10 подписчиков

Как появляются слухи и сплетни, и как они циркулируют в обществе.

137 прочитали

Прежде чем писать что-либо про слухи и сплетни, давайте сначала определимся с понятиями, что же такое слухи и сплетни.

Слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающая­ся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме.

Здесь следует сразу подчеркнуть, что именно недостоверность является важной составляющей любого слуха. С этой, информационной точки зрения, слухи подразделяются на че­тыре типа — от абсолютно недостоверных через просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности.

Также хорошо известно, что в процессе устной циркуляции любая, даже самая достоверная информация постепенно теряет степень своей «достоверно­сти» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слухи.

Наверняка многие из вас играли когда-нибудь в испорченный телефон. Суть этой игры заключается в том, что кто-то из участников рассказывает историю другому человеку, затем этот человек рассказывает её последующему. В конечном итоге где-то на десятом человеке история уже слабо похожа на изначальную. Информации свойственно искажаться, когда она длительное время циркулирует в обществе.

Прежде чем писать что-либо про слухи и сплетни, давайте сначала определимся с понятиями, что же такое слухи и сплетни.

Существуют две основные особенности слухов:

Первая особенность слухов — это недостоверность содержащейся в них информации.

Вторая особенность слуха — обязательное наличие сильного эмоционального компонента.

С точки зрения эмоциональных характеристик, выделяются три основных типа слухов.

1) Слух-желание.

Эти слухи выполняют двоякую социально-психологическую функцию.

С одной стороны, обычно они соответствуют пожеланиям людей и потому как бы поддерживают тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, пре­пятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности.

С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, созда­вая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сфор­мировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противополож­ные явления — вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Исходя из это­го, подобные слухи активно используются для манипуляции психологией масс.

Например, в период «странной войны» с Францией (1939-40 гг.) немцы усиленно распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это расслабляло готовность французов к сопротивлению, что и было блестяще использовано немцами.

2) Слух-пугало

Такие слухи, несут в себе вы­зывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения и состоя­ния. Наиболее часто встречаются слухи-пугала о якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. В таких ситуациях часть населения бросается закупать подчас вообще не нуж­ные им продукты или покупают их в неразумных объемах. Думаю, жители России тут же вспомнили про ситуацию с сахаром, с гречкой и туалетной бумагой.

3) Агрессивный слух

Эти слухи используют в основном, когда необходимо стравить какие-то группы людей друг с другом. Агрессивные слухи представляют собой как бы продолжение слухов-пугал. Обычно они представляют из себя рубленые фразы, сообща­ющие о конкретных «фактах», что называется, взывающих к отмщению. Через агрессивные слухи пытаются всегда спровоцировать людей на агрессивное действия, создать смуту и хаос.

Теперь скажем, что такое сплетня.

Сплетня-это особая разновидность слуха. Но есть некоторые существенные различия между слухом и сплет­ней. Слухи обычно касаются всех — в этом залог их массовости. Сплетни касаются немногих, однако это именно те немногие, которые интересуют многих. Механизм несколько иной, но результат получается сходным. Как правило, сплетня пе­редается секретно, с ощущением взаимной принадлежности сплетничающих к опре­деленному социальному кругу, Основным стимулом для создания сплетни является тот момент, когда предметом обсуждения служит какой-то популярный человек или лицо, находящиеся "неподалёку", например, коллега по работе или сосед.

В заключение скажем, что западные исследователи еще в 20-30-е годы XX столетия высо­ко оценили роль, которую играют слухи и сплетни как в формировании психологии масс, так и в управлении массовыми процессами, и стали целенаправленно изучать закономерности их возникновения и распространения. В результате политики и идео­логи вскоре стали активно использовать такие знания на практике, в своих собствен­ных интересах. По многочисленным оценкам вполне авторитетных западных специ­алистов, информационное воздействие на население с помощью слухов и сплетен ныне стоит практически в одном ряду с воздействием через интернет, прессу, радио, телевиде­ние и кино.

На этом я хочу закончить. Желаю всем благ.