Найти тему
Галопом по кино

«Лето 1941 года» (2022) – война глазами казахов

В этом году вышел новый фильм казахских кинематографистов «Лето 1941 года». Что сказать? С одной стороны – простенький наивный сценарий, средняя актёрская игра, в общем, ничего выдающегося. А с другой стороны – этот казахский фильм намного лучше целого вороха разрекламированных российских блокбастеров, снятых за последние годы.

Как же так вышло? Почему? Да просто казахи постарались вложить в фильм то, что действительно хочет видеть зритель в фильмах о войне, а не ту субстанцию, которую по непонятной причине принято засовывать в каждый фильм: кровавая гэбня, бездари-командиры, хорошие немцы и прочий киноуренгой. Секрет успеха – проще некуда, но этим секретом почему-то наши киноделы пользоваться отказываются. Может, «сверху» не разрешают? У меня нет ответа на этот вопрос, остаются лишь домыслы и предположения.

-2

Глупости в фильме почти нет, но интересно закрученного сюжета – тоже, поэтому пересказывать фильм не имеет никакого смысла. Желающие могут посмотреть фильм сами, его вполне можно смотреть. Через полтора часа стало несколько скучновато, но всё же я досмотрел до конца и о потраченном времени не жалею. Если расценивать этот фильм как пробы казахских кинематографистов в этом направлении, то стоит ожидать от них в перспективе появления всё лучших и лучших фильмов по мере того, как будут расти их опыт и профессиональные навыки.

Ну и, конечно, давайте рассмотрим, что, на мой взгляд, можно было бы сделать лучше.

-3

Во-первых, название. Многие недоумевают, почему летом 41-го персонажи бегают в погонах. А просто где-то в середине фильма появляется надпись мелкими буквами, что уже наступил 43-й, поэтому общее название фильма уже некорректное. Назвали бы «Отряд Саши» или «В болотах Белоруссии» - вопросов бы не было.

-4

Во-вторых, в главной роли Азамат Нигманов. Не хочу сказать про него ничего плохого, но он известен как актёр ролей второго плана. Тут же ему поручили центральную роль, и у него, по моему личному мнению, не хватило харизмы, чтобы её вытянуть. В кадре интереснее, на мой взгляд, смотрелся, например, Шарифбек Закиров.

"Спасти рядового Шарифбека"
"Спасти рядового Шарифбека"

Вообще, я бы постарался подыскать на роль командира партизанского отряда Ади Шарипова кого-то, чья внешность была бы не столь «замылена» в глазах зрителей. Вот Безруков – хороший актёр, но им зрителей просто «перекормили», поэтому его появление в фильмах многие воспринимают с неприязнью.

Немцы, зверски убивающие мирных жителей. С жестокостью в кадре несколько переборщили, это и засовывание ребёнку ствола винтовки в рот с последующим выстрелом, и кишки беженцев на гусеницах танка. Настоящий мастер способен и без таких натуралистических съёмок привести зрителя в ужас.

-6

И почему этих самых немцев играют какие-то худосочные юноши, на которых без слёз не взглянешь? На такого смотришь и видишь, что паренёк только что отложил в сторону свою коллекцию бабочек, и тут же в кадре он жестоко расправляется с женщиной.

-7

Диссонанс, ребята. А зритель должен верить происходящему на экране.

Детектив с таинственным «Пастором», внедрившимся в партизанский отряд, не получился, я его сразу вычислил, с первого его появления в кадре.

Благородный уголовник, режущий немцев за Родину – без этого вполне можно было и обойтись. Конечно, сценарист может мне возразить, что зрители должны были подумать, что «Пастор» - это он… ну, не знаю. Я читал, что встречались такие уголовники на самом деле, но это не повод идеализировать подобные образы в кино.

-8

Кульминация фильма – партизаны идут взрывать мост. Зрителю слегка фиолетово, взорвут они этот мост, или нет. А всё потому, что никто не потрудился разъяснить, зачем нужно было взрывать этот несчастный мост. Что-то в фильме говорится про какие-то танковые дивизии, которые должны по нему пройти, но это какие-то виртуальные поводы, которые зрителя особо не трогают. Автор фильма должен добиться того, чтобы зритель чётко понимал, насколько это важное задание и переживал бы за его выполнение, осознавая последствия в случае провала операции. А у нас же – ну, пошли и пошли. Ну, взорвут и взорвут. Ну, не взорвут, значит, не взорвут.

-9

Главный киноляп фильма – это полное пренебрежение трофейным оружием. В условиях, когда каждый патрон на счету, герои и не думают собирать оружие у застреленных немцев! Скажу больше – их даже пулемёт не заинтересовал!!!

-10

В начале фильма показывают наши позиции после кровопролитного боя, всё усеяно трупами наших и немецких солдат. Выжившие печально говорят: «Я почти пуст!» - «Я тоже!» Потом они бегут к пункту сбора, получают приказ остаться на месте и организовать партизанский отряд, возвращаются НА ТЕ ЖЕ САМЫЕ ПОЗИЦИИ и вооружаются, радостно заявляя: «Теперь мы сможем воевать!» А раньше не сообразили подобрать боеприпасы?! Это что вообще за дикость?!

-11

По матчасти придираться особо не буду. Почему лейтенант и его командир носят танкистские петлички – ну, явно какая-то задумка у авторов была, возможно, объяснение этому есть в мемуарах самого Ади Шарипова. Но нам этого не объясняют и выглядит это слегка странно, согласен. По поводу того, что мальчик вертит «Вальтер» в руках и восхищённо называет его «Браунингом» - ребята, деревенский мальчик не обязан разбираться в марках оружия!

-12

То, что лейтенант называет мужика с двумя ромбами на петлицах комбатом – очень странно. Между комдивом и комбатом просто пропасть разницы. Думаю, кто-то ошибся, возможно даже, сам актёр, который произносил фразу.

Опять в фильме девочка, бросающая гранату метров на пять. Киноделы, попробуйте перед съёмками сами попрактиковаться в метании гранат, и актёров тоже потренируйте, объяснив, что осколки от «лимонки» разлетаются на 200 метров. Так что бросить себе её под ноги, рассчитывая на дальнейшее успешное функционирование своего организма – не вариант.

-13

Немцы застали отряд врасплох. Командир орёт: «Всем занять позиции! Занять позиции!» И что мы видим? Никто никаких позиций не занимает, как все стояли скромно за деревьями, так и продолжают стоять! Да и сам лейтенант не занимает никаких позиций!

-14

Киноштампы типа безутешных причитаний над убитым товарищем прямо во время боя также фильм не красят.

Ну и не удержусь, немножко всё-таки посмеюсь. Главного героя ранят в грудь и он падает. Какой-то паникёр, хрипло орёт, как резаный, срывая голос: «КОМАНДИРА УБИЛИ! КОМАНДИРА УБИЛИ!!!»

-15

Душа героя попадает на какое-то потустороннее постапокалиптическое болото, где кто-то поразвесил старые противогазы.

-16

Там его встречает дух отца и сурово говорит, мол, не время нынче помирать, и герой приходит в себя. Что же он видит? Он лежит на носилках, окровавленная голова перевязана. Видимо, настолько торопились партизаны, когда его несли, что несколько раз ударили его головой о встречные ёлки.

-17

В общем, фильм сырой, но правильный. Желаю казахским кинематографистам дальнейшего прогресса! Не хотят нас радовать отечественные киноделы – будем смотреть казахское кино!

UPD от 22.10.2023: сегодня мне указали на то, чего я раньше не замечал: авторы фильма тщательно вымарали из него всю советскую символику, убрав даже "звёздочки" с головных уборов. Все свои дифирамбы в адрес создателей фильма я забираю обратно, потому как презираю этих нацистов.

Пожалуйста, не забывайте ставить "палец вверх" под обзором!

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Лето 1941 года» (2022)

#кино #галопом по кино #кино и немцы #фильмы о войне