“А мой уже на компьютере играет, - с гордостью сообщает одна мама другой в раздевалке детского сада, - усядется перед экраном - его и не видно, и не слышно”. Кажется, вот хорошо - ребенок занят полезным познавательным делом и к родителям не пристает. Но не все осознают, сколько проблем создали себе взрослые, допустив маленького человека к близкому общению с современной техникой.
Проблема № 1. Ребенка надо обучать
Приобретая компьютер исключительно для сына или дочери, следует задуматься - а зачем вы это делаете? Если использовать его только как дорогостоящую игрушку, пожалейте здоровье вашего ребенка - провести это время на прогулке в парке или на футбольном поле гораздо полезнее. Если же вы хотите сызмальства приобщать свое чадо к компьютерным технологиям, всю инициативу вам следует взять в свои руки. Или во всяком случае вести постоянный контроль над тем, чем в данный период увлекается ваш ребенок.
С чего начать? Это зависит от возраста и от наклонностей юного пользователя компьютера. Можно с компьютерных игр, а можно и с “рисовалки” типа PaintBrush. Моя 5-летняя племянница с успехом осваивает приемы рисования в пакете PaintBrush а вот собственного сына, когда ему было чуть больше лет, чем этой девочке, в начале привлекали только компьютерные игры. Главное на первом этапе - освоить клавиатуру и научиться управлять мышью.
Рынок как «полезных», так и «развлекательных» программ для детей любого возраста обширен. Шестилетние мальчишки с азартом играют в автомобильные гонки, а девочки наряжают куклу и выбирают расцветки для ее гардероба. И те, и другие с удовольствием раскрашивают картинки. Если ваш ребенок начал изучать иностранный язык, попробуйте заинтересовать его детской обучающей программой.
Мальчиков конечно же больше всего притягивают к себе игры. Само по себе это не так уж и плохо, но выбирайте игры “с умом”. Например, гонки развивают ловкость пальцев и реакцию. Игры-стратегии, предоставляя возможность строить собственный виртуальный мир, в то же время заставляют думать, анализировать ситуации, просчитывать поведение на несколько шагов вперед, самостоятельно принимать решения. Дети, склонные к математике, часто предпочитают всем фантазийным сюжетам строгие логические игры. Помноженные на мощь компьютера, они не только активизируют мыслительную деятельность, но часто требуют быстрой реакции игрока.
Игры-стрелялки - один из худших вариантов, который вы можете предложить ребенку. Конечно, в такой игре требуется определенная реакция, но кровавые сюжеты оставляют желать лучшего.
Играя, ребенку волей-неволей приходится осваивать правила работы на компьютере. В 11 - 12 лет это изучение идет уже вполне осознанно. Не имея перед собой постоянного четкого руководства, он сам, не желая того, проводит исследовательскую работу. А не зная страха что-то испортить, дети порой открывают такие возможности системы, о которых взрослые и не подозревали. Но вопросы неизбежны.
Если родители в силу нехватки времени не могут заниматься с ребенком или не владеют необходимыми знаниями, они могут доверить этот процесс профессионалам. Признанный лидер подготовки специалистов данного профиля, факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, готов вам в этом помочь. На факультете работают компьютерные курсы для школьников. Тематика курсов способна удовлетворить любой вкус: курсы для начинающих, компьютерная графика, программирование на разных языках, профессиональное конструирование сайтов. https://www.vmk-edu.ru/
Обычно ребенок, которого родители привели на курс базовой компьютерной подготовки, в течение нескольких лет проходит полный цикл обучения, приобретая новых друзей и приезжая на занятия уже самостоятельно.
Дорогие родители! Если ваш ребенок часами сидит за компьютером, «стреляя и догоняя», приводите его к нам. Мы откроем ему новые возможности компьютера, и игры отойдут на второй план.
Проблема № 2. Здоровье
Для десятилетнего подростка существуют медицинские ограничения работы перед экраном компьютера: 15 минут работы - длительный перерыв. Чем ребенок младше, тем внимательнее родители должны следить за временем его пребывания за компьютером. Таящиеся опасности - ослабление зрения, аллергия, отклонения со стороны нервной системы, выражающиеся в быстрой утомляемости, апатии, невозможности сосредоточиться на других проблемах. В свое время мой 10-летний сын, проиграв больше положенного за компьютером накануне контрольной по математике, переставал соображать и заслуженно получал не достойные его знаний оценки. Связь была настолько очевидной, что занятия на компьютере пришлось ограничить одним днем в неделю - в пятницу, когда не надо было делать уроки.
Проблема № 3. Социальная активность ребенка
Экран компьютера - это магнит, который вместе с виртуальным миром современных компьютерных игр может настолько увлечь человека (кстати, не только ребенка), что реальная жизнь станет казаться ненастоящей, неинтересной. Не пропустите момента, когда компьютер начнет приобретать статус друга, дорогого и единственного. К сожалению, такие случаи не редкость. Потеря интереса ко всему, что не касается непосредственно компьютера, отказ от общения со сверстниками и, как следствие, неумение это делать.
Приложите все усилия, чтобы круг интересов ребенка не ограничивался одним компьютером. Кнутом или пряником, но гоните свое чадо в театр, на спортивную площадку, дайте в руки интересную книгу, в конце концов, станьте сами интересны для своего ребенка. Тяжело? Времени нет? Но задумайтесь, насколько это важно! Ведь компьютер - это всего-навсего ящик, набитый электроникой, он никогда не заменит ни родителей, ни друзей, ни вообще живого человека.