809 подписчиков

Виктор Макеев - засекреченный конструктор

282 прочитали

Фундаменты всех трех составляющих отечественной триады сил ядерного сдерживания закладывались в 50-х годах. Дальняя бомбардировочная авиация создавалась Андреем Туполевым, наземные стратегические баллистические ракеты – Сергеем Королевым. Чуть позже появились ракетные комплексы морского базирования, размещаемые на подводных лодках. Появление последних было связано с необходимостью компенсировать недостатки первых двух способов доставки ядерных зарядов до территории предполагаемого противника.

Академик Виктор Макеев Фото: gubernia74.ru
Академик Виктор Макеев Фото: gubernia74.ru

Действительно, средства противовоздушной обороны могли выявить и отслеживать стратегический бомбардировщик еще задолго до его подлета к границам. Никакой неожиданности не получатся. Бомбардировщик сразу становится уязвимой целью. Тот факт, что американцы удачно сбросили атомные бомбы на японские города во многом объясняется почти полным отсутствием средств ПВО. В современной войне такой роскоши не будет. Навряд ли противник позволит самолетам выйти на позицию для бомбометания.

Ракета, оснащенная ядерной боеголовкой, гораздо более совершенное средство доставки. Но и она имеет недостатки. Координаты пусковых шахт быстро становятся известными противнику. За ними можно постоянно наблюдать из космоса. По ним можно нанести упреждающий удар. Недостаток наземного варианта размещения ракет в малой скрытности.

Так постепенно мысль разработчиков современных вооружений пришла к идее установки ракетных пусковых установок на подводные лодки. Они, погружаясь в морскую пучину, становятся невидимыми для врага. Просторы Мирового океана необъятны. Легче найти иголку в стоге сена, чем подводную лодку.

Создателем морского ядерного щита Советского Союза стал академик Виктор Макеев. Ему пришлось решить огромное количество сложнейших технических проблем прежде, чем ракетные комплексы морского базирования доказали свое преимущество перед другими составными частями ядерной триады.

Пуск баллистической ракеты с подводной лодки Фото: hdpic.club
Пуск баллистической ракеты с подводной лодки Фото: hdpic.club

Во-первых, саму ракету и все системы подготовки к старту предстояло разместить в очень ограниченном объеме. В отличие от наземных установок подводная лодка находится в движении. Соответственно аппаратура должна выдерживать вибрацию и качку, а также повышенную влажность и агрессивное действие морской соли. При подводном старте после выхода из шахты на ракету сразу давит многометровая толща воды, стремясь раздавить ее корпус. Набегающий встречный поток морской воды обязательно будет сбивать ее с вертикального пути выхода на поверхность. Перед стартом в бортовую аппаратуру ракеты необходимо вводить точные координаты места нахождения подводной лодки, координаты цели, скорость движения корабля и его курс. Иначе будет «хромать» точность поражения цели.

В автономном плавании подводная лодка оторвана от всего мира, изредка выходя на сеансы связи. Войны не начинаются по расписанию. Ракетный комплекс постоянно должен находиться в полной боевой готовности, чтобы в любую минуту осуществить пуск. Но как довести команду до лодки, которая идет в подводном положении? Радиоволны не распространяются в воде. Еще одна проблема заключалась в том, как вообще уберечь мир от несанкционированного пуска ракеты. Скрытых психов везде хватает. Вероятность того, что какой-нибудь неадекватный член экипажа доберется до пусковой кнопки не следовало исключать.

Ракетная техника на заре своего появления была крайне несовершенна и ненадежна. Речь не идет о неудачных пусках, которых были десятки. В первых ракетах применялись жидкое топливо и окислитель. Последнее вещество всегда было крайне агрессивным и опасным при хранении. Перед пуском ракеты необходимо было выполнить обязательную операцию ее заправки. Пожары в то время часто случались на земле. На подводной лодке подобный пожар означал неминуемую гибель корабля со всем ее экипажем.

Виктор Макеев (в центре) среди военных моряков Фото: biozvezd.ru
Виктор Макеев (в центре) среди военных моряков Фото: biozvezd.ru

Виктор Макеев со своим коллективом прекрасно справился с поставленным заданием. Родиной морской составляющей ядерной триады стал Миасс – город почти в самом центре России, расположенный за тысячи километров от морей-океанов. В 1955 году ОКБ-385 было поручено заниматься морской тематикой. На должность главного конструктора назначили совсем молодого сотрудника Виктора Макеева. Он с 1947 года будучи еще студентом МВТУ имени Баумана в подмосковном КБ Королева. Назначение выглядело несколько странно. Макееву исполнилось только 30 лет! Из них он два года работал инструктором ЦК ВЛКСМ. Не помог ли ему вездесущий комсомол занять должность главного конструктора? Наверное, да. Но легенда говорит о том, что именно Королев предложил его кандидатуру. Так ли это было на самом деле? Годы постоянного переписывания истории не позволят найти ответ на этот вопрос. Впрочем, Виктор Макеев быстро доказал свою состоятельность, как инженера.

Назначению Макеева главным конструктором ОКБ-385 предшествовала важная работа над ракетой Р-11ФМ – морской модификаций ракеты Р-11. Руководил разработкой сам Королев. Он лично присутствовал на первом пуске с подводной лодки, произошедшем в сентябре 1955 года. Дизельная подводная лодка Б-67 проекта В611 произвела пуск из акватории Белого моря. Дальность полета ракеты была весьма скромная – всего 150 км, но лиха беда начало.

Первой самостоятельной разработкой главного конструктора Макеева стала ракета Р-21, спроектированная специально для подводного старта. В 1963 году в том же Белом море были проведены испытания. Носителем ракеты стала уже атомная подводная лодка. Атомный подводный флот и ракетная техника, как специально были созданы друг для друга. Атомоходы имели преимущество перед дизельными подводными лодками в автономности. Они могли уходить в море на месяца, неся на себе ракеты, и исчезнуть от посторонних глаз под толщей воды. Они могли легко спрятаться за ледяным покровом Северного Ледовитого океана и ждать своего часа.

Макеев и Адмирал Флота Советского Союза Горшков Фото: youtube.com
Макеев и Адмирал Флота Советского Союза Горшков Фото: youtube.com

Ракета Р-27 – следующая разработка Виктора Макеева устранила еще один недостаток ракетной техники. Она стала первой морской ракетой с заводской заправкой топливом. Необходимость заправки ракеты на борту подводной лодки исчезла. У новой ракеты значительно увеличилась дальность полета. Она преодолевала расстояние до 3000 км. Для сравнения у Р-21 было всего 1400 км. Но даже такой дальности было недостаточно. Военные просили создать межконтинентальную морскую ракету, способную из любой точки мира нанести разящий удар.

В 1974 году появилась Р-29 – первая морская межконтинентальная баллистическая ракета с дальностью полета 7800 км. Ее модификации стоят на вооружении до настоящего времени и являются самым массовым продуктом ракетной техники. У ракеты Р-29РМ дальность действия достигла максимального значения 11500 км. Буква «Р» в обозначении означает, что у нее разделяемая боевая часть. В 1977 году КБ Макеева испытало первую такую ракету – Р-29Р.

Между ракетной техникой на жидком и твердом топливе существует технологическая пропасть. Тем не менее, Макееву удалось отойти от привычных технических решений и в 1983 году оснастить твердотопливными ракетами серию атомных подводных лодок проекта «Тайфун». Эти лодки до настоящего времени остаются непревзойденным плодом творческой мысли советских инженеров.

Каждая ракета требовала огромного и напряженного труда коллектива. До установки на подводную лодку ракеты проходили серию испытаний. Для отработки технических решений был оборудован специальный испытательный полигон. К числу ноу-хау, внедренных в конструкцию Виктором Макеевым относятся размещение ракетных двигателей прямо внутри баков с горючим. Этим компенсировалось недостаток объемов. Ракета получалась очень компактной, что требовалось для морских вариантов. Для запуска ракетных двигателей использовалась ампулизация топливных баков. Еще одно новшество. Точность попадания в цель обеспечивалась применением астрорадиокоррекции. Макеев одним из первых в отечественном ракетостроении начал применять композиционные материалы.

Морские баллистические ракеты Виктора Макеева Фото: vpk.name
Морские баллистические ракеты Виктора Макеева Фото: vpk.name

Есть еще одна разработка главного конструктора Макеева, о которой наслышан весь мир. В 1962 году, как исключение, появилась сухопутная передвижная установка с ракетой Р-17. В экспортном варианте она получила в странах НАТО название SCUD. Именно такими ракетами во время войны в Персидском заливе Саддам Хусейн пытался отстреливаться от атаковавших Ирак американцев.

Память о Викторе Макееве в Северодвинске Фото: warheroes.ru
Память о Викторе Макееве в Северодвинске Фото: warheroes.ru

Работа заставляла Виктора Макеева долго не сидеть дома. Он постоянно находился в разьездах, по предприятиям обширной кооперации, столичным совещаниям. Много времени он проводил в Северодвинске, где на стапелях строился атомный подводный флот. Сегодня на доме, где он жил месяцами в командировках установлена памятная доска. Кстати, соседом главного конструктора был другой главный конструктор – академик Николай Семихатов, занимавшийся системами управления ракет.

Характерная особенность. Почти все соратники Сергея Королева, как и сам не относились к числу долгожителей, прожив короткие, но очень плодотворные жизни. Не миновала сия участь и Виктора Макеева. Он скоропостижно скончался в день своего шестидесятиоднолетия. Будучи руководителем самого крупного предприятия в Миассе, он много сделал для благоустройства города, построил современные кварталы многоэтажек, дворцы культуры и спорта, запустил в городе троллейбус. Однако, похоронили главного конструктора морского ракетостроения на Новодевичьем кладбище столицы.

Подводная лодка, оснащенная ракетами Р-29РМ Фото: tass.ru
Подводная лодка, оснащенная ракетами Р-29РМ Фото: tass.ru

Так случилось, что сразу после смерти главного конструктора его КБ проиграло конкурентную борьбу по созданию новой твердотопливной ракеты Р-39УТТХ. Финальная часть работ, начатых в 1986 году, пришлась на сложные 90-е годы и проблемы с финансированием. Несколько неудачных испытательных пусков с полигона привели к тому, что было принято решение отказаться от ракеты в пользу модернизированного морского варианта сухопутной системы «Тополь-М». В борьбе между корифеями ракетной техники явно сказалась нехватка авторитета академика Макеева.

Сегодня ОКБ-385 носит название Государственный ракетный центр имени Макеева, продолжая работать над морской ракетной тематикой. И не только. В апреле месяце из Плесецка был произведен успешный испытательный пуск ракеты «Сармат». Это самая последняя разработка именитого центра.

#историяссср #конструкторы #вооружения #наукаитехника #баллистическиеракеты #ракетыитехника