?»

В разработке разных программных продуктов есть разные методологии для того, чтобы обуздать процесс: Waterfall, Agile, SCRUM. У вас есть что-то похожее?

В некотором смысле, всё это — управленческие сервисы. Каждый выбирает в зависимости от потребностей и пристрастий. Тут кому что ближе и удобнее. Мы пользуемся Cerebro.

Вам приходится заставлять работников им пользоваться или есть элемент самодисциплины?

Когда ты это системно ввел в пайплайн, то нет никаких «хочешь — не хочешь». Это элемент производственно-технологического процесса. Я же не могу прийти в сборочный цех и сказать: «Я вот это колесо буду прикручивать не на четыре болта, а на три, и не гаечным ключом, а долотом». Так же и у нас: есть определенная система, мы ею пользуемся. Естественно, регулярно кто-то говорит: «Слушайте, а вот та программа получше». По-моему, если честно, это все вкусовщина. Если ты начал пользоваться инструментом, нужно его доводить до максимума. Слава богу, что в Cerebro есть возможность адаптировать все под свои задачи. Круто, что компания, которая предоставляет подобные сервисы, слышит тебя. Они работают, стараются сделать систему максимально удобной и эффективной.

От нас это тоже зависит. Не выходит так, что я купил систему — и у меня теперь тут все летает, а мне можно ехать отдыхать на Багамы. Это же и наша работа: от нашего фидбэка, от наших предложений зависит, как это будет в конечном счете работать.

Как вы строите свои дни? Как вы перераспределяете время, когда успеваете жить?

Ну, это и есть моя жизнь. Честно сказать, не понимаю людей, которые разделяют: «Я на работе работаю, а после работы начинается жизнь. Вот выйду на пенсию — и заживу». Эдак отработаешь пятьдесят лет, оглянешься и думаешь: «Е-мое, а ведь уже все. Здоровья нет, и жизнь прошла». Я каждым днем наслаждаюсь. У меня каждый день счастливый, и в трудностях, и в радостях, это дает мне силы и энергию.

Надо находить время на прогулки, на общение с родными, с друзьями, спортом заниматься, книжку почитать, кино посмотреть. Когда это все успевать? Я сплю часа четыре в сутки, мне этого хватает. У меня есть время, в которое я должен спать, и мне этого более чем достаточно, я бодр и весел, мне классно. Конечно, я делаю это не в ущерб здоровью, не занимаюсь самоистязанием. Я поймал свои правильные ощущения и в них живу. Здоровье — это важная штука. Для кого-то спать важно восемь, девять, десять часов — мне это не нужно, поэтому у меня есть три-четыре дополнительных часа в сутках. Я вообще на логистике стараюсь экономить. Когда я активно занимался центром «МАРС» как ведущим проектом, то там и жил. Мне не нужно было ездить. Я живу там, где работаю, сейчас тоже так: перешел дорогу — и ты на месте.

Это ваша принципиальная позиция?

Конечно, и в Москве она особенно принципиальна. Если вы в день тратите полтора часа на дорогу (а здесь это обычное дело), то посчитайте, сколько времени вы проводите в пути за год. За 22 рабочих дня получается 30 с лишним часов. За год выходит 360 часов активной деятельности. Это адское, колоссальное число.

Когда ждать от вас полный метр и второй сезон мультсериала? Что предвидится интересного?

Второй сезон ждите в апреле. В нем будет 20 серий, в полтора раза больше, чем в первом сезоне. Через год мы увидим полный метр: «Золотой Улей», по «Медовой долине». Еще через год после этого будет следующий новый полный метр. У нас есть и другие планы, надеюсь, мы будем довольны результатами.

Для лучшей организации работы мы предлагаем бесплатно протестировать Cerebro в течение 30 дней. Для небольших команд действует бессрочный бесплатный тариф.

Заходите на сайт Cerebro, попробуйте демоверсию, закажите вебинар или задайте менеджеру любые вопросы по эффективному управлению проектами.