Боба Марли иногда называют одним из лучших авторов песен прошлого века. Давайте заглянем в то, что скрыто за текстами и узнаем, что повлияло на музыканта и заставило его написать известные хиты Get Up, Stand Up, Jamming и Punky Reggae Party.
Get Up, Stand Up
Боб Марли написал песню после того, как съездил на Гаити и увидел царящую там нищету. Свидетельств этой поездки практически не сохранилось – о ней рассказывала одна из возлюбленных Боба Эстер Андерсон.
Сам музыкант тоже вырос в бедном гетто Тренчтауна на Ямайке и был не чужд бедности. Поэтому из впечатлений от поездки в 1973 году родилась композиция, в которой музыкант призывает людей восстать против плохих условий жизни и начать бороться за свои права. «В этой песне говорится о том, что человек имеет возможность жить», – скажет Марли пару лет спустя.
Соавтором композиции был Питер Тош – коллега Боба по группе The Wailers. Он всегда достаточно воинственно относился к проявлениям притеснения: «Я что-то делаю», – говорил он, – «потому что вижу, как людей эксплуатируют».
Кстати, в припеве можно отчетливо расслышать отсылки к инструментальным хукам из песни Slippin' into Darkness группы War. Это неспроста: Марли вдохновляло их звучание.
Jamming
Jamming любят за ее позитивный грув – но на самом деле песня родилась из боли. В конце 1976 года на Марли было совершено покушение: семеро вооруженных людей ворвались в резиденцию музыканта в Кингстоне. Боб и еще три человека получили ранения, но выжили.
Тот год был годом выборов на Ямайке, и политическая ситуация была крайне напряженной. Прокоммунистическая партия боролась против проамериканской.
Марли старался держаться вдалеке от политики. Он планировал участие в концерте, на котором мечтал объединить людей из разных политических коалиций под знаменем мира и любви. Но одна из партий перенесла даты выборов так, чтобы они совпали с концертом – и Боба стали обвинять в поддержке одной из сторон. Из-за этого, судя по всему, и произошло покушение.
После происшествия музыкант отправился в самоизгнание в Лондон, где написал Jamming. О том, что пережил музыкант, говорит строка: «No bullet can stop us now, we neither beg nor we won't bow» – «Пули нас не остановят, мы не будем молить и не прогнемся».
Кстати, два года спустя именно под звуки этой песни Боб Марли соединит руки руководителей противоборствующих партий – и все-таки добьется долгожданного символа мира.
Punky Reggae Party
Дон Леттс, друг Марли и диджей легендарного панк-клуба Roxy в Лос-Анджелесе, вспоминал о происхождении Punky Reggae Party так:
«Мы поссорились из-за панк-рока. Однажды я пришел к нему домой, на мне были штаны со множеством ремней, и он спросил: «Дон Леттс, мы что, альпинисты?» Я ответил: «Нет. Боб, сейчас это в тренде. Это панк-рок». Он сказал: «Ну нет, давай убирайся отсюда». А через три месяца записал Punky Reggae Party».
Возможно, Марли услышал кавер группы Clash на ямайскую песню Police and Thieves и решил сделать своеобразный ответ. Первоначальную запись Марли сделал в Лондоне, но она была слишком «причесанной». Тогда продюсер Ли Перри перезаписал инструментальную часть на Ямайке с группой The Upsetters и добавил композиции бунтарства, а Марли уже сверху добавил голос.
Получился, конечно, не Clash, но все равно в песне чувствуется взрыв. «Такое нельзя было сделать в Лондоне», – сказал потом Перри. – «Только на Ямайке».
Подписывайтесь на наш канал House of Marley, чтобы узнать еще больше о творчестве Боба Марли и его наследии.