Объективная самодиагностика как основной фактор резильентности школы

Школа, о которой пойдет речь, – одна из старейших в городе и была открыта более 85 лет назад. В школе работают 18 педагогических работников.

Школа, о которой пойдет речь, – одна из старейших в городе и была открыта более 85 лет назад. В школе работают 18 педагогических работников. Контингент учащихся – дети, проживающие на близлежащих территориях, включая большое количество детей из малоимущих и многодетных семей, детей иммигрантов, которые плохо говорят по-русски. Несмотря на сложные контекстные условия, результаты исследования PISA-2020 показали, что уровень математической и естественно-научной грамотности обучающихся в этой школе выше среднего по стране и школа является резильентной.

Точка отсчета

Понимание необходимости преобразований в школе возникло после того, как она оказалась в числе школ с низкими образовательными результатами. Педагогический коллектив определил своей целью преодоление рисков низких образовательных результатов, подойдя к решению проблемы комплексно. Залогом успеха стали глубокая и объективная самооценка, построенная на честной диагностике деятельности администрации и педагогов школы. Ведь без осознания причин возникновения рисков невозможно выбрать действенные меры для их преодоления. Сейчас коллектив школы выделяет объективную самодиагностику как главную предпосылку своей резильентности.

Была создана рабочая группа для выявления слабых и сильных сторон школы и разработки программы перехода организации в эффективный режим функционирования. Во время диагностики рабочая группа изучила результаты всех доступных внешних и внутренних оценочных процедур и мониторингов – от школьных контрольных работ до региональных и общероссийских диагностик. Методическая служба школы провела анализ качества работы каждого члена педагогического коллектива, включая показатели работы системы дополнительного образования, вовлеченность во внеклассные мероприятия, внеурочную деятельность, систему работы с талантами: частотность и результативность участия в конкурсах и олимпиадах.

Школа, о которой пойдет речь, – одна из старейших в городе и была открыта более 85 лет назад. В школе работают 18 педагогических работников.-2

Благодаря такому тщательному анализу обнаружились конкретные запросы на повышение квалификации педагогов: школа получила точное понимание того, по какому именно направлению сотрудникам необходимо повысить квалификацию, чтобы это положительно отразилось на общей эффективности работы школы.

Перед коллективом школы были поставлены несколько задач:

  • совершенствование системы предметной подготовки учащихся, включая информационную и психолого-педагогическую готовность к ГИА;
  • развитие системы поддержки талантов и склонностей детей;
  • адресное повышение квалификации учительского корпуса;
  • развитие школьной инфраструктуры;
  • совершенствование школы как центра образовательных возможностей для развития успешной личности ребенка.

Разработанная школой программа преобразований была представлена на республиканский конкурс программ по переводу школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим функционирования, где заняла первое место.

Помощь коллег

Особо следует отметить роль регионального института образования, оказавшего помощь школе в выходе из кризисной ситуации. Специалисты института организовали обучающие семинары для руководящих работников школы, содержащие описание действующих практик эффективно работающих школ и гимназий, провели независимую оценку качества образования по различным предметам. Учителя-предметники прошли курсы повышения квалификации по отработке навыков проведения комплексного анализа внешних оценочных процедур (ГИА и ВПР). В итоге каждый из учителей смог осуществить подробный анализ результатов своих учеников и выработать стратегию по улучшению результатов.

При поддержке института образования в школе прошел региональный семинар для директоров и заместителей директоров школ с низкими результатами, в ходе которого были проведены открытые уроки и мастер-классы. Несомненно, это также явилось толчком для роста педагогического мастерства учителей.

Также школа сумела выиграть грант от региона, который был потрачен на закупку оборудования для организации внеурочной деятельности обучающихся. Таким образом частично была решена проблема с материально-техническими условиями в школе.

Повышение профессионального мастерства
и обмен опытом

Чтобы повысить качество обучения, школа организует повышение квалификации педагогов с профессиональными дефицитами (работа с обучающимися с низкой мотивацией, применение современных педагогических технологий, отбор содержания учебных предметов и адекватность оценочных средств, которые применяют педагоги при текущем контроле и промежуточной аттестации).

В обучении и повышении квалификации педагогических кадров школа пользуется не только внешними, но и внутренними ресурсами. Интеграция внутренних ресурсов происходит за счет работы педагогических советов, проведения семинаров, фестивалей, конференций, внутришкольных и внешкольных конкурсов профессионального мастерства. Помогает и постоянный обмен опытом среди педагогов и руководителей в творческих лабораториях и педагогических мастерских. В школе реализуется авторская программа «Современная школа молодого педагога».

Столкнувшись с проблемой дефицита педагогических кадров (средняя нагрузка учителей математики, русского языка и литературы в два раза превышала норму, а некоторым педагогам, например учителям труда и изобразительного искусства, наоборот, не хватало количества часов до нормы педагогической нагрузки), администрация школы направила около 20% учителей на прохождение профессиональной переподготовки. Например, учительница музыки высшей категории дополнительно прошла профессиональную переподготовку и сейчас успешно работает учителем начальных классов.

Сетевое взаимодействие и социальное партнерство

Сейчас образовательная деятельность любой школы уже немыслима без сетевого взаимодействия и социального партнерства. Именно так происходит распространение педагогических разработок, идет процесс диалога и обмена опытом между образовательными, профессиональными и социальными организациями. Кроме того, опыт сетевого взаимодействия позволяет лучше проанализировать уровень собственного развития.

Сетевое взаимодействие в школе выстроено по следующим основным направлениям.

  • Профориентация, которая выключает регулярное посещение учащимися средних профессиональных учебных заведений города в рамках проекта ранней профессиональной ориентации учеников 6–11 классов «Билет в будущее». Проект реализуется в форме уроков, экскурсий, бесед, лекций и практических занятий.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Школа приглашает специалистов из городской администрации, сотрудников отделения по делам несовершеннолетних на классные часы для проведения профилактических бесед с несовершеннолетними, также информационная работа проводится и среди родителей, на родительских собраниях.
  • Дополнительное образование на базе школы, куда приглашаются педагоги дополнительного образования, и на базе других учреждений. Например, обучающиеся систематически посещают круглые столы и конференции в центральной детской библиотеке.
Школа, о которой пойдет речь, – одна из старейших в городе и была открыта более 85 лет назад. В школе работают 18 педагогических работников.-3
  • Обеспечение здоровьесберегающей среды. В ходе занятий, проводимых медицинскими работниками городского медицинского центра, формируется интерес детей к здоровому образу жизни. Школа наладила партнерство с центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, работающим с детьми, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Кроме того, на базе школы проводятся различные спортивно-тренировочные занятия педагогами городской спортивной школы и других некоммерческих организаций.
  • Воспитание патриотизма. Школа является активным участником городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей патриотической направленности. В этом школе помогают военный комиссариат города и автошкола ДОСААФ России.

Школа делает особый акцент на том, что ее наиважнейшими партнерами являются родители, нацеленные на качественное обучение детей и принимающие непосредственное участие в деятельности и работе школы. Выстраивание партнерских отношений между школой и семьей способствует развитию ребенка как личности.

#опытшколы #успешныепрактики #высокиерезультаты