Когда менять зимнюю резину на летнюю

Шиномонтаж
Шиномонтаж

Производители шин рекомендуют устанавливать зимние покрышки при среднесуточной температуре 5-7 ℃. Хотя там есть и другие нюансы. Вопрос обратного перехода с зимних шин на летние ещё более сложный. Однозначно не стоит торопиться и переобуваться сразу после того, как сойдет снег или температура поднимется выше нулевой отметки. Но и тянуть до лета не следует. Когда менять зимнюю резину на летнюю, на какие показатели ориентироваться и есть ли штраф за использование шин не по сезону – расскажем в этой статье.

При какой температуре менять зимние шины на летние

Обратная схема с переобуванием при температуре 5-7 ℃ при переходе с зимних шин на летние не работает. При сухой солнечной погоде летние покрышки действительно будут обеспечивать лучшее сцепление и меньший тормозной путь даже при околонулевой температуре. Однако в случае дождя с последующим похолоданием или снегопада, что весьма вероятно в весенний период, ситуация резко изменится.

Как показывают тесты, проводимые при температуре 5℃, разрыв в тормозном пути на чистом асфальте между автомобилями на зимней и летней резине относительно невелик. При торможении с 80 км/ч до полной остановки разница составляет в среднем около 5 метров в пользу летних покрышек. Чтобы нивелировать это преимущество, достаточно увеличить дистанцию до едущего впереди автомобиля на один корпус машины.

А вот если подморозит, и на асфальте образуется лед, либо пойдет снег, сцепные свойства летней резины резко ухудшатся. В 2020 году автопортал AUTO.TUT.BY провел тест шин четырех типов (летние, всесезонные, зимние фрикционные и шипованные) на снежной каше. В ходе испытаний автомобили тормозили со скорости 80 и 40 км/ч до полной остановки. Результаты оказались следующими:

Производители шин рекомендуют устанавливать зимние покрышки при среднесуточной температуре 5-7 ℃. Хотя там есть и другие нюансы. Вопрос обратного перехода с зимних шин на летние ещё более сложный.-2

При торможении с 80 км/ч до 0 разрыв между летними шинами и зарекомендовавшей себя лучше всего на этом покрытии «липучкой» ошеломляющий – больше 40 м, а с «шиповкой» – 26,2 м.

Негативные последствия на обледеневшей дороге при излишне раннем переходе на летнюю резину будут заметны даже на более низких скоростях. Помимо значительно увеличившегося тормозного пути сильно ухудшится управляемость – даже на малой скорости при входе в крутой поворот автомобиль может развернуть. Разница в поведении на льду автомобилей, на которых установлены летние, всесезонные и зимние шины, хорошо показана в данном видео: https://youtu.be/GlYEMH10Z4s

Снегопады в Москве и Подмосковье вплоть до мая – вполне обыденное явление. Поэтому не стоит спешить с переобуванием уже при первом потеплении, которое обычно случается в марте. Оптимальный вариант – дождаться, пока среднесуточная температура не будет держаться на уровне 8 ℃ и выше как минимум в течение недели. Следует учесть и прогнозы синоптиков на ближайшие 10 дней. Если ожидается похолодание, с переходом с зимней резины на летнюю лучше ещё немного повременить, особенно в случае эксплуатации автомобиля в утренние и вечерние часы, когда температура резко падает.

Чем грозит использование шин не по сезону

Действующий технический регламент таможенного союза запрещает использование летних шин на легковых автомобилях в период с декабря по февраль включительно, а также эксплуатацию транспортных средств с ошипованными шинами с июня по август. Периоды использования могут быть скорректированы региональными законами. Сезонных ограничений для фрикционных и всесезонных шин нет.

Производители шин рекомендуют устанавливать зимние покрышки при среднесуточной температуре 5-7 ℃. Хотя там есть и другие нюансы. Вопрос обратного перехода с зимних шин на летние ещё более сложный.-3

Однако по состоянию на апрель 2022 года штраф за нарушение вышеперечисленных требований ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» не предусмотрен в КоАП РФ. Возможность его введения обсуждают уже несколько лет, но вряд ли это произойдет в этом сезоне.

Продолжая эксплуатировать зимнюю резину летом, можно нарушить другое правило, касающееся минимальной остаточной глубины протектора. Для летней резины она составляет 1,6 мм, а для зимней – 4 мм. Впрочем, штраф по ч.1 ст.12.5 КоАП за это нарушение всего 500 рублей.

Таким образом, с точки зрения закона установивший на своем автомобиле шины не по сезону водитель практически ничем не рискует. Однако эксплуатация зимней резины летом имеет массу других негативных последствий. Более мягкие покрышки при температуре выше 15 ℃ «плывут», что приводят к ухудшению управляемости и росту потребления топлива. Из-за ускоренного истирания протектора ресурс резины сокращается, а ошипованные шины активно теряют шипы, что обязательно отразится на их сцепных свойствах в зимний период.

Обычно оптимальный период для перехода с зимних шин на летние в Москве и Подмосковье – вторая половина апреля. Вероятность заморозков и снегопадов в это время уже невелика, а асфальт достаточно быстро прогревается в дневное время.