О прорыве боевой группы бригаде-фюрера СС В. Монке через Вайдедамский мост я уже опубликовал статью и несколько постов. Подписчики канала "Христофор+", надеюсь, знакомы с этой историей.
Напомню, что в ночь с 1-го на 2 мая 1945 года, прямо перед капитуляцией Берлинского гарнизона, некоторые эсэсовские части (сплошь и рядом состоящие из военных преступников) не захотели сдаваться советским войскам и решили прорваться на запад, чтобы сдаться союзникам.
Возглавил группу прорыва бригаде-фюрер СС В. Монке, начальник сектора обороны "Цитадель" (этот сектор включал в себя рейхсканцелярию и фюрер-бункер). В распоряжении Монке имелись танки, самоходки, бронетранспортеры, автомобили... А также части отборных, фанатично настроенных эсэсовцев. Как природных немцев, так и добровольцев из Швеции, Дании, Франции, Литвы и других стран.
Вместе с группой генерала Монке на запад прорывались многочисленные нацистские бонзы: генералы СС, сотрудники рейхсканцелярии, а также "наци №2" - секретарь Гитлера, рейхсляйтер Мартин Борман (почему группа и получила громкое название "Группы Имперской канцелярии").
Подробно об этом здесь: Загадочное исчезновение Мартина Бормана перед капитуляцией Берлинского гарнизона 2 мая 1945 года.
В ночь с 1 на 2 мая члены боевой группы Монке хитро обогнули порядки советских войск на Вильгельм-штрасе по параллельной улице Фридрих-штрасе и вышли на место предполагаемого прорыва - Вайдедамский мост через Шпрее (иначе говоря, Вайдедаммер-брюкке). Этот мост на карте внизу обозначен синей линией (он ведет не строго на запада, но на северо-запад). После чего и начали знаменитый прорыв, о котором немало говорят как зарубежные, так и отечественные источники.
Однако - вот незадача! - описание прорыва (через Вайдедамский мост и далее - через Ораниенберг) "Группы Имперской канцелярии" (вот почему, спрашивается?) получается совершенно иным у них (на западе) и у нас (в России). Западные источники представляют одну картину прорыва. Наши, отечественные источники, - представляют другую картину. Что это за картины? И почему они отличаются друг от друга? Давайте разбираться...
Рассмотрим сначала картину прорыва "Группы имперской канцелярии" 2 мая 1945 года сквозь призму западных источников. Эти источники (при всех своих противоречиях) сходятся в следующих (пред-) положениях: 1) группа В. Монке была немногочисленна, 2) эту группу сопровождал танк "тигр", 3) на мосту "тигр" был подбит, а Мартину Борману (шедшему за "тигром") пришлось искать из-за этого переправу в другом месте.
О немногочисленности группы Монке говорит английский историк Э. Бивер. У Бивера к Вайдедамскому мосту выдвигается только танк "тигр", самоходная артиллерийская установка и несколько сотен эсэсовцев и солдат вермахта в сопровождении гражданских лиц (Э. Бивер. "Падение Берлина"). В. Монке, по мнению английского историка, не сразу берет мост. Генерал проводит целых 4 (!) атаки, начиная с полуночи. Во время 4-й атаки (в 2.00) Борман у Бивера решает искать переправу в другом месте.
"Вскоре была осуществлена еще одна попытка прорыва через мост. <...>. Однако и этот прорыв не удался. Третья попытка имела место в час ночи, четвертая - еще часом позже. Борман, Штумпфеггер, Швагерман и Аксман какое-то время держались вместе. Они пробирались вдоль железнодорожного полотна, ведущего к вокзалу Лертер... Там их пути разошлись. Борман и Штумпфеггер повернули на северо-восток, к Штеттинскому вокзалу, а Аксман пошел в другую сторону. Однако вскоре Аксман наткнулся на советский патруль и возвратился назад. Теперь он решил пойти по следам Бормана. Через какое-то расстояние Аксман увидел на земле два трупа. Ими оказались Борман и Штумпфеггер." (Э. Бивер. Падение Берлина)
По сути дела, Э. Бивер дает в этом описании "официальную" версию смерти Мартина Бормана, которую мы видим в фильме "Бункер" (2004). Борман здесь якобы НЕ прорывается через Вайдедамский мост, но идет по другому (железнодорожному мосту) через Шпрее до вокзала Лертер с сотрудниками бункера, после чего якобы погибает от шальной пули.
Теперь о "тигре". Впервые о "тигре" на мосту (под прикрытием которого будто бы шел Борман) сообщает личный шофер Гитлера Эрих Кемпка. По словам Кемпка, тигр" не смог пройти Вайдедамский мост, ибо взорвался от выстрела из трофейного "панцер-фауста". После этого рейхсляйтера Бормана отбросило взрывной волной в сторону (но не убило, а только оглушило взрывом). На Нюрнбергском процессе Э. Кемпка говорит:
"Мне кажется, что не снаряд, а панцер- фауст, выброшенный из окна, попал в танк. <...>. Я внезапно увидел пламя и через долю секунды заметил, как рейхсляйтер Борман и статс-секретарь Науман были отброшены от танка. (Эрих Кемпка. Из допроса).
Версию Кемпке повторяют многие западные авторы. Например, Джеймс Макговерн. В книге "Неизвестный рейхсляйтер, 1936-1945" писатель "заставляет" беглецов из рейхсканцелярии отказаться от прорыва по Вайдедамскому мосту (из-за сильного огня русских) и искать другие пути прорыва на северный берег Шпрее. Макговерн видит ситуацию так:
Борман сказал Кемпке, что хочет прорваться через заграждения... <...>. Вскоре после этого подъехали несколько немецких танков «Тигр» в сопровождении пехоты на бронетранспортерах. <...>. Кемпка заметил, как Борман побежал близко к левой стороне первого танка, у его башни. <...>. Первый танк нырнул в проем между заграждениями. В темноте он продвинулся на несколько метров дальше. Затем Кемпка увидел вспышку, подобную молнии, и услышал оглушающий грохот. Танк с полным боекомплектом, который сдетонировал, разлетелся на куски" (Джеймс Макговерн. Неизвестный рейхсляйтер, 1936-1945).
В итоге, в глазах всего Запада Мартин Борман НЕ прорывается через Вайдедамский мост, чтобы умереть от шальной пули у вокзала Лертер...
Теперь обратимся к советским источникам. Картина здесь представляется другая: 1) группа Монке была очень сильна, 2) она прорвалась довольно далеко; 3) "тигра" Бормана не было на мосту в первом эшелоне. ..
Сначала о силе группы В. Монке. Первый свидетель здесь - маршал Г. К. Жуков. В своих мемуарах он говорит, что, по сообщению командарма 3-й Ударной армии генерала Н. И. Кузнецова, утром 2 мая 1945 г. из кольца окружения в Берлине вырвалось 20 (!) вражеских танков и самоходок (Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Т. 2. - М. АПН, 1969 г.).
О боевой мощи "Группы Имперской канцелярии" можно также судить по журналу боевых действий 52-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Н. Д. Козина. Гвардейцы Козина охраняли Вайдедамский мост в ночь с 1-го на 2-е мая 1945 года. В заслоне была рота солдат и батарея 76-х орудий.
Согласно журналу боевых действий 52-й гвардейской стрелковой дивизии, враг пошел в атаку, имея не 2, а 20 единиц тяжелой техники, а также около 2000 солдат. И потому фашисты взяли мост без особого труда... Силами 3 самоходок с десантами. Вот описание боя за Вайдедамский мост по журналу боевых действий 52-й дивизии шенера-майора Козина:
"Дивизия в 2.30 2.05.45 до 12.00 2.05.45 вела тяжелые оборонительные бои... Ротой 155 стрелкового полка и батареей 76 мм. пушек в районе моста... Противник в 2.30 2.05.45 после массированного огневого воздействия по нашим боевым порядкам тремя самоходками с десантами, ворвался на мост... И овладел им, тем самым, обеспечив проход главным силам группировки для прорыва в северном направлении по улице Шенхауэр-аллее...".
За 3 самоходками последовали главные силы В. Монке. Не взирая на минные поля (саперы перед прорывом успели поставить около 40 мин), "Группа Имперской канцелярии" к 5.00 вышла на Берлинер-штрасе. А затем - даже к штабу 52-й дивизии (штаб дивизии из-за прорыва пришлось переносить в другое место), где и встретила свое Ватерлоо.
Ибо гвардейцы Козина, согласно сводке боевых действий от 2 мая, сумели уничтожить 4 танка, 6 самоходок, 1 бронетранспортер, 4 автомашины и около 200 солдат и офицеров Монке во время прорыва. И блокировали врага на Цигель-штрасе (эта улица идет вдоль северного берега Шпрее).
Теперь о прорыве. Согласно советским источникам он был совсем нешуточным. Фашисты не просто прорвались через Вайдедамский мост на северный берег Шпрее. Отдельные части нацистов миновали Ораниенберг и дошли до района Панков (северного пригорода Берлина).
В журнале боевых действий 52-й гвардейской дивизии генерала Козина говорится, что часть прорвавшейся тяжелой техники из группы Монке двинулась по направлению Шенхауэр-аллее-Берлинер-штрасе-Панков. Командовал этой группой танков генерал-майор Беренфенгер.
По свидетельству Э. Бивера, наши танкисты настигли эту группу в Панкове и разгромили ее. Э. Бивер пишет, что "после того, как была потеряна последняя надежда, закоренелый нацист Беренфенгер и его молодая жена покончили жизнь самоубийством" (Э. Бивер. Падение Берлина).
Ну и наконец, когда мы все разобрали, перейдем к "тигру", который, по утверждению Э. Кемпка, был якобы подорван на Вайдедамском мосту. А по словам Джеймса Макговерна, якобы вообще разлетелся на куски. Из-за чего рейхсляйтер якобы получил контузию и в страхе убежал обратно.
Согласно советским источникам, выходит так, что танк "тигр" никакого участия в захвате Вайдедамского моста не принимал. Мост захватили три самоходки с десантами. Эти самоходки и открыли путь на северный берег Шпрее главным силам Монке, которые наступали так стремительно и с такой силой, что едва не захватили штаб 52-й дивизии генерала Козина...
Так может никакого тигра вообще не было? Ну, почему. Был. Этот "тигр" спокойно пересек мост вторым эшелоном после 2.45 2 мая 1945 года. Затем танк с боем дошел до Цигель-штрасе, где и был оставлен своим экипажем после потери хода и блокировки основной части группы прорыва. Об этом сообщает командир "королевского тигра" Бормана (с номером 503) унтершарфюрер Георг Дирс. В своем дневнике он пишет:
1 мая. Около 19.00 поступил приказ на прорыв. <...>. Мы прибыли на Фридрихштрассе к мосту Вайдендаммер около 9 часов вечера. <...>. К нам присоединился высокопоставленный офицер. <...>. Он тоже забрался на корму танка. <...>. У первой же улицы, выходившей справа (как я позднее узнал, это была Цигельштрассе), мы попали под шквальный огонь не столько противотанковой, сколько полевой артиллерии. <...>. Унтерштурмфюрер был неплохо осведомлен и сказал мне, что последним человеком, который к нам присоединился, был Мартин Борман. <...>. Вскоре мы наткнулись на немецкие мины".
Георг Дирс говорит далее, что он взорвал потерявший ход танк по приказу Беренфенгера. Однако группа генерала Крукенберга нашла "тигр" в то же утро невзорванным. На фото выше мы видим этот танк без гусеницы.
Что же получается? А получается очень интересное дело, как сказал бы Колобок по кличке Шеф из мультфильма А. Татарского и И. Ковалева...
В свете западных источников Мартину Борману 2 мая 1945 года ничего не остается, как умереть у вокзала Лертер на Инвалиден-штрасе. Почему? Потому что: 1) группа прорыва Монке мала и небоеспособна, 2) путь на север закрыт советскими войсками, 3) олицетворение мощи третьего рейха - танк "тигр" - сожжен на мосту; 4) кругом летают шальные пули.
В свете советских источников перед Мартином Борманом в ночь на 2 мая 1945 года открывается очень интересная перспектива спасения из кольца окружения. Какая перспектива? Такая: 1) группа Монке сильна; 2) она без труда захватывает Вайдедамский мост; 3) по этому мост свободно проходят и люди, и тяжелая техника; 4) на скорости можно уйти в Панков.
Трудно сказать: прорвался Мартин Борман в Панков или нет... Ясно одно: он точно не бежал за "тигром" по Вайдедамскому мосту 2 мая 1945 года. Э. Кемпка здесь создал, конечно, грандиозный фейк (на Нюрнбергском процессе член Президиума советского комитета защиты мира А. И. Полторак назвал Эриха Кемпка "вралем"). И точно не пытался прорваться в этом месте. Ибо прорываться по мосту не было нужды. Мост был взят.
А что думает о судьбе Мартина Бормана вы, дорогие читатели? Прорвался ли он по Вайдедамскому мосту или же шел по железнодорожному мосту? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), ставьте лайки (они вдохновляют на создание новых статей) и, конечно, подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи:
Штурм Зееловских высот: следовало ли маршалу Г. К. Жукову посылать бойцов в лобовую атаку?
Какое Копье Судьбы (из 4 известных) принадлежало сотнику Лонгину?
Какие аксессуары одежды Иисуса Христа достались римским воинам?