Друзья, я очень люблю хорошие литературные тексты. Из любого жанра.
Здесь я хочу привести отрывок из книги начинающего (в 1978 году) писателя Василия Панкова. Абсолютно уверен, что никто из вас не читал то, что я процитирую. Я и сам узнал о его книге абсолютно случайно, через ссылку в тексте совершенно другого автора.
Книга называется "Ваши помощники книги", Василий Иванович Панков, 1978 год. Она являлась пособием для воспитателя детского сада. Вот её обложка:
Так почему же так привлекательна эта коротенькая бесхитростная история - про репку?
Вот как отвечает на этот вопрос В.Панков.
Большой репкой? Да! Маленькой мышкой, без которой, может быть, и репку не вытащили бы из земли? Тоже правильно. Но, наверное, что-то ещё … .
Дети любят играть в кубики. Часами могут сидеть на полу и складывать - жёлтый на зелёный, синий на красный, прямоугольный на квадратный. А потом, когда выстраивается дом или кораблик, с восхищением смотреть на то, что получилось. Они радуются осмысленной последовательности действия, в результате котрого возник законченный, совершенно новый предмет - результат их труда. Развитие действия в сказке "Репка" в восприятии детей похоже на складывание кубиков: "дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку …" и т.д. В этой сказке, может быть, впервые дети, сами того не осознавая, прослеживают логику, связь, причины и следствия, законченность результата человеческих усилий. Сказка "Репка" - это прочная, хорошо выстроенная и выверенная "схема действия", простейшая "схема жизни", согласно которой только общими усилиями можно "вытащить репку". Поступки героев, естественно, вытекают один из другого, усилия не напрасны, они имеют вполне завершённый конец. И эта веками выверенная закономерность - бесценное достоинство народной сказки.
Как вам? Умели люди писать содержательные тексты в 1978 году!
Именно такой осмысленный взгляд на детскую психологию позволил возникнуть замечательной советской детской литературе. Когда детей не воображали себе маленькими взрослыми, а считали необходимым ВОСПИТЫВАТЬ их. Это воспитание культивировало в ребёнке упорный труд, коллективизм и товарищество.
Жаль, что русская традиция детской книги утрачена. Надо восстанавливать.