Библия состоит из двух частей - Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете изложена жизнь человечества от Адама до Авраама и потом жизнь богоизбранного народа от Авраама до пришествия Христа. Ветхозаветные книги повествуют об истории не только евреев, а и всего человечества, но истории духовной. Потому что главное, конечно, не те события, которые в них изложены, хотя Библия и является отчасти историческим памятником, главное - духовные перипетии того, как Господь строил Свой народ, постепенно его воспитывал, подводил к тому, чтобы он смог принять Христа Спасителя.
Потому что, языческие народы того времени были не в состоянии принять воплощенного Бога, к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля, которого избрал Бог не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество.
Почему избран еврейский народ?
Вероятно, сошлись несколько факторов. Бог всевидящ, все деяния народов в целом и каждого человека в отдельности, видны перед Богом. Он избрал Авраама, который оставался верным Единому Богу, на фоне остального человечества, погрязшего в языческих культах поклонения множествам божеств. И только впоследствии, избранничество было соотнесено с целым народом.
Кроме того, еврейский народ был в то время малочислен и находился под гнетом, практически в рабстве. Как убедить людей в существовании Бога?
Показав его могущество! Показав на примере целого народа!
Бог призывает пророка Моисея вывести народ свой из Египта в обетованную (то есть обещанную Богом) землю. Моисей приходит к Фараону и говорит ему - “Так говорит Господь, Бог евреев - отпусти мой народ”. Но Фараон встречает это требование с презрением. Египтяне поклоняются своим богам - и живут в могущественной, процветающей империи. Зачем им обращать внимание на Бога каких-то жалких, презренных рабов?
Но Бог, призвавший Моисея, показывает, что все, что египтяне приписывали своим богам - вода в Ниле, изобильные урожаи, приплод скота, сама жизнь - является Его даром. Он насылает на Египет десять грозных и разрушительных знамений - так называемых казней египетских - и, наконец, египтяне соглашаются отпустить своих рабов. Евреи - и присоединившееся к ним люди из других народов, которые тоже уверовали в Бога Израилева - выходят из “земли Египетской, из дома рабства” навстречу новой жизни.
Таким образом, подготовленные, уверовавшие люди, получают 10 Заповедей, через Моисея, который призывается на гору Синай и от Бога получает скрижали с Заповедями о том, что есть только один Бог и только Ему одному надо поклоняться; о том, что нужно почитать отца и мать, потому что без этого не может быть здоровой семьи и общество распадется; о том, чтобы не убивали, не крали, не блудили, не завидовали, не врали.
Почему понадобился весь авторитет Моисея и авторитет Самого Бога, чтобы подчеркнуть для людей такие очевидные вещи?
Потому что они настолько одичали, что не понимали самых простых вещей. Народы деградировали, пошли по пути язычества, поклонения многим богам, то есть бесовской силе, и поэтому творили страшные преступления: проводили ритуалы, связанные с убийством себя или других людей, поклоняясь чудовищным изображениям языческих богов, уродливых, с безобразными лицами. Соблюдение Заповедей возвращало их на путь человеческого существования и развития, но пока они были неспособны к высшему, более духовному служению Богу, и Промысл Божий, применяясь к их состоянию, дал им соответствовавший этому состоянию, несовершенный закон внешних обрядов, чтобы воспитывать через упражнение в нем более высокое служение.
Ветхий Завет создавал некий ритуал, быт, условия жизни, которые были подготовкой к восприятию Истины. Мы же не преподаем детям в садике алгебру, нет, сначала учим цифры, потом простые действия, и только усвоив простое - переходим к сложному. Так и Бог обучал избранный им народ, постепенно отходя от язычества, через Обрядовый закон. Обряды Моисея, хотя были подобны языческим, но были разумно изменены им, получив от него высший смысл, и в таком виде даны были Израилю «вместо тех сквернейших обычаев, которым научились евреи в Египте».
Ветхий Завет создавал сосуд для благодати Божией. И если человек САМ возлюбит Бога, захочет божественной жизни, жизни духовной, захочет приобщиться к благодати, тогда эта благодать изольется. И это тема уже Нового Завета. Но, многие из нас до сих пор, не могут вырасти из Ветхого Завета. Прекрасные слова о нас, современниках:
"Религия Ветхого Завета - религия довольно материалистическая: исполняй закон, что можно - делай, чего нельзя - не делай, и Бог тебе устроит хорошую жизнь: у тебя будут большие стада, хорошие дети, все будет в порядке. А когда вдруг оказывалось не в порядке, иудей был в недоумении: как же так, я же закон исполняю. Это ветхозаветное сознание живо и в каждом из нас. Многие люди, приходя на исповедь, просто не знают, в чем им каяться. Каждое воскресенье в храм хожу, утреннее и вечернее правило исполняю, три канона и Последование ко святому Причащению вычитал. Евангелие по главе прочитываю. В чем дело, какие грехи, что батюшка ко мне пристал? А важно ведь не исполнение правила, важно, встретился ты с Богом или нет. И когда человек так рассуждает, значит, этой встречи не произошло, потому что при встрече с Богом человек содрогается от собственного греха. Бог есть свет, а то, что мы носим в себе,- тьма, и не заметить этого нельзя. Поэтому, если человек не видит в себе миллиарды грехов, это говорит о том, что он никогда Бога не видел, что он еще находится в Ветхом Завете, к нему пока не пришел Христос, человек не почувствовал, что такое благодать Божия.
Те правила, каноны, обычаи, которые в Церкви существуют, святы. Они все подводят нас к Истине, делают ее наглядной. Истина же совершается и раскрывается в нашей душе через духовный подвиг. Господь говорит через апостола Павла: "Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых нет закона". Для того, кто приобрел плоды Духа, закон не существует, ему даже не нужно и само Евангелие постоянно читать, потому что оно написано перстом Божиим на скрижалях его сердца. Он уже не может поступить иначе, как сказано в заповедях. (из проповеди протоиерея Д. Смирнова от 14 февраля 1988 года)
Не правила спасительны, спасительно изменение жизни, исправление собственного сердца. И тогда мы станем достойны Нового Завета.