Найти тему
Версия

Три могилы Гитлера

В преддверии 9 Мая ФСБ рассекретила часть документов, в которых описываются последние дни жизни Адольфа Гитлера, а также обстоятельства его смерти. Обнародованные свидетельства открывают новые подробности о безумном фюрере. Тем не менее пока что остаются без ответа другие вопросы – почему в СССР поначалу решили не сообщать о смерти Гитлера и отчего до сих пор не проведена ДНК-экспертиза его останков, которая могла бы опровергнуть версии о бегстве фюрера в Аргентину?

   Три могилы Гитлера
Три могилы Гитлера

Документы, хранившиеся в Управлении ФСБ по Новгородской области, представляют собой показания, полученные при допросах захваченного в плен группенфюрера СС Ганса Баура. Будучи личным пилотом Гитлера, Баур находился в бункере (на фото вверху) вместе с вождями Третьего рейха и лично наблюдал за тем, как по ходу войны менялось поведение Гитлера.

«С конца 1943 года Гитлер перестал есть за общим столом, т.к. возникло подозрение, что среди ближайшего окружения есть предатель, – рассказывал Баур. – В первых числах января 1945 года Гитлер из Растенбурга переехал в Берлин. Находясь в Берлине, Гитлер ещё больше отделился от нас и всё больше и больше становился замкнутым, держась от всех вдали и проводя время в своём убежище».

Однако даже понимая, что война проиграна, Гитлер продолжал демонстрировать уверенность в неизбежной победе. Выглядело это нарочито натянуто: фюрер часами рассматривал макеты грандиозных зданий, которые после войны будут возведены в Берлине, Мюнхене и Гамбурге. Кого он старался обмануть – других или себя?

Словам Баура, по-видимому, можно верить. Похожим образом Гитлера позже описывал начальник его личной охраны Ганс Раттенхубер: «Он представлял собою в буквальном смысле развалину – на лице застывшая маска страха и растерянности. Блуждающие глаза маньяка. Еле слышный голос, трясущаяся голова, заплетающаяся походка и дрожащие руки». При этом, как записывал в своём дневнике Мартин Борман, фюрер продолжал обманывать окружающих, напоказ склоняясь над картой и рисуя контрудары несуществующих полков – со стороны это выглядело полным безумием.

«Несмотря на серьёзность положения, мы ещё 28 и 29 апреля не знали окончательных намерений Гитлера. За последнее время он почти не выходил из своего помещения. Он очень постарел и осунулся. Руки его дрожали. 30 апреля во второй половине дня он меня вызвал и провёл в свою комнату. Он подал руку и сказал: «Я хочу с вами проститься… Мои солдаты не могут и не хотят больше держаться. Я больше не могу этого выносить», – говорится в показаниях Баура. – Далее он заговорил, что русские находятся на Потсдамской площади и, применив усыпляющий газ, могут захватить его живым. «Я распорядился, чтобы мой труп и труп моей жены были немедленно сожжены, иначе они с ним будут делать что-либо подобное, как с Муссолини… Его они повесили всем напоказ. Когда-нибудь впоследствии придётся написать на моей могильной плите: «Он пал жертвой своих генералов».

30 апреля в 15.10 фюрер покончил с собой. Также самоубийство совершила его жена Ева Браун.

«Обугливание было неполным»

Любопытно, что останки самого ненавидимого в мире человека (и самого разыскиваемого – пленить Гитлера мечтал каждый советский солдат) обнаружились совершенно случайно. О том, как это произошло, известно со слов Елены Ржевской, служившей переводчицей в штабе 30-й армии. Выходило, что 4 мая в саду имперской канцелярии, неподалёку от запасного входа в бункер, кружком стояли начальник отдела контрразведки 79-го стрелкового корпуса подполковник Клименко, старший лейтенант Панасов, а также красноармейцы Чураков, Олейник и Сероух. Чураков обратил внимание на воронку от бомбы, в которой из-под рыхлой земли торчало что-то похожее на уголок серого одеяла. Спрыгнув в воронку, боец наступил на наспех забросанные землёй полуобгорелые трупы мужчины и женщины. Чураков позвал на подмогу товарищей, и вчетвером они извлекли их.

Состояние Гитлера весной 1945-го позже описывал начальник его личной охраны Ганс Раттенхубер: «Он представлял собою в буквальном смысле развалину — на лице застывшая маска страха и растерянности. Блуждающие глаза маньяка. Еле слышный голос, трясущаяся голова, заплетающаяся походка и дрожащие руки»

К тому времени советскому командованию уже было известно о смерти Гитлера – ранее разведчики подполковника Клименко задержали эсэсовца из личной охраны Гитлера Гарри Менгерсхаузена. Тот рассказал, что сам видел, как личный адъютант фюрера штурмбаннфюрер Гюнше и слуга Гитлера штурмбаннфюрер Линге вынесли трупы, облили их бензином и подожгли. Заодно Менгерсхаузен нехотя признался, как тайно метнулся в кабинет Гитлера и снял с его кителя золотой нацистский значок – «в Америке за эту реликвию дорого заплатят». Единственное, чего не знал Менгерсхаузен, почему не удалось исполнить волю Гитлера. Ведь тот хотел, чтобы от его тела ничего не осталось. Выходит, в парке нашли не фюрера, а кого-то другого?

Забегая вперёд, стоит привести показания слуги Линге, который всё объяснил. «Мы не смогли разжечь огонь. Взрывы советских снарядов и пожары, вызванные фосфорными бомбами, производили очень сильные колебания воздуха. Я вернулся в убежище и лишь за бронированной дверью поджёг комок бумаги, пропитанный бензином. Выйдя из убежища, я бросил этот горящий факел между двумя телами. Но они горели очень медленно, и обугливание было неполным, так как горючее было низкого качества», – рассказывал он.

Визуально опознать найденные трупы не представлялось возможным. И хотя все косвенные признаки указывали, что обугленное тело действительно принадлежит фюреру, спешить не стали. «Генерал-полковник Берзарин, комендант Берлина, пообещал, что представит к Герою Советского Союза того, кто найдёт труп Гитлера. Вот и натащили штук шесть «гитлеров», – писала Ржевская. Трупы перевезли в пригород Берлина, где назначенная приказом генерал-лейтенанта Телегина комиссия военных врачей приступила к изучению останков. Вскрытие произвела майор медицинской службы Анна Маранц, исполнявшая обязанности главного патологоанатома 1-го Белорусского фронта. «В деревянном ящике длиной 163 см, шириной 55 см и вышиной 53 см доставлен обгоревший труп мужчины. На трупе был обнаружен обгоревший по краям кусок трикотажной материи размером 25х8 см, желтоватого цвета, похожий на трикотажную рубашку, – говорилось в отчёте. – Ввиду того, что труп обгорел, судить о возрасте трудно, можно предположить, что возраст был около 50–60 лет, рост 165 см».

Таким образом, однозначного свидетельства о том, что на анатомическом столе действительно лежит Гитлер, вскрытие также не дало. Потому было решено добыть неопровержимые доказательства. Оперативно нашли стоматолога, чинившего зубы Гитлеру. Перепуганный Фриц Эхтман выдал медицинскую карту фюрера и подтвердил, что узнаёт челюсть показанного ему трупа. «Эта конструкция зубного моста является моим личным изобретением, больше никому такого моста я не изготовлял и подобной конструкции прикрепления зубов не встречал», – поклялся он. Теперь сомнений больше не оставалось: Гитлер мёртв, именно его горелый труп лежит в ящике.

Поскольку штабной сейф ещё не прибыл, носить коробку, в которой лежала изъятая челюсть Гитлера, поручили Ржевской. «В самом страшном кошмаре не могло привидеться фюреру, приложившему столько усилий для истребления евреев, что одна еврейка будет копаться в его внутренностях и описывать анатомические особенности его трупа, включая неаппетитные подробности, вроде отсутствия левого яичка, а другая – таскать коробку с его челюстями и досадовать, что они мешают ей отпраздновать капитуляцию Третьего рейха, – делается заключение в книге Ржевской. – Возможно, Бог всё-таки существует».

«Опознанного трупа Гитлера мы не нашли»

«Мы надеялись, что со дня на день будут оглашены эти неопровержимые доказательства. Народ, отдавший всё для победы над фашизмом, вправе узнать, что поставлена последняя точка в этой войне, – писала далее Ржевская. – Но 8 мая в нашей печати появилось сообщение о том, что Гитлер где-то скрывается. К этому времени кое-кто из начальников, улавливающих идущие «сверху» флюиды, уже перестал испытывать интерес к выяснению обстоятельств смерти Гитлера и не слишком одобрял рвение, с которым мы добивались доказательств».

Ситуация действительно выглядела несколько странно. Война официально закончилась, и весь мир ждал ответа на вопрос о том, что же стало с Гитлером. О том, что фюрер покончил с собой, знали все, однако официальной информации об этом не было. Так, 26 мая на встрече с представителем США Гарри Гопкинсом Сталин заявил, что он не верит, что найденное тело принадлежит Гитлеру. Также вождь предположил, что Гитлер, судя по всему, спрятался вместе с Борманом: «Может быть, они в Японии. Советской разведке было известно, что у немцев было 3–4 большие подводные лодки, которые совершали рейсы между Японией и Германией, доставляя из Японии ценные грузы и валюту». Одновременно «Правда» опубликовала ответы маршала Жукова на вопросы журналистов о Гитлере. «Обстановка очень загадочная. Опознанного трупа Гитлера мы не нашли. Сказать что-либо утвердительно о судьбе Гитлера я не могу. В самую последнюю минуту он мог улететь из Берлина, так как взлётные дорожки позволяли это сделать», – отвечал маршал.

С одной стороны, это объяснимо – несмотря ни на что, вероятность бегства Гитлера и имитации его смерти всё-таки оставалась. В связи с этим в оперсекторе НКВД города Берлина было заведено агентурно-разыскное дело на Адольфа Гитлера, под № 300919, а контрразведка Смерш отыскала и опросила десятки лиц, близких к руководству Третьего рейха. В результате, как сообщается в публикации «Агония и смерть Гитлера», опубликованной на сайте ФСБ, в конце мая 1945 года из Берлина в Москву были направлены документы, подтверждающие смерть Гитлера. А 16 июня Берия доложил И.В. Сталину и В.М. Молотову об актах опознания останков фюрера и о результатах экспертиз, а также о показаниях свидетелей из числа задержанных немцев. То есть сомнений уже практически не оставалось. Однако спустя месяц, встретившись в Потсдаме с президентом США Трумэном, Сталин вновь заявил, что Гитлер скрылся либо в Испании, либо в Аргентине. «Официальные заявления Советского правительства об итогах работы по поиску Гитлера и его окружения, документы дентологических и других исследований по опознанию трупов главных нацистов не обнародовались. Здесь вполне могли присутствовать политические мотивы», – скупо констатируют авторы статьи.

В результате США инициировали собственную операцию по поиску Гитлера. В 2019 году ФБР рассекретило досье из 203 страниц, в котором описывается проверка различной информации о возможном местонахождении фюрера. Так, в сентябре 1945 года бюро получило информацию о том, что некий аргентинец по имени Гайдано рассказал в баре голливудскому актёру Роберту Диллиону – он-де входил в группу, обеспечивавшую тайный приём Гитлера в Аргентине. По словам Гайдано, через две с половиной недели после падения Берлина фюрер тайно бежал из Германии на подводной лодке вместе с женой и сопровождающими. Беглецы высадились в заливе Сан-Матиас, после чего на лошадях двинулись к предгорьям Южных Анд, где теперь и проживают на ранчо в безлюдном месте. Как уточнял Гайдано, узнать Гитлера было сложно, так как он сбрил свои знаменитые усы.

Однако проведённая проверка не нашла подтверждений этой версии. Позже ФБР пришлось проверять десятки подобных сообщений. Энтузиасты то «узнавали» фюрера на случайных фото, то утверждали, что столкнулись с ним в ресторане. Как правило, все следы вели в Южную Америку, где после войны действительно укрылись тысячи нацистов. В связи с этим в сотрудничестве с выжившим Гитлером всерьёз подозревали аргентинского диктатора Хуана Перона. Согласно распространённой версии, фюрер жил на берегу озера Науэль-Уапи и умер лишь в феврале 1962 года. Тем не менее, как следует из обнародованных документов, директор ФБР Джон Гувер сильно сомневался в том, что Гитлер остался в живых, и потому распорядился не тратить силы на заведомо бесполезное расследование.

В начале июня 1945 г. останки были тайно захоронены в лесу близ города Ратенов в 70 километрах от Берлина. Однако уже в феврале 1946 г. их также тайно выкопали и зарыли на территории военного городка в Магдебурге. Вместе с останками Гитлера и Евы Браун захоронили и останки семьи Геббельс. Там они и пролежали вплоть до 1970 г.

«Изъять и физически уничтожить останки»

А что же стало с обгорелым трупом Гитлера? Как рассказывал начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ РФ Василий Христофоров, в связи с передислокацией отдела контрразведки Смерш 3-й ударной армии в начале июня 1945 года останки были тайно захоронены в лесу близ города Ратенов в 70 километрах от Берлина. Однако уже в феврале 1946 года по указанию начальника Смерша группы советских оккупационных войск в Германии генерал-лейтенанта Зеленина их так же тайно выкопали и зарыли на территории военного городка в Магдебурге, где базировались переехавшие смершевцы. Вместе с останками Гитлера и Евы Браун зарыли и останки семьи Геббельс. Там они и пролежали вплоть до 1970 года, пока Советский Союз не решил передать военный городок властям ГДР. 13 марта 1970 года председатель КГБ Юрий Андропов доложил в ЦК КПСС о целесообразности изъятия останков и их уничтожения. Итогом этого стал секретный план «Архив», выполнение которого поручили опергруппе Особого отдела КГБ 3-й армии ГСВГ. В приказе говорилось: «Изъять и физически уничтожить останки захороненных в Магдебурге 21 февраля 1946 г. в военном городке по ул. Вестендштрассе возле дома № 36 военных преступников».

Задача несколько осложнялась тем, что указанное место было весьма оживлённым. В доме № 36 располагались клуб и магазин, рядом проживали вольнонаёмные работники военного городка, по двору постоянно ходили прохожие и играли дети. Никто из них даже не догадывался, что под ногами у них находится горелый труп Гитлера. Тем не менее приказ был исполнен быстро и чётко. В начале апреля под видом строителей на Вестендштрассе прибыли оперативники КГБ. Ветераны Смерша, участвовавшие в захоронении в 1946 году, указали точное место. Над ним была разбита палатка – сперва её охраняли солдаты, затем перед эксгумацией их сменили чекисты. В ночь с 4 на 5 апреля 1970 года опергруппа вскрыла могилу. Как оказалось, останки сгнили и превратились в труху. Найденные кости собрали в ящики из-под автоматов Калашникова и вывезли в район Гнилого озера в окрестностях Магдебурга, где сожгли. Выполнить грязную работу пришлось самому младшему члену опергруппы Владимиру Гуменюку. После сожжения останков он замаскировал место костра, собрал пепел в солдатский вещмешок, а затем развеял пепел по ветру у реки Бидевиц. «Пришёл домой, долго мыл руки с мылом, хотя они и так были чистыми», – рассказывал он спустя много лет газете «Труд». Вещмешок Гуменюк сохранил на память.

Выходит, Гитлер исчез, не оставив и следа? Как выясняется, нет – часть его останков так и хранится в архиве. Во-первых, осталась челюсть – та самая, которую носила при себе Елена Ржевская. Четыре элемента с золотыми зубами, по которым производилась идентификация, были направлены в следственный отдел 2-го Главного управления МГБ СССР, а затем помещены в архив Лубянки. Во-вторых, есть ещё часть черепа. В январе 1946 года первый заместитель начальника Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР генерал-лейтенант Амаяк Кобулов написал справку, в которой ставил под сомнение версию о самоубийстве фюрера. В частности, Кобулов отмечал противоречия в показаниях свидетелей смерти Гитлера. Кроме того, указывалось, что после захвата имперской канцелярии был обнаружен труп гитлеровского двойника Густава Веллера. Может быть, и обгорелые останки были подкинуты нарочно для отвлечения внимания?

В результате в Берлин отправилась специальная комиссия, которая провела дополнительные раскопки на месте обнаружения трупов Гитлера и Евы Браун. При осмотре ямы был найден фрагмент, описанный как «левая теменная часть черепа с выходным пулевым отверстием». Также в бывшем фюрербункере изъяли часть обшивки дивана со следами крови, на котором Гитлер покончил с собой. Учитывая, что ещё первая экспертиза установила у трупа «частичное отсутствие крышки черепа», был сделан вывод о принадлежности найденной «левой теменной части с выходным пулевым отверстием» останкам. Тем не менее комиссия всё же не решилась сделать однозначный вывод, указав, что речь идёт о «предполагаемых трупах Гитлера и Браун» и фрагменты черепа «предположительно Гитлера». С 1962 года окровавленный подлокотник дивана и фрагмент черепа хранятся в Центральном госархиве Октябрьской революции – нынешнем Государственном архиве РФ.

Эти останки продолжают оставаться камнем преткновения и аргументом для тех, кто верит, что Гитлер не покончил с собой. Ведь и правда, что мешало заранее подготовить двойника и изготовить ему похожий зубной мост – в охране фюрера работали настоящие асы. В 2017 году бывшие сотрудники британской и американской разведок открыто заявили, что Гитлер выжил, о чём в Москве знали, именно поэтому Россия отказывается проводить ДНК-анализ хранящихся в архивах останков, а именно он и только он может дать ответы на все вопросы. В ФСБ на такие претензии обычно заявляют так: дескать, сколько анализов ни проводи, сомневающиеся всё равно останутся. К тому же непонятно, с чем сравнивать полученные данные – контрольных образцов всё равно нет. Хотя, может быть, в фуражке фюрера, выставленной недавно на обозрение на территории храма Минобороны, завалялся волосок или чешуйка кожи, подходящие для проведения анализа? Результаты его наверняка стали бы сенсацией.