Найти тему
Родина на Неве

«Пяти Николаям» поправят фасад

В знаменитом доме на Литейном проспекте, 36, где находится музей-квартира поэта Николая Алексеевича Некрасова, запланированы ремонтные работы. Уникальный памятник (федерального значения) связан с именами многих выдающихся деятелей российской истории и культуры.

"Некрасовский" дом на старинной открытке (справа)
"Некрасовский" дом на старинной открытке (справа)

За 133 календарных дня и 35,3 миллиона бюджетных рублей, подрядчику предстоит отремонтировать фасады объекта культурного наследия федерального значения, которые сейчас «находятся в ограниченно работоспособном состоянии».

Декорированные лепниной стены «имеют многочисленные трещины и загрязнения». Отдельные фрагменты украшений фасада и цокольных плит основания здания утрачены. Существенной коррозии подверглись металлические балконные и карнизные решётки, пришли в негодность водосточные трубы. Вот всё это и должно быть к осени текущего года отремонтировано, отреставрировано, восстановлено и воспроизведено. Согласно техническому заданию.

-2

«Пустопорожнее дворовое место» на углу Литейной и Бассейной улиц в 70-х годах XVIII века принадлежало коллежской секретарше Анне Ануфриевне Капустиной, у которой этот земельный участок в 1779 году купил Пётр Васильевич Неклюдов (1745-1797). Впоследствии он был председателем Санкт-Петербургской палаты гражданского и уголовного суда, обер-прокурором Правительствующего Сената и членом Придворной конторы, а на момент покупки землевладения он лишь недавно выгодно женился на Елизавете Левашовой и покинул военную службу в лейб-гвардии Преображенском полку, городок которого располагался неподалёку.

КстатиДом (первоначально двухэтажный) был построен в период с 1779 по 1781 год. Существует версия, что одним из первых «квартиросъёмщиков» Неклюдова был его друг по военной службе, в будущем выдающийся поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин (1743-1816), который якобы именно в этом доме написал свою знаменитую «Фелицу».

В 1790-м Неклюдов достроил «особняк с колоннами» на набережной Фонтанки, 20, и продал дом на Литейном за 40 тысяч рублей купцу Никите Никитичу Баскову, имя которого история сохранила в названии расположенного поблизости переулка, где прошли детство и юность нынешнего президента России Владимира Владимировича Путина (дом №12).

Затем, вплоть до начала 60-х годов XIX века, когда владельцем дома стал издатель и журналист Андрей Александрович Краевский (1810-1889), наследники которого были хозяевами этой недвижимости до самой революции 1917-го, здание на углу Литейного и Бассейной несколько раз переходило из рук в руки.

КстатиОдин из этих «промежуточных» владельцев — барон Константин Антонович Шлиппенбах (1795-1859), генерал-лейтенант и инспектор военно-учебных заведений Российской империи, заказал одному из помощников архитектора Карла Росси проект украшения фасада здания. В результате этих работ каменный двухэтажный дом с двумя подъездами, типичного для ампирного Петербурга светло-жёлтого цвета, получил лепные наличники в виде переплетённых гирлянд на окнах второго этажа и широкий фриз с изображением грифонов и лир.

В 20-е годы XIX века здесь квартировала Софья Михайловна Салтыкова — будущая жена поэта и однокашника Пушкина по Царскосельскому лицею Антона Антоновича Дельвига (1798-1831), которую он посещал в доме на углу Литейного и Бассейной.

Некоторое время по этому адресу жила и Александра Андреевна Воейкова (урождённая Протасова) — племянница и крестница знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), который посвятил ей свою великолепную балладу «Светлана» и навещал здесь.

Кроме того, в «донекрасовский» период бытования этого дома в нём квартировали забытый ныне литератор Рафаил Михайлович Зотов (1795-1871), в гостях у которого, по утверждению его сына — тоже писателя и журналиста Владимира, в разное время бывали Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Алексей Кольцов, Иван Никитин и другие известные деятели культуры первой половины XIX века.

В середине 1840-х тут квартировал писатель Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869), а в начале 1850-х — великий хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881), который именно отсюда отправился на фронт Крымской войны — в осаждённый Севастополь.

Интерьер одной из комнат в музее-квартире Некрасова на Литейном проспекте
Интерьер одной из комнат в музее-квартире Некрасова на Литейном проспекте
КстатиВ многочисленных источниках говорится, что на момент, когда в 1857 году в доме на углу Литейного и Бассейной квартиру снял Некрасов, этим строением владел Авраам Сергеевич Норов (1795-1869) — исключительный человек, который в наши дни «капитально» забыт, хотя достоин книги в серии «Жизнь замечательных людей».

Вот лишь несколько фактов биографии этого государственного деятеля, учёного, путешественника и писателя.

Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении прапорщик Норов командовал расчётом двух пушек, ядром ему оторвало ступню левой ноги, которую пришлось ампутировать по колено. При этом он прослужил в армии до 1823 года, когда ушёл в отставку в чине полковника.

На государственной гражданской службе — в Министерстве внутренних дел, в Комиссии принятия прошений на Высочайшее имя, сенатор, действительный тайный советник, в 1853-1858 годах — министр народного просвещения Российской империи, академик. Переводчик на русский язык произведений Вергилия, Горация, Петрарки, Ариосто, Тассо и всех известных творений Анакреона.

Он владел английским, французским, немецким, испанским, итальянским, чешским, древнегреческим, арабским, древнееврейским языками и латынью. Считается, что он был первым российским учёным, умевшим читать иероглифы. Описания путешествий Норова (Палестина, Малая Азия, Иерусалим, Египет, Нубия, Судан) были собраны в пятитомник, изданный в 1854 году. Современники говорили, что «...он любил Россию не запуганную, одичалую и безмолвную, а цивилизованную и преданную умственной деятельности».

КстатиНоров считается одним из вероятных прототипов одноногого пирата Джона Сильвера — героя романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». В 1827 году будущий министр народного просвещения служил помощником командующего русской эскадрой, стоявшей месяц в Портсмуте, часто сопровождал адмирала в поездках и запомнился местным жителям. При этом отец писателя Томас Стивенсон был тогда инспектором маяков, один из которых расположен как раз в Портсмуте. Считается, что он и рассказал сыну о таинственном одноногом русском моряке.
Министр народного просвещения Российской империи Авраам Норов не был владельцем дома на углу Литейного и Бассейной
Министр народного просвещения Российской империи Авраам Норов не был владельцем дома на углу Литейного и Бассейной

Но архивные данные свидетельствуют, что владельцем дома на Литейном был вовсе не прототип одноногого пирата, а тайный советник и кавалер Пётр Дмитриевич Норов (1799-1859). Военную карьеру он завершил в чине полковника в 1835 году. Служил некоторое время в министерстве внутренних дел чиновником особых поручений. По воспоминаниям современников, известный игрок и гастроном, «был очень богат, но не столько поместьями, сколько капиталами, сверх чего имел два больших дома в Петербурге». Через женитьбу на Татьяне Семёновне Викулиной он приходился свойственником Елизавете Алексеевне Арсеньевой — бабушке Михаила Юрьевича Лермонтова.

Некрасов снимает квартиру в доме Норова на Литейном в 1857 году. Поэт проживёт здесь 20 лет, вплоть до своей смерти, последовавшей в 1877-м. «Жилплощадь» включала и размещение редакции журнала «Современник» (а позднее — «Отечественных записок»).

«Беллетристы любят… чтобы вообще было им приволье и комфорт в квартире редактора. Без этого они отстанут от сотрудничества. Поддерживать приятельство с ними стоит очень дорого, потому что для этого надо жить довольно широко; но это расход, необходимый для поддержания журнала», — говорил Некрасов Чернышевскому.

Рассказывать о 20 годах жизни Некрасова в этом доме, его литературной и редакторской деятельности — бессмысленное занятие в рамках статьи, поскольку об этом написаны десятки, если не сотни, книг. Отметим лишь, что речь идёт практически о всех персонажах школьного учебника русской литературы второй половины XIX века (Тургенев, Островский, Григорович, Салтыков-Щедрин, Писемский, Толстой, Гончаров, Чернышевский, Добролюбов и многие другие).

Вскоре после переезда Некрасова на Литейный это домовладение приобрёл Краевский. В 1859-м новый хозяин, имевший репутацию расчётливого и прижимистого дельца, решил надстроить и переделать здание. По его заказу архитектором Августом Петцольдом был разработан проект четырёхэтажного доходного дома в стиле необарокко, который «поглотил» бы старый особняк.

Так со стороны Литейного проспекта должен был выглядеть новый доходный дом Краевского, "поглотив" старый (правая часть)
Так со стороны Литейного проспекта должен был выглядеть новый доходный дом Краевского, "поглотив" старый (правая часть)
Август Васильевич (Август-Вильгельм Фридрихович) Петцольд (1823-1891), академик акварельной живописи и архитектуры, выпускник Императорской Академии художеств (вольноприходящий ученик, окончил обучение в 1847-м). Преподавал в Строительном училище (1852–1857), профессор, служил в Департаменте железных дорог. Среди построек в Петербурге — доходные дома Краевского на Бассейной и Большой Московской, особняк Апраксиной на Сергиевской, дом Айвазовского в Феодосии, Александровское отделение санатория «Халила» на Карельском перешейке. Цикл акварелей, посвящённых Николаевской железной дороге и др. Последние годы жил в имении недалеко от Новой Кирки в Финляндии (ныне посёлок Поляны Выборгского района Ленинградской области), где скончался в июле 1891 года.
Архитектор Петцольд построил, помимо прочего, дом Айвазовского в Феодосии
Архитектор Петцольд построил, помимо прочего, дом Айвазовского в Феодосии

Но грандиозный проект Краевского-Петцольда не осуществился. Видимо, возникла проблема с приобретением прилегающих земельных участков. Дело ограничилось постройкой на Бассейной, 2, фрагмента большого дома в стиле необарокко, который со смещённым влево порталом и фронтоном выглядит странным и сегодня, а также надстройкой старого здания на углу Литейного третьим этажом.

Снимавший здесь квартиру сотрудник «Современника» литературный критик Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) писал своему знакомому: «Вообрази несчастье, Краевский вздумал перестраивать дом и в начале мая выгнал меня из флигеля, в котором я жил и который пошёл в сломку. Я наскоро перебрался в квартиру Некрасова…»

В продолжение «поминального списка» знаменитостей, живших в разное время в доме на углу Литейного и Бассейной, отметим, что в 1867 году тут снимал квартиру писатель Глеб Иванович Успенский (1843-1902). В 1895-1905 годах здесь жил знаменитый тенор Николай Николаевич Фигнер (1857-1918), специально «под голос» которого Пётр Ильич Чайковский написал цикл романсов и партию Германа в опере «Пиковая дама».

Николай Фигнер — первый исполнитель партии Германа в опере "Пиковая дама" Чайковского
Николай Фигнер — первый исполнитель партии Германа в опере "Пиковая дама" Чайковского

После смерти Некрасова его бывшую квартиру в 1878-1880 годах снимал электротехник и изобретатель Павел Николаевич Яблочков (1847-1894), разработавший дуговую лампу. В комнатах дома на углу Литейного и Бассейной, выходящих окнами на проспект, производилась ежедневная демонстрация «свечей Яблочкова».

«В квартире собиралось много интересующихся новым освещением, но ещё большее число зрителей смотрело с улицы через окна. Демонстрация наружного освещения свечами Яблочкова началась в Петербурге в 1879 году. В марте этого года Яблочковым было устроено пробное освещение Литейного моста через Неву».
Так выглядел "некрасовский" дом в 1917 году
Так выглядел "некрасовский" дом в 1917 году

После 1917 года некрасовское «литературное подворье», естественно, превратилось в коммунальную «воронью слободку». Впрочем, помимо квартир, здесь в 20-е годы ХХ века располагалось издательство «Наука и школа». В 1946 году при участии Пушкинского дома (Института русской литературы), куда после смерти Некрасова поступили многие его личные вещи и предметы обстановки знаменитой квартиры на Литейном, к 125-летию со дня рождения поэта был открыт мемориальный музей. Интерьеры воссозданы по воспоминаниям современников и сохранившимся изображениям.

А почему же этот дом иногда называют «Пять Николаев»? Похоже, что это экскурсоводческая придумка по образцу знаменитого перекрёстка «Пять углов», где «по Разъезжей бродит Достоевский».

При этом на некоторых интернет-ресурсах прямо утверждается, что на здании установлено пять мемориальных досок в честь выдающихся российских деятелей, которые здесь жили и именовались Николаями. На самом деле таких памятных табличек на «нашем» доме четыре — Пирогову, Добролюбову, Некрасову и Фигнеру.

«Для красоты» упоминают публициста, философа и писателя Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), который по этому адресу не жил, хотя часто бывал и много работал здесь в редакции журнала «Современник». Но это обстоятельство мемориальной доской не отмечено. Впрочем, придумка с «Пятью Николаями» красивая. Потому, наверное, и прижилась.