Diamond Head при всём своём таланте и великолепии было суждено стать группой, о которой узнают опосредованно.
Посредником в случае этих британцев выступает самая популярная метал-группа в мире - Metallica, в чьих сет-листах до сих пор присутствуют кавер-версии песен Diamond Head, и чьи участники вот уже 40 лет не устают повторять что, если бы не Diamond Head Metallica никогда бы не появилась, а не будь Metallica история тяжёлой музыки точно была бы совершенно иной.
Ларс Ульрих:
Когда в 1980 году моя семья перебралась в Америку, у меня не было новых друзей, поэтому я с головой погрузился в музыку. Мне так понравилась дебютная запись Diamond Head, что я вылетел в Лондон, чтобы побывать на их концерте. Тогда я так разволновался, что, черт возьми, забыл, что мне нужно где-то остановиться, где-то еще жить. Встретившись с музыкантами Head после их выступления, я рассказал им, какое огромное расстояние я преодолел, чтобы только их увидеть, и их гитарист Брайан Татлер устроил меня на ночлег. Вернувшись в Америку, тут же дал объявление в газету о том, что собираю свою группу, так я познакомился с Джеймсом.
История Diamond Head началась в окрестностях Стаурбриджа, рабочего городка в нескольких милях от Бирмингема. Западный Мидленд был колыбелью хэви-метала: здесь зародились Black Sabbath и Judas Priest, а вокалист Led Zeppelin Роберт Плант был настоящим местным героем – он учился в школе короля Эдуарда в Стаурбридже.
Брайан Татлер:
Тот факт, что эти Zep, Priest, Sabbathбили родом из Бирмингема являлся для нас источником вдохновения. Если они смогли это сделать, может быть и я смогу.
Татлер познакомился с музыкой благодаря своему старшему брату (скольким старшим братьям мы, слушатели, обязаны…), который играл на гитаре и слушал Джимми Хендрикса, Cream, Pink Floyd, The Beatles и водил младшего брата на концерты Black Sabbath, Ten Years After, Emerson, Lake and Palmer и Can.
Приобретение и освоение Брайаном гитары было вопросом времени.
Своим кумиром того времени основатель Diamond Head назвал Ричи Блэкмора, а целью сыграть соло из Highway Star. Именно желание освоить эту партию (ну и конечно произвести впечатление на противоположный пол) сподвигло юного гитариста перестать бездельничать и каждый день после школы усердно репетировать в своей комнате.
Период 1976-1977 годов в Британии был эпохой панк-революции и музыка претерпевала массовые изменения. Такие гиганты, как Led Zeppelin и Black Sabbath, все еще шествовали по земле, но появлялись новые группы, готовые подвинуть их в вершины: Ramones, Sex Pistols, The Damned, и молодой Брайан Татлер вместе с классикой хард-рока впитывал в себя новые панк влияния и не только их.
Я впитал столько музыки, что вся она ушла в Diamond Head. Музыку по радио, классическую музыку и оперу, которую слушал мой отец слушал, записи Motown моей сестры, записи Beatles моего брата.
В 1976 году, когда Татлеру исполнилось 16, он решил, что пришло время создать настоящую группу и уговорил своего школьного друга Дункана Скотта играть на барабанах, хотя у Скотта никогда не было ударной установки, что не имело для Брайана особого значения. Именно тогда, в 1976 году начали зарождаться Diamond Head.
Татлер с добрым смехом вспоминает то время:
Дункан использовал самодельную барабанную установку, собранную из банок из-под печенья, а у меня была старая гитара моего брата. Вот и всё — я и Дунк пытались писать песни в моей спальне.
Вскоре состав был доукомплектован фанатом Роберта Планта Шоном Харрисом, а ещё через несколько месяцев к коллективу присоединился бас-гитарист Колин Кимберли.
Ранние композиции ребята записывали на кассетный магнитофон через стереомикрофон Брайана, подключённый к кассетному плееру, после отслушивали что получилось и анализировали аранжировку, чтобы что-то изменить, убрать или добавить.
Даже будучи подростками, Diamond Head, явно впитавшие панковский нигилизм и те возможности, которые давала панк-сцена, всегда были уверены в себе.
Татлер:
Никто из нас не боялся успеха. Нам было все равно что думаю другие люди, мы делали всё по-своему. Мы бы сделали всё, чтобы заставить песню работать, даже если бы это означало наличие 12 временных изменений и пяти куплетов.
Но несмотря на панковскую энергетику и приверженности идеологии DIY (прим. – Do it Yourself), сами музыканты считали себя именно классической рок-группой, стремящейся походить на своих музыкальных кумиров - Sabbath, Zeppelin или Purple.
Дебютировав в местной школе, вскоре Diamond Head перешли на клубный уровень и пользовались явной популярностью в узких кругах. Постепенно эти концерты привели их в Лондон, в котором они отыграли свой первый столичный концерт на разогреве у группы Angel Witch.
Рубеж 70-80-х в Британии ознаменовался зарождением новой волны британского хэви-метала (далее – NWOBHM). Def Leppard, Saxon, Iron Maiden, Samson, Tyger of Pan Tang, Angel Witch и многие другие имена были нанесены на флаге этого нового направления, и Diamond Head явно стали бы в этой компании не лишними, что успешно подтвердил дебютный сингл - Shoot Out The Lights (с композицией Helpless на стороне B), выпущенный в марте 1980 года.
Но я считаю, что данная композиция не отражающая тот потенциал, который есть у группы, чего не скажешь о Helpless, но о ней позже.
Тогда же, в марте 1980 года, группа приступила к записи Lightning to the Nations в студии Old Smythy в Вустере. Из той сотни песен, которые по словам музыкантов уже были написаны группой, были выбраны 7, чтобы продемонстрировать коллектив с самой лучшей стороны.
Несмотря на огромное количество самых разнообразных влияний, из которых рождалась музыка группы, альбом Lightning to the Nations получился не лоскутным одеялом, а цельным, ёмким произведением, слушая которое сложно поверить, что его создали девятнадцатилетние юнцы.
Альбом открывается заглавной композицией, демонстрирующей риффы Татлера, прыгучий ритм и явно опирающийся на наследие Роберта Планта вокал Харриса. Размах Zepplein смешался с силой NWOBHM. Татлер говорит, что в центральной части трека композиции есть отсылка на Bad Boy Boogie от AC/DC, поклонниками которых была группа.
На The Prince появляется первый классический рифф Diamond Head, он не хуже риффа из заглавного трека, просто так получилось, что The Prince банально известнее. Группа явно набрала скорость, отдав дань панковским корням, а ещё здесь есть партия органа, явно вдохновленная Deep Purple.
Если предыдущие две композиции были про хэви и панк, то девятиминутная Sucking My Love это явный привет классическому року в духе уже не раз упомянутых Led Zeppelin, а эти оргазмические стоны в центральной части - вылитый Плант. Стартующая с риффов композиция вскоре превращается в джем-сейшн в стиле 70-х, когда понятия ограничений хронометража отсутствовали как таковые. Татлер сравнивает Sucking My Love с музыкальным путешествием, которое группа хотела устроить для слушателя, руководствуясь примерами Rush и Rainbow.
Об It's Electric (первая песня Diamond Head, которую я услышал в исполнении Metallica), показывающей тягу группы к мелодичным скоростным композициям, расскажет Брайан:
It's Electric была написана 15 июня 1978 года и стала сорок пятой песней, когда-либо написанной Diamond Head. Это была своего рода наша версия песни AC/DC. Я заметил, что у AC/DC есть пробелы в риффах, поэтому я подумал, что сделаю один в этом духе, и получился It’s Electric. Это было быстро и захватывающе и вскоре вошло в наш живой сет. Мы имели удовольствие выступать на разогреве у AC/DC в январе 1980 года и исполнили It’s Electric в сете, я посмотрел налево и заметил, что за нами наблюдает Бон Скотт!
Helpless явно близка к трэшу сочетанием скоростной подачи и путанной структуры, если вы хотите услышать прото-трэш - это он, а Metallica своим кавером уже превратила песню в классику трэша.
Sweet and Innocent строится на ускоренном блюзовом риффе, в котором слышится влияние AC/DC.
Ну и конечно нельзя не посвятить несколько абзацев композиции, которая явно бы оставила имя Diamond Head в истории тяжёлого рока, даже если бы они больше ничего не записали.
Am I Evil?, 7-минутная и 43-секундная центральная часть альбома собрала в себе всё, к чему стремились Diamond Head.
Вступительный рифф явно вдохновлён Black Sabbath, далее следует типичный трэшевый кач (до появления трэша). Одним из источников вдохновения Татлер называет Mars, The Bringer of War из Planet Suite Густава Холста.
Ноты, которые я играю на гитаре, основаны на злой, угрюмой, мрачной атмосфере.
Всё это музыкальное великолепие скрывалось за абсолютно белой обложкой. Полностью белой, ни названия группы, ни названий песен, ничего. Это даже аскетичнее чем White Album от The Beatles.
Дело в том что делами группы тогда занимались мать Шона Харриса и её бойфренд Редж Феллоуз, которому принадлежала фабрика по производству картонных коробок. Собственно группа не стала упускать возможность и подрядила Реджа помочь. Изначально планировалось украсить обложку работой руководителя фан-клуба Diamond Head Дейва Гаррета, но Шон Харрис обложку забраковал, и Редж решил, что та будет просто белой.
Подобный подход позволял меньше тратить на производство, а продавать пластинку за полную цену, повышая прибыль. Стратегия окупилась, потому что основная рассылка шла через фан-клуб группы, а музыканты украшали конверты отправляемый пластинок автографами. Так что если у кого-то есть Lightning to the Nations в белой обложке с автографами всех четырёх музыкантов группы, то у вас в руках коллекционная редкость.
Всего мне удалось насчитать 4 варианта обложки альбома, не исключаю что есть ещё, самая странная вариация которой была выполнена в Германии, с горящей картой мира и глэмовским написанием наименования группы.
Не думаю что в наше время кто-то назовёт Lightning to the Nations металлическим альбомом, это скорее максимально утяжелённый, ускоренный и резкий хард, этакий мост между классическим хард-роком 70-х и экстремальным металлом 80-х, но это не умаляет его значимости для металла. Как я уже писал в самом начале, без этой записи современный металл был бы совершенно другим.
А теперь, дабы наглядно убедиться в значимости Diamond Head для американской трэш-сцены, давайте посмотрим видео с выступления группы Metallica (и компании) в городе София состоявшегося 22.06.2010 года.
P.S.
В 2020 году, в честь сорокалетия альбома Брайант Тетлер принял решение о полной перезаписи дебютника с текущим составом группы, в котором кроме Брайана никого из оригинальных участников не осталось.
Брайан:
Мы думали, было бы здорово перезаписать дебютный альбом в таком составе и с доступными современными технологиями. Оригинальный альбом был записан и сведен за неделю, а мы были очень молоды, нам было по 19-20 лет. В нём было много этой юношеской энергии, но у нас не было ни техники, ни времени, ни мастерства, чтобы записать это с такой силой, как сейчас. Так что это было настоящее удовольствие: возможность пойти в студию и записать эти свежие и яркие песни.
Да, оригинальный Lightning to the Nations продемонстрировал нам лучший на тот момент материал молодой и голодной до успеха группы, и я считаю что это правильный подход - не пытаться вернуть прошедшую юность, а спустя столько лет продемонстрировать накопленный с годами опыт т.е. исполнить в студии эти песни так, как они сейчас исполняются на концертах.
Конечно подобные перезаписи всегда будут находить своих критиков, мол убили душу альбома, да всё технично, чётко, но не искренне. Есть ещё популярный аргумент про "заработать денег", но он настолько несостоятелен, что давайте не будем.
Я решил послушать Lightning To The Nations 2020 как рядовой слушатель, без выискиваний под микроскопом различий с оригинальной записью. Эти различия есть, и Татлер их не скрывает, к примеру в It's Electric была сменена тональность и теперь песня звучит ближе к каверу от Metallica, но они не портят общей картины, поэтому вопрос о качестве и нужности этой перезаписи я оставлю открытым, чтобы каждый решил для себя сам.
Оригинальный альбом:
Перезаписанная версия 2020 года: