Путешествие на Новую Землю: как подготовиться, не бояться шторма и полюбить Арктику

Немногие представляют, что ожидать от путешествия на Север. Сегодня мы решили приоткрыть завесу тайны и попросили четырех участников экспедиций на Новую Землю на паруснике Amazone поделиться своим опытом знакомства с Русской Арктикой.

О самых запоминающихся событиях, внутренних переменах и важности подготовки к походу — в историях наших героев.

Фото: Наиль Сайфи

Герои статьи:

• Дмитрий Касиев — юрист
  • Елена Фокина — финансовый директор, участвовала в экспедиции на Новую Землю вместе с семьей: мужем Дмитрием и дочерью Дарьей
  • Мария Подтяжкина — полярный гид, офицер связи образовательного центра «Морская практика»
  • Петр Лидов — директор по коммуникациям медиагруппы «Россия сегодня»

Почему вы решили отправиться в экспедицию на Новую Землю?

Дмитрий Касиев: До Новой Земли опыт походов на парусниках у меня был небольшой: я успел один раз сходить на «Седове» по Атлантике вдоль Франции. Вообще, я офицер военно-морского флота, который во время службы ни разу не выходил в море, а работал в технической части инженером и по сути оставался на берегу, и издали махал кораблям. Видимо, желание попасть на борт бурлило в крови уже давно, и только в 2019 году у меня получилось это сделать. Тогда я понял, что нужно двигаться дальше.

Я пытался присоединиться к разным программам «Морской практики» — к курсу шкиперов, к походу на «Крузенштерне», но неожиданно возникали какие-то препятствия: многие страны закрывали свои границы, я заболевал коронавирусом. Тогда мне предложили программы в России. Сидеть дома не хотелось, к тому же мой товарищ с «Седова» тоже приметил поход на Новую Землю и сказал: «А не сходить ли нам на Север?». Казалось бы, такая идея многим и во сне не приходит: обычно выбор падает на какие-то теплые места — а тут мы решили, что пора в Арктику. Так я случайно оказался на борту с отличной командой под руководством Михаила Привалова, старшего помощника барка «Крузенштерн», с надежным экипажем и ни разу не пожалел, что сделал такой, по сути вынужденный выбор. Наверное, я бы не искал способов попасть на Новую Землю, если бы жизнь шла своим чередом, но такой шанс мне подвернулся, и в итоге я заболел Севером.

Елена Фокина: В 2021 году мы искали с семьей, куда отправиться на отдых. Это был период пандемии, поэтому мы рассматривали нестандартные места в России. На юг нам не хотелось: мы понимали, что там будет много людей. Хотелось чего-то интересного. Мы уже были знакомы с «Морской практикой», благодаря ей муж и дочка попали на «Седов» во время его кругосветного путешествия в честь двухсотлетия открытия Антарктиды. Поэтому нас снова привлек парус, и мы решили попробовать программу на Новой Земле или Кенозере. В итоге решили, что Новая Земля нам подходит больше, хотя даже толком не изучили маршрут. Мы не были из числа тех, кто изучил историю региона, особенности географии. Мы просто отправились за впечатлениями.

Мария Подтяжкина: Полярные территории для меня всегда были более привлекательными, чем южные широты. Я работаю 22 года в туризме, большую часть из которых с северными регионами: Кольским полуостровом, Чукоткой, Шпицбергеном, на котором я с семьей прожила семь лет. Раньше я работала инструктором по морскому каякингу в северных морях, но паруса в моей жизни не было до штормовых практик на Канарах в январе 2019 года, где я обнаружила для себя удивительный новый мир, о котором я раньше не задумывалась.

Возвращаясь со Шпицбергена в мае 2021 года, не имея никаких планов на будущее, я совершенно случайно по предложению Юрия Котляра вошла в состав экипажа яхты «Петр I» на перегон из Санкт-Петербурга в Нарьян-Мар. В итоге, так же абсолютно случайно, я проработала матросом экспедиционной яхты «Петр I» все лето. Тогда мы ходили из Нарьян-Мара до Новой Земли и обратно вместе со шхуной Amazone, швартовались вместе, выходили на берег, знакомились, ходили друг к другу в гости. Эта история меня очень зарядила: возвращаясь со Шпицбергена я хотела закончить с туризмом, но когда оказалась на «Петре I», то поняла, как соскучилась по туристам и как замечательно проводить время в Арктике на судне. После этого лета дороги, опять же случайно, привели меня в «Морскую практику». Когда ищешь какой-то новый путь, твой внутренний ветер приводит тебя туда, куда тебе надо.

Петр Лидов:

Я просто решил поискать, чем заняться летом. К тому моменту у меня уже были яхтенные права, но я редко выходил в море. Я случайно наткнулся на «Морскую практику», мне предложили несколько вариантов, и я понял, что Новая Земля звучит для меня наиболее интересно. Поход прошел отлично. Я считаю, что наиболее яркие события проходят не когда ты сидишь дома на диване, а в путешествиях. Для меня путешествия — это квинтэссенция жизни: с новыми впечатлениями, сменой обстановки и интересными людьми. Для меня это был уникальный опыт, потому что я никогда до этого похода не был на парусной шхуне и на Новой Земле.

Парусная шхуна Amazone. Фото: Кирилл Тихонов

Как подготовиться к экспедиции в полярный регион?

Мария Подтяжкина: Основной принцип при выборе одежды с собой — принцип многослойности. Я всегда рекомендую перед походом представить самые худшие погодные условия, которые только могут быть в это время на этой территории, и подготовиться к ним, а раздеться ты всегда успеешь. Принцип многослойности состоит в том, что ты не берешь с собой много вещей на разную погоду: вот эта одежда у меня для ветра, эта — если будет потеплее и так далее, а комбинируешь разные слои одного и того же костюма.

Нужно понимать, что в то время, когда мы ходим на Новую Землю, стоит примерно +10–15 градусов тепла, но ветер остается сильным. Шхуна идет под ветром, поэтому он неизбежен. Конечно, мы берем с собой какие-то домашние вещи, в которых будет удобно в каюте, но есть, например, судоводительские вахты, когда ты стоишь 3–4 часа на палубе и можешь оказаться под ливнем, или всю палубу зальет водой от сильного крена. Если твоя экипировка готова к таким ситуациям — значит, все остальное ты спокойно переживешь.

Обязательно нужно брать термобелье, его задача — отводить влагу, которая выделяется по мере движений, чтобы после этого в статичном состоянии эта влага не морозила тело. Лучшее термобелье — шерстяное, которое продается в отделах охоты и рыбалки или для снегоходов, оно как раз ориентировано на сохранение тепла в статичном состоянии.

Стоит взять с собой максимально удобную обувь: трекинговые ботинки, в которых мы обычно ходим в походы; штаны, а не джинсы, которые будут хорошо тянуться, не сковывать движения, не открывать поясницу. Желательно, чтобы они были непродуваемые и непромокаемые.

Из специальной яхтенной одежды может понадобиться непромокаемый комбинезон, и лучше на нем не экономить: пока мы не начнем его использовать, нам кажется, что такая дорогая вещь провисит у нас в шкафу, и мы наденем ее пару раз в жизни. На самом деле после первого опыта он станет незаменимой частью вашего гардероба в любых экстремальных занятиях.

Если есть место в чемодане, то лучше взять резиновые сапоги: они пригодятся при ливнях и при высадках на берег, где есть вероятность зачерпнуть воду. Любые кеды, кроссовки поход не переживут. Еще одна отличная и оправданно модная обувь — кроксы. Они очень удобные и хорошо фиксируют ногу. Сланцы на судно лучше не приносить.

Практиканты во время экспедиции на Новую Землю на шхуне Amazone. Фото: Наиль Сайфи

Дмитрий Касиев: Если мы говорим про одежду и экипировку — важно не пренебрегать деталями: казалось бы, зачем брать солнцезащитный крем или гигиеническую помаду, если я иду на Север? Однако солнце на Севере все еще яркое, дует ветер, да и на воздухе мы находимся куда дольше, чем обычно в городе. Если вы берете солнцезащитные очки (а вы точно берете солнцезащитные очки, потому что без них никак), то они должны быть со специальными дугами, которые помогут их лучше зафиксировать. Обязательно надо брать панаму на прищепке или завязках, потому что обычную легко сдует ветер.

Еще один важный аспект — быть готовым к общению. Каждый человек здесь — это целый космос, вселенная. Не стоит это упускать и пытаться отмолчаться. Кто открыт — тот найдет не только единомышленников, но и хороших друзей.

Елена Фокина: Для меня было сложно быстро запоминать парусную терминологию. Что такое бак, грот? Что за ют? Поэтому лучше заранее познакомиться с этими словами, чтобы не терять время и сразу включаться в дело. Но в любом случае, наш инструктор Михаил Привалов не давал нам заскучать: объяснял теорию, давал задания, координировал на парусных авралах, учил вязать узлы. После этого похода мы решили продолжить изучать парусное мастерство и прошли курс Bareboat Skipper IYT, ездили на практику в Хорватию, чтобы понять, что нам говорили, и не чувствовать себя в следующий раз такими «чайниками».

Петр Лидов: Наверное, нужно морально подготовиться к проживанию одного из лучших периодов жизни и получать удовольствие. Конечно, могут возникнуть небольшие трудности, например, конфликтные ситуации, поэтому лучше заранее понимать, что нужно будет привыкать к жизни с новыми людьми и решать какие-то небольшие бытовые споры, которые неизбежны, если люди заперты в одном пространстве долгое время.

Фото: Кирилл Тихонов

Что вам больше всего запомнилось на Новой Земле?

Дмитрий Касиев: Больше всего меня поразило то, что в этом суровом краю можно жить. Я столичный житель, которого потянуло в моря и океаны, чтобы переключиться от комфорта мегаполиса, когда пришло время отпуска. Это мой выбор. А есть такие люди, как, например, Андрей Рудольфович Вылко, с которым мы познакомились на острове Вайгач. Он почти никогда не покидал остров, только летал лечиться на большую землю на вертолете. У него есть такой же товарищ, они иногда видятся, хотя между ними 90 километров. Так и живут — они и собаки, больше никого. Иногда захаживают белые медведи. Мы зашли к нему, и он нам как бы между прочим рассказывает: вот мишка пришел, стекло мне выбил в прихожую, покрушил тут все. Нет никаких удобств, электричества, интернета. Попросил у нас перед нашим выходом привезти ему книжек, сахара и махорки — причем не какие-то книги, а именно рассказы Чехова. Казалось бы, вот есть такие люди — дикари, но они в курсе всего, что происходит, остаются в культурном пространстве, живут весьма качественно. Они организуют свой быт, читают книги, общаются с природой, и им это нравится. Они как современные монахи, но не молятся какому-то конкретному божеству, а находят себя в уединении с природой, с ее красотами.

Пётр Лидов с Андреем Рудольфовичем Вылко. Фото из личного архива.

Елена Фокина: Я переживала, будут ли на борту ровесники моей дочери Даши — тогда ей было 17 лет, и ей могло быть скучно в компании взрослых. Но все прошло замечательно: во-первых, Дашу подселили с девушкой немного старше ее, другой Дашей, а во-вторых, ей было только в радость пообщаться с кем-то из команды, несмотря на разницу в возрасте. На поход попали очень интересные люди — разноплановые, с разным опытом. В экипаже тоже были абсолютно уникальные люди, а наш наставник никогда не давал скучать, постоянно давал нам какие-то задания. Ну и конечно, невозможно не отметить нашего кока, «сэра» Артура, о котором я начиталась отзывов еще до похода — он кормил нас какими-то невероятными вещами с особыми приправами, соусами. Я его большая фанатка. Очень повезло тем, кто ходил на вахты по готовке, потому что мы узнавали с ним очень много нового. У него всегда была музыка, душевная атмосфера, а когда ему говорили: «Ну что, приготовим суп с лапшой?», он отвечал: «Нет, что вы, это слишком тривиально, мы будем готовить что-нибудь мексиканское». Некоторые приехали с плюсом в килограммах, потому что устоять перед его угощениями было невозможно.

Мария Подтяжкина: Наверное, это было лежбище моржей на Матвеевом полуострове: их никто не ждал, а тут они появились огромной стаей и подошли к нам сами максимально близко. Они достаточно спокойные и любопытные: главное — не пугать их даже своим запахом, резкими движениями, шумом, поэтому нужно учитывать направление ветра. Мы подходили к ним примерно на 15 метров. Конечно, не всегда это возможно: иногда погодные условия не позволяют высадиться на берег, или ветер может принести твой запах и распугать их. Но если все обстоятельства сложились так, что ты стоишь на берегу и видишь рядом этих огромных, невероятных животных со страшными клыками, но тонкой душевной организацией — пугливых, ранимых, ужасно любопытных — это создает неизгладимое впечатление. Это было невероятное соприкосновение с другим миром и для меня, и для всех практикантов, и для самих моржей. Я очень люблю диалоги с природой, которые дают тебе ощущение близости с ней, как если бы ты был Маугли: «Ты и я одной крови».

Лежбище моржей на полуострове Матвеев. Фото из архива практикантов

Петр Лидов: Невозможно выделить что-то одно. Это совокупность факторов, которые сделали этот поход незабываемым. Во-первых, это сам факт нахождения в Русской Арктике, в отдаленных, недоступных районах, где я не бывал со службы в армии уже 30 лет назад. Во-вторых, это уникальная природа, удивительный ландшафт, потрясающей красоты закаты, просторы Белого моря. Это моржи, белые медведи, которых к нашему везению мы видели в больших количествах. Еще там достаточно времени, чтобы познакомиться с историей этого места — свидетельствами военных, путешественников, даже заключенных. Ты идешь по маршрутам исследователей, путешественников, коренных народов и понимаешь, что ты один из немногих, кто добрался до этих мест и прикоснулся к этой исторической памяти. Это дорогого стоит. А еще морская практика, быт, невероятная кухня на судне. И, конечно, люди — те люди, которые не хотят просто лежать на песке, а ищут новых ощущений, развития в разных сферах, и все с довольно интересным жизненным опытом.

Самое главное — это ощущение другой жизни, спокойного движения, к которому ты постепенно привыкаешь и не хочешь от него отвлекаться даже на телефон. Когда я прилетел в Москву, то первое время чувствовал себя не на своем месте, смотрел на людей вокруг и думал: «Куда все спешат, зачем? Есть же север, море, там спокойно и хорошо, там интересно, а здесь какая-то бессмысленная суета, хаос». И это чувство некоторое время не отпускало. Было ощущение, что за время экспедиции я познал нечто более важное, чем то, что окружает нас каждый день.

Фото: Наиль Сайфи

Что было самым сложным за время экспедиции?

Дмитрий Касиев: Мы немного зацепили шторм, но разочарования не было: мы шли на полных парусах, прочувствовали морскую стихию. Ветер был 25–30 узлов — не очень много, но ощутимо; крен был под 30 градусов, поэтому пришлось ходить подбоченясь. Но это больше эмоции, чем сложности.

Мария Подтяжкина: В последний переход мы попали в шторм и, в отличие от Amazone, не успели проскочить в реку. В этом шторме мы провели двое суток, пережили ветер в 45 узлов. В реку Печору мы бы уже не смогли зайти: ее устье достаточно узкое, поэтому во время сильного ветра была опасность, что нас занесет к одному из берегов и мы окажемся на мели. Это были те самые двое суток, когда одежда не успевала просыхать. Конечно, капитан, старпом и механик взяли всю работу на себя: автопилот не работал, и им приходилось вести вручную. Физически это было очень тяжело, мы очень устали, но опыт был интересный. Штилевое море — это гораздо скучнее.

Петр Лидов: Я не могу сказать, что я испытывал какие-то сложности или неудобства. Кому-то может быть сложно привыкать к дисциплине, к новому распорядку дня, но для меня это не было проблемой, да и вся команда не жаловалась.

Арктика — это навсегда?

Дмитрий Касиев: Я бы сходил туда еще не один раз и даже вернулся бы на Новую Землю. Тот, кто любознателен, всегда найдет, чем себя заинтересовать. Кажется, что там жизни нет, но если погрузиться, можно обнаружить, насколько богата история этого места. Когда ты уже подготовился и знаешь, что здесь когда-то происходило, эмоции становятся ярче, потому что ты видишь не только красивую картинку, но и то, что за ней стоит — события, начиная с древних людей и первых поморов, и до нашего времени. На самом деле за столетия Новая Земля видела многое: войну, экспедиции, в том числе и известный поход Русанова. Это не только про мишек и моржей — это про нас, про людей, про нашу историю, которая оживает перед глазами.

Хочется попасть еще на Камчатку и пройти Берингов пролив. Я уже открыл для себя север и понял, что это отдельная вселенная, которую можно изучать — и это никогда не надоест. Так что мой совет: если кто-то пока только думает о походе на Новую Землю, нужно отбросить сомнения и действовать.

Группа практикантов на фоне шхуны Amazone. Фото: Алексей Александров

Елена Фокина: Хочется посмотреть другие северные территории, посмотреть, что встречается по мере движения по Северному морскому пути. Многие думают, что там ничего нет — какая-то голая земля, мелкие цветочки. Однако там чувствуется дух Арктики — дух свободы, чего-то настоящего. Море продолжает меня тянуть. В море приходят настоящие люди, которые ценят морскую свободу и готовы брать ответственность за жизнь. Каждый поход приносит нам не только новые впечатления, но и хороших друзей — даже если мы нечасто видимся, то все равно остаемся на связи, следим за жизнью друг друга, учимся чему-то у каждого. Когда мы приехали в Москву, было ощущение, что мы вернулись с другой планеты, где вся команда стала практически семьей.

Мария Подтяжкина: Любая история, связанная с Арктикой, мне нравится, мне везде хорошо. Я люблю расширение: в какой-то момент на том же Шпицбергене мне стало тесно. Нет такого, что я ставлю «галочку», что побывала на Новой Земле, и иду дальше: мне интересно изучать ее менее известные места, пробовать новые способы, например, каяки, пробовать новые форматы жизни на ней.

Петр Лидов: Я бы вернулся туда с большим удовольствием. Я уже был на севере в юности, когда был в армии, и знал, чего мне ждать, какая там природа, дух, атмосфера, в то время как многие представляют, что север — это безжизненное место. Чтобы понять, что же это на самом деле такое, мало рассказов и фотографий, нужно прочувствовать простор, суровость Севера самостоятельно. Это ощущение, что ты тверже стоишь ногами на земле, чувствуешь силу этих мест, которая «входит» в тебя. Ты чувствуешь себя частью этой природы. И это ощущение хочется испытать снова.

Принять участие в парусной экспедиции на Новую Землю может каждый. Узнайте подробности по ссылке.