Выставка художника Тимофея Смирнова «Азбука дней или проникновенное чтиво». Часть 1

Вчера, 24 мая, в галерее FINEART на Винзаводе открылась выставка художника Тимофея Смирнова. Я училась в мастерской Тимофея в Академической школе дизайна и хотела попасть на открытие. Но, увы, на меня упала работа. Выставка будет работать до 26 июня, так что приеду посмотреть на работы вживую в другой день. Но мне же было интересно посмотреть на новые работы Тимофея. Поэтому я попросила участниц нашей Арт-банды сделать для меня фотографии. Делюсь с вами. Вам понравится, если вы любите... разгадывать интеллектуальные загадки :)

Поскольку описания к работам у Тимофея довольно объемные, я разделила материал на две части.

О выставке

Сначала несколько слов о самой выставке. Она называется «Азбука дней или проникновенное чтиво». На выставке представлены работы, созданные в 2020-2022 годах. Большая часть работ выставляется впервые.

Вот что говорится в описании выставки на сайте галереи:

В нынешней выставке автор отсылает зрителя к буквам и словам, но центральная линия выставочного проекта — это диалог визуалоцентричного и логоцентричного начал в искусстве. Представленные на картинах арт-объекты состоят в основном из книг, но и не только — это и предметы быта (обертки, упаковки), и цитаты произведений других авторов, трактованные намеренно абсурдно. Каждый образ — это отдельная тема, представленная своеобразными «атрибутами» искусства — сигаретными пачками, «авоськами» и файлами, рамами, рамками и кавычками.
В жанре постановки-обманки кроется что-то иное — то, что «испугалось» быть учебной «штудией», но не испугалось стать арт-объектом. Реальность, превращающаяся в артефакт — вот тема длительного цикла на творческом пути автора. Тимофею Смирнову крайне важна иная интонация, иная трактовка привычного подхода к действительности, которая базируется на представлении оригинального неоригинальным (даже в названиях работ и серий), на крайне бережном отношении к источникам цитирования — именно это и есть то, что вызывает интерес. Для тех же, кто силится «вспомнить» источник цитирования, художник исполнил академическую функцию: претендующие на остроумие названия уж точно отметут подозрения в плагиате, делами о котором завалены все мировые суды.
Несколько серий работ продолжают эти содержательные мотивы: для художника кажется необходимым парадоксально и неожиданно обрамить один контекст совершенно другим, порой неприемлемым с точки зрения здравого смысла. Какой бы группой изобразительных мотивов он не занимался — он ищет «совлечение несовлекомого», которое в Средневековье служило аллегорией остроумия. Это произошло по ряду причин, которые также привели его и к профессиональному искусствоведению — он учился на образцах, планомерно продвигаясь по всей истории искусства.

Работы художника

У работ, представленных на выставке, есть описания. Надеюсь, я правильно их распределила и ничего не перепутала. Пунктуация авторская, не моя :)

«Пилорама женского романа»

10 заповедей арт-мира:

  1. Не быть ограниченным и «квадратным»! Никогда не говорить про «черный квадрат» К. Малевича — «я так могу!», потому что нехорошо выглядеть невеждой.
  2. Нет денег — молчать! Никогда не спрашивать — «почему так дорого стоят картины самых известных художников современного арт-мира»! Так как арт-мир — это элитарный образ жизни и мысли.
  3. Не вставлять свои пять копеек! Слушать и слушаться специалистов и принимать арт-мир таким, каким он есть! Ибо если пытаться «вставить свои пять копеек», то см. первую заповедь.
  4. Голова — не коробка с хомяками! Знать, как говорится, «на зубок» как можно больше терминов арт-мира. Арт-мир — это двери, а ключи — это знания! Связка ключей — и ты — сам себе господин!
  5. Опе слова не давали! Не говорить — «мне не нравится», в лучшем случае говорить — «это мне не близко». Это поможет хотя бы казаться образованным человеком. Стоит попробовать!
  6. Ленин был прав! Учиться и учиться и учиться! Отказаться от субъективных оценок в пользу стремления к осознанию арт-мира. Принять то, что это — путь. Арт-мир нельзя выучить и «вызубрить». Но пытаться объять необъятное — твоя задача!
  7. Сдать флюорограмму мозга! Арт-мир — рентген на интеллектуальные способности. Помни об этом! По отношению к арт-миру будешь судим. Незнание арт-мира не освобождает от ответственности!
  8. Музей — не место для сна стоя! Постоянно посещать музеи и выставки! Только «насмотренность» и погружение поможет идти по этому пути. И он нескончаем и увлекателен!
  9. Книги — друзья, а не лекарство от скуки! Постоянно читать книги об арт-мире! Ничто в арт-мире не существует без вербального контекста. «Много букв» — фраза для лохов!
  10. Красная книга бывает и для человека! Искусство — это единственное, что отличает человека от животного! А современный арт-мир — тем более показывает эти различия! Не будь животным — люби арт-мир.
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 115х75 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 115х75 см

«Вкл/выкл»

Всю жизнь нахожусь в женских коллективах.

Учился в школе — их в группе было больше половины.

Учился в институте — был один в группе из 14.

Работаю — их только в коллективе 20 женщин на 5 мужчин. А так — учениц — 220 в год.

Хотел сына — получилась дочь.

Везде женщины! То ли мужчины вымирают, то ли... Как же вас много! Бываю даже зол на это!

Но буду брать пример со старших (они были галантнее меня) и с годами мягче и добрее относиться к «женскому перенаселению»!

А если без шуток — признаюсь в любви к женщинам! Что бы я там ни говорил! Я люблю вас, женщины! И вам — любви и добра! Все будет хорошо у вас! У меня с вами проблем по жизни не было! Ну кроме тех, что я сам себе придумал. Так что не имею ни одной претензии! Надеюсь, что так и будет всегда! Целую и обнимаю!

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 92х62 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 92х62 см

«Парадный портрет или кусок культуры»

Наша страна богата древесиной. Это известный факт.

Из нее мы чуть ли не на запчасти к авто делаем. Как можем. Но красоты доски не видим за доступностью этой самой древесины. А ведь она — образна. Она и время, она и место. Последняя упаковка и начало. Начало поэзии и песни.

Темной ночью, вернее под ее покровом, директор временного музея Нега Кайф встретила во дворах Покровки эту раму, которую впоследствии выкрасила в черный цвет.

Мне удалось получить в дар эту раму. Не знаю, что могло быть в ней. Но, не гадая о ее прошлом, решил изобразить парадный портрет для пачки «войны и мира». Их можно курить и читать.

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 70х50 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 70х50 см

«Герои нашего времени»

У русского человека есть такая привычка — делать из туалета «избу-читальню». Особенно этим грешат мужчины, коих можно ждать из санузла не один час. Вроде бы обычное дело, так сказать, совместить приятное с полезным. В процессе испражнения почитать книгу, полистать соцсети, поиграть на телефоне.

Восседая на унитазе, человек представляет себя королем и вершителем судеб, он решает мировые проблемы, казнит и милует, оценивает и низвергает авторитеты. Так что выражение «быть в седле» имеет совершенно другой смысл. Главное, чтоб ноги не затекали, а то при попытке встать с импровизированного трона можно упасть, и хорошо, что этого никто не увидит. Лермонтов и его герой, конечно же, ни при чем.

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 90х60 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 90х60 см

«Электросила им. Толстоевского»

Оказывается чайник может не только закипеть, но и засиять. Что делает такой чайник весьма полезным, правда не по прямому назначению. Ну хотя бы для чтения.

Электричество поменяло в корне дизайн и декор, продлило нам день, а следовательно — жизнь. Без света, как и без воды — «ни туды и ни сюды». «Электрификация» была очень важным словом в уже устарелой советской настольной игре «Эрудит». В ней (игре) нужно было складывать слова из букв, напечатанных на магнитиках. Слово «электрификация» давало возможность «потратить» буквы как можно быстрее и с выигрышем. К слову сказать, и в лексиконе СССР в целом «электрификация» занимала важное место, но и по прошествии лет это слово освещает нам путь. Крути педали, пока... электричество не отключили.

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 100х35 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 100х35 см

«Не забудьте выключить телевизор любви»

Все, что можно изменить в своей жизни — дело каждого из нас. Менять все можно и быстро!

Человеческий организм подстраивается и перестраивается только если он хочет. Входит в ритм, ловит звук и эмоцию.

Любой организм делает жуткие вещи.

Он делает вас даже выше, если надо, грубее, если нужно, нежнее, если попросить. Управляет он собой сам. Сознание остается прежним, но лишь вроде как.

Может мы все актеры? Все-таки — актеры-лицедеи? Маски и каски, блузы и камзолы — это наш инвентарь?

Здесь на умнике, тут под фрика?

Сколько я задаю себе этот вопрос — ответа нет.

Разум же говорит, что люди способны просто делать с собой, что хотят.

Нужна самоуверенность просто. Любая женщина знает, что если сменить стрижку и сжечь рубашки и свитера — что-то начнется. Это как сжечь свой облик в прошлом, освободить место для нового, освободить место для новой информации.

Любовь меняет, путешествия, хотя от себя далеко не уедешь. Но я видел огромное количество изменившихся в лучшую сторону.

И я верю, что нужно не жечь или хотя бы выкидывать вещи, нужно понять себя и что-то произойдет. Я имею в виду внутри увидеть себя. И что-то сбудется.

Менять надо исключительно внутренний мир! Позитивно мыслить! И перестань смотреть на мир через призму экрана. Мир! Он живой! Его надо трогать. И он интерактивный! Все по запросу. Попроси — и придет. Но все же не стоит верить в Деда Мороза и что в порнофильме в конце все поженятся. Это лишнее. Но улучшаться надо. Не думайте только про внешность. А я могу помочь вам измениться. Что и делаю каждый день. Так выпьем же за это!

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 110х90 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 110х90 см

«Бабочка вдохновения»

Брали у меня как-то интервью. Вопросы и ответы:

— Как вы в процессе ловите вдохновение?

— Я не верю во вдохновение. Вдохновение — это разрушающее искусство зло, которое таится в каждом лентяе, мечтающем «сачкануть», скрыться от главного вопроса — не казаться, а быть. Каждая клетка организма художника должна быть готова ежеминутно к открытию внутри себя. Как начищенный автомат и пистолет, он (художник) должен быть готов выстрелить. Надо быть «на стреме», и это — не «вдохновение по-другому», это — готовность к шагу вперед.

Выше оценки «тройка». Хотя жизнь не ставит оценок, но, тем не менее, такая оценка есть. Искусство «на троечку» никому не нужно. И художники такие — не художники. Они — the hobby. Я даже сценарий такой хотел написать. Про этих — выходного дня художников. Познакомились с кем надо, кому надо —послушали какие надо лекции, голову побрили правильно, в нос кольцо, оделить в мешки правильные и ждут вдохновения. Не придет. Нужно даже не откровение, открытие, накал, нужна творческая удача и ум. Ум, чтобы за мишурой контекста творчества не потерять творчества. Голые премированные короли и их свита, арт-бюрократы и художественная «шобла» школьного уровня и шарлатаны-имитаторы — это вехи пвсевдовдохновенных уродов, портящих призвание. А ОНО — не каждому дано. Скорее всего и мне, но я хотя бы это понимаю. В общем и короче — вдохновение — продукт кривотолков о творчестве.

— Кого можно назвать гениями нашего времени, если говорить про живопись и литературу?

— Пикассо говаривал: «Искусству всегда мешали две категории людей. Это мастера, не ставшие художниками, и художники, не ставшие мастерами». В данном случае традиция срединного пути, традиция Дао, весьма актуальна… Нет гениев никаких. Гений – это моющее средство плюс. Плюс-то, что ему 12 лет только, он инвалид, или его били в армии, запретил Сталин лично. Не видит никто сути, все гениев себе на голову ищут. Особенно в литературе.

— Музыка какого из композиторов вызывает у вас сильные эмоции (какие именно и почему)?

— Я люблю и не люблю музыку. Вернее — обожаю, но именно музыку, а не то, что за нее выдается. ЕЕ ТЕНЬ. Для мпеня современная музыка — отголосок величия музыки и в некоторых случаях —полнейший профанский бренд, лишенный какой-либо идеи. Обожрался наркотой и дергаешься или в лифте поднимаешься, или в машине, да по «Колечку Садовому». Особенно бесит электронно-наркоманский тренд. Остальное — 7,40 и ЦИГАНАЙЛЮЛЮ. В смеси с таким, ну… взбесившимся будильником в вычислительными возможностями. У меня 690 пластинок виниловых именно с музыкой. 30-ти и старше музыка. От средневековья через Гайдна с Бахом до «Флойддов» и фанка с перерывом на Пако. От Вейтса до группы «Ноль» и «АВИА». Вот это я слушаю, Филипп Гласс и Найман – тоже в чести, но не на завтрак.

Наше время социологами трактуется как «время зрелищецентризма». Так, что музыкка сегодняшняя тоже клиповая. Под закуску, как сказать. Это не по мне. Включить на полную и исчезнуть без допинга —это МУЗЫКА.

Нынешнее время можно охарактеризовать как массированное движение визуальной псевдоинформации, миграцию поверхностных представлений о реальности, искусстве, ну и музыке. Ну и… музыку тоже захватили. Пусть сами это слушают.

Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 100х50 см
Фото: Евгения Винькова. Холст, карандаш, акрил. 100х50 см

Можете делиться впечатлениями в комментариях.

Продолжение можно прочитать по этой ссылке.

А вот интервью, которое я брала у Тимофея в прошлом году.

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Арт-дневникО вдохновляющих художниках, искусстве и творчестве. Меня зовут Маша и я также рассказываю о том, как сама рисую, мастерю и выращиваю. По вопросам сотрудничества пишите mpikalova@yandex.ru
12,4K подписчиков