Джона Кассаветиса называют самым влиятельным кинематографистом Америки 20-го века и основоположником американского независимого кино.
И то и другое можно оспаривать, но Джон Кассаветис действительно является одним из самых ярких фильммейкеров 1960-70-х годов, оказавших огромное влияние на приход неореализма в Голливуд и трансформации подхода к актерскому мастерству.
Самым известным фильмом Джона Кассаветиса является его лента "Женщина под влиянием" 1974 г. Это камерная драма, главную роль в которой блистательно исполнила супруга Джона Кассаветиса - Джина Роулендс. В центре внимания тут кажущаяся сумасшедшей женщина, которая проводит время у себя дома, сначала в ожидании мужа, затем в яростных разборках с ним, а затем мирно проводя застолье с друзьями супруга.
"Женщина под влиянием" - яркий образец творчества Джона Кассаветиса, обращенного на "маленького человека" и его "маленькие чувства". Герои его фильмов - обычные люди, живущие обыденной жизнью, но не являющиеся стереотипными и легко распознаваемыми типажами. Наоборот, понять, что переживают и о чем думают персонажи - задача не из простых. И она по сути является центральной для зрителя.
В этой и прочих знаковых лентах Джона Кассаветиса нет традиционной структуры повествования, а сюжет держится на характерных героях, которые не играют, а живут в кадре. Фильмы Кассаветиса славятся как образцы импровизационного кино, при этом режиссер отмечал, что все его ленты основаны на сценариях и довольно жестко следуют им. Но актеры получали возможность интерпретировать изображаемых ими персонажей и привносить что-то свое, обогащая сюжет и диалоги новым видением разыгрываемой истории.
Признание и славу Джон Кассаветис получил еще в 1968 г., когда снял "Лица" - историю сложных взаимоотношений мужа и жены, проживших долгие годы вместе и решивших расстаться. В свое время фильм казался глотком свежего воздуха и конечно же ознаменовывал приход в американский кинематограф веяний европейского кино, переключившегося после Второй мировой войны на реалистичные истории о бытовых проблемах обычных людей.
"Лица" получили 3 номинации на Оскар, а "Женщина под влиянием" - 2. По прошествии времени в один ряд с этими лентами встала картина "Мужья" 1970 г. - история трех мужчин, которые устраивают попойку после похорон одного из своих друзей. А один из них переживает острый кризис из-за развода с женой.
Эти и другие фильмы Джона Кассаветиса поражали зрителей и критиков своим необычным подходом к повествованию и способностью раскрывать сложную психологию как мужчин, так и женщин. В его картинах безумие и нормальность всегда идут рука об руку и составляют необычную картину обыденной жизни. А творческая и финансовая независимость, с которой Джон Кассаветис брался за создание своих историй, стали вдохновением для многих поколений фильммейкеров, желающих создавать авторское необычное кино.
Если не знакомы с творчеством Джона Кассаветиса, то обязательно исправьте это. К тому же в его фильмах получили великолепное раскрытие такие без сомнения талантливые актеры как Джина Роулендс и Питер Фальк (знакомый многим по роли Коломбо в одноименном сериале).
Помимо обозначенных выше лент, критики и зрители высоко ценят "Минни и Московитц" 1971 г., "Убийство китайского букмекера" 1976 г., "Премьера" 1977 г., "Глория" 1980 г. (принесшая Джине Роулендс очередную номинацию на Оскар) и "Потоки любви" 1984 г. (где Джон Кассаветис и Джина Роулендс сыграли дуэтом).
Знакомы с фильмами Джона Кассаветиса? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме. Ставьте лайки )
#РоссияСтранаВозможностей #ТопБЛОГ