На недавней международной выставке TransRussia 2022 компания STELLMART получила очередные награды за эффективное продвижение продукции: сертификат за актуальность и профессионализм представленной экспозиции. Путь к признанию компании длится с 2008, он был интересным и тернистым. Об этом рассказал генеральный директор STELLMART, Сергей Станиславович Семёнов, в большом интервью.
В этой части статьи он делится своим экспертным мнением: какими были запросы клиентов раньше, что изменилось, и за какими внедрениями будущее.
Как изменился рынок за 14 лет?
Ушла маржинальность. Покупатели плохо представляли, за сколько продавцы продают б/у стеллажи. Разница и выручка могла представлять 200-300%. Сейчас же цена сформирована. И поэтому произошла цивилизация стоимости.
В феврале изменился не только рынок, но и весь мир. Как эта ситуация повлияла на вашу компанию?
Конечно, сейчас основной тренд на рынке - пауза. Продажи идут, но не так, как хотелось бы. По опыту предыдущих кризисов, можем сказать, что в ближайшие 2-3 месяца изменится логистика. Возможно, будут налажены новые сотрудничества с другими странами. Нам в этой ситуации хотелось бы поддерживать своего производителя. В этом кроется независимость, уверенность и желание работать дальше.
Мы наблюдали, как сильно лихорадило рынок металла. В 2021 году изделия из стали подорожали. Если произойдет откат цен, покупательская способность возрастёт. Для нас это будет хорошо. Поэтому надеемся, что скоро всё стабилизируется.
Появилась ли тенденция продажи складов и оборудования на фоне ухода западных компаний с рынка?
Есть предположение, что они ушли временно. Их складские комплексы пока эксплуатируются. Кроме того, существовал большой дефицит складских площадей. Поэтому если некоторые компании уйдут, их помещения быстро займут. Хотя, возможно, что часть уйдут на продажи. Прогнозировать на 100% невозможно.
Как изменилась цена на оборудование и какие складские решения особо востребованы сейчас?
Стоимость оборудования зависит от цен на сталь. Либо слегка станет дешевле, либо останется на том же уровне. В этом случае мы предложим нашим покупателям дисконт. Но пока цена не меняется. Среди решений популярностью пользуются самые простые и дешевые. Думаю, что это временно. Скоро на рынок снова ворвётся автоматизация.
Кто сейчас основной импортёр автоматизированного складского оборудования?
Многие российские компании являются агрегатором различных технических решений. То есть берут оборудование от нескольких поставщиков, наполняют своим софтом, гарантией, собирают всё воедино, и продают как свой продукт. Хороших поставщиков, у которых есть сразу всё по оптимальной цене, не много. Есть западные производители, но им сложно конкурировать с российскими из-за курсовой разницы. На выставке, кстати, мы представляли конвейер, полностью созданный российской компанией.
Как думаете, сколько времени понадобится на полное импортозамещение?
Хотелось бы быстрее. Но год-полтора точно уйдёт на то, чтобы российским производителям перенастроить производство под свои комплектующие. Клиенты, в свою очередь, скорее будут ждать замещение. Так как стоимость импортного оборудования достаточно высока, а отечественная замена временно отсутствует.
Какое будущее ждёт отрасль складской логистики?
Склады станут максимально автоматизированными. Сейчас уже широко распространены 3D-принтеры. Поэтому логистика может превратиться не в перевозку товара, а в перевозку сырья для производства комплектующих. То есть сам товар будет производиться уже на месте. И задачей станет покупка лицензии на производство.
Что думаете о беспилотном транспорте?
Думаю, что мы к этому и идём. Илон Маск сказал, что Tesla станет полностью автономной. И пока её владелец на работе, машина будет зарабатывать ему деньги, присоединяясь к кашеринговой и «уберовской» программе. Мы увидим снижение аварийности. Сейчас наблюдается дефицит водителей. Зарплаты, всё-таки, не соответствуют уровню сложности работы. Это создало дефицит специальностей, которые замещаются роботами. Поэтому за автоматизацией будущее.
Есть ли в России дефицит таких работников?
Да. И строителей, и водителей, и работников склада. Многие стараются замещать автоматизацией ручной труд автоматизированным.
В следующем году компания будет отмечать 15-летие! Это серьёзный и важный рубеж, который наша сильная команда встретит уверенно и достойно! Лучшее - впереди!